Успех – это плохо
Вряд ли тех, кто читал наш предыдущий номер, удивит выбранная сегодня тема. Одно перечисление всевозможных наград и достижений как самого «Логоса», так и его авторов и друзей, заняло изрядное количество строк. И уже в новом году главного редактора догнала премия имени Эдуарда Волкова, данная по итогам профессионального конкурса среди средств массовой информации и журналистов Республики Саха (Якутия), а редактору и автору якутских текстов Саргылане Леонтьевой была вручена премия Совета языковой политики при президенте РС (Я) и Национального книжного издательства «Бичик» им. С.А. Новгородова.
Наслушавшись медных труб свыше всякой меры, мы поневоле задумались об успехе. Оказалось, не так-то легко его выносить… без вреда для своего здоровья – духовного, прежде всего.
Да как же? – изумится читатель, – как же успешность может быть тяжкой? Разве миллионы людей во всём мире не жаждут её, не стремятся к успеху как к самой заветной цели? Разве не идут ради него на всевозможные жертвы (и хорошо, если жертвуют собой, а не другими)? Разве не предают при этом коллег, друзей, близких, родных, свои убеждения? Разве не доводят себя до анорексии, психозов, экспериментов со стволовыми клетками, заканчивающихся гибелью? Разве не выставляют на всенародное обозрение грязное бельё, да что там… – интимные части тела, низменные страсти – лишь бы говорили?! Разве не рискуют ради «Минуты славы» в телеэфире здоровьем своих детей, отправляя их на цирковые трапеции без страховки? И вот уже нам сообщают, что не пробившийся в финал этого популярного шоу музыкант, решивший покорить жюри игрой на фортепиано ногами, кончает жизнь самоубийством!
Ради успеха убивают не только других, даже… себя! – Хоть после смерти обо мне заговорят! Безумие? Возможно. Но, может, просто это извращённое понятие успеха? Что там у нас под этим словом подразумевается сегодня? Деньги, популярность, умножающая деньги, за которые покупается популярность… А также всё, что этому почти непременно сопутствует – утехи сладострастия и чревоугодия, вообще всякое угождение плоти. Любой мало-мальски подкованный христианин немедленно поставит диагноз, вспомним авву Дорофея, его знаменитые три «С»: всякая страсть, по слову святого, рождается от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия.
Но и далёкие от христианства психологи и философы констатируют, что успех, прагматизм, социальное соответствие, глянец приобрели черты культа, стали суррогатами религии в современном мире. В контексте общества потребления обладание успехом (причём не зависящим от реальных заслуг и достижений) провозглашается всеобщим и обязательным (какая уж тут свобода?!). Известный православный публицист Андрей Рогозянский пишет: «Успех изначально является термином бизнес-практики и сохраняет присущий ей авантюрный игровой колорит. Массовым обществом таковой мистифицируется и наделяется свойствами языческого, анимистического понимания: с фатумом, везением и т.п. Можно говорить о «комплексе успешности» и, наоборот, страхе социального несоответствия как о навязчивых состояниях и химерах, угнетающих современность».
Пример? Могу из жизни. Мой друг, Анатолий Нагальский, занимающийся людьми с ментальными нарушениями, недавно размышлял в письме: «Для «преуспеяния по-новорусски» необходима определённая мера небрезгливости, чего уж там искать эвфемизмы… С другой стороны (я в данном случае имею в виду исключительно себя), такой вот снобизм может иметь причину вовсе не романтическую. Бытует мнение, что особи, изначально не приспособленные к рыночным обстоятельствам (и рыночной же морали), своим брюзжанием обязаны собственной неспособности к бизнес-занятиям. Мол, «зелен виноград». Люди (сужу по нескольким своим приятелям), преуспевшие в этом новом для нас мире, сформировали свою философию и мораль, по которой непохожие на них и не достигшие определённого материального успеха, относятся к «лузерам». Не стану утверждать, что в этом нет изрядной доли истины. Можно, конечно, защищать ту точку зрения, что у меня другие критерии личностного успеха – но оппоненты только усмехаются в ответ на этот довод. Мол, ты сначала купи «Мерседес», а уж потом мы тебя послушаем. Один примечательный человек, бизнесмен и благотворитель, очень яркая личность, уверял меня, что многие беды так называемого «третьего сектора» (это кластер общества, озабоченный помощью всякого рода незащищённым группам – умственно отсталых, сирот, инвалидов, больных СПИДом и т.д.) обусловлены тем, что туда идут люди, не способные к самореализации в смысле занятий бизнесом. Такие вот предубеждения с разных сторон моральных баррикад».
Действительно, предвзятость существует и в отношении подпадающих под внешние мерки успешности – «карьера, слава, благосостояние», – и среди этих людей есть те, у которых хватило мужества и целомудрия, чтобы не расчеловечиться (к слову сказать, неудачи в разных сферах жизни едва ли не чаще ведут к деформации личности, потере человеческого облика).
И всё же признаем: навязываемая обществу рекламой, средствами массовой информации, особенно телевидением, идеология успеха калечит сознание и психику. С одной стороны, «успешные» смотрят на своих современников, не достигших известного материального благополучия, не приобретших определённого социального статуса, не ставших узнаваемыми, «раскрученными» (и часто принципиально, категорически не желающих ничего этого!), свысока: неудачники, третий сорт, быдло. А с другой – сами становятся уязвимыми, потому что, живя ложными ценностями и теряя то, что представляется им единственно значимым (деньги, внешность, молодость, внимание публики и т.д.), они погибают, причём часто в прямом смысле.
Психологи и психотерапевты начинают специализироваться на «здоровых и богатых». Ещё со времён «Великой депрессии» специалисты пытаются проанализировать тот факт, что в волне суицида, обрушившейся на Америку в конце 1929 – начале 1930 годов, большую часть составляли «сильные мира сего». Нынешний кризис подкинул новую пищу для размышления. Реакция на него была аналогичной: в конце 2008-го – начале 2009-го в США и странах Западной Европы произошли несколько громких самоубийств. Их жертвами стали представители бизнес-элиты. Например, 5 января 2009 года под поезд бросился Адольф Меркле – один из богатейших людей Германии и Европы.
Но есть и другие последствия, которые проявляются при внешнем благополучии: гибель нравственная, духовное разложение, потеря жизненных ориентиров. Успех, ставший для многих призрачной целью, миражом в пустыне, где не растут подлинные смыслы, заводит человека в тупик. Пустота заполняется алкоголем, распутством, погоней за развлечениями, пресыщение которыми рождает лишь большую пустоту и бессмысленность.
А если успех достигнут неправедными средствами, если за ним стоит скандал, разврат, стяжательство, ложь, коррупция, воровство, насилие? Горе от таких! И горе таким.
Успех – это хорошо
Но если понимать, что настоящий успех – в другом?! Часто он приходит уже после смерти талантливого человека, не испытавшего при жизни, кажется, ничего, кроме непонимания высокомерных, бездарных, глупых (и по всем статьям успешных!) современников (вспомним великого учёного, академика Николая Вавилова, который мечтал накормить человечество и умер в тюремной больнице от пеллагры, то есть от голода!), унизительной бедности, доходящей до нищеты (письма Бетховена полны жалоб на безденежье), отверженности близких, родных, знакомых (за гробом Моцарта шёл только один человек – Сальери), после многих лет забвения творческого наследия (Бах старший, несмотря на огромную популярность своих сыновей – выдающихся музыкантов, был забыт потомками на сорок лет), после стольких творческих мук, доводящих до безумия (кто не знает биографии Ван Гога)… Но и счастья, счастья, тоже! А это как объяснишь тем, кому блаженство творчества недоступно?
Но, может быть, это и хорошо, что недоступно? «Продвинутый» православный сходу напомнит, что любое творчество сопряжено с искушением для тщеславия и гордыни.
Так что же, неужели правы те, кто предаёт свой талант, фактически зарывает его в землю, бросает требующую высокой квалификации хорошо оплачиваемую работу ради того, чтобы махать в храме тряпкой и скоблить подсвечники, кто отказывается учиться, потому что открывает для себя Евангелие? Не многие готовы на подобные подвиги без вреда для своей души, предупреждает Церковь. «Как, и в этом грех? Да что ж такое у этих православных?! – вздохнёт читатель, – Грех, куда ни повернись?»
Именно так. И потому не успеха надо избегать, а грехов, чем бы ты ни занимался! Стремление же к успеху естественно для любого, кто пытается делать дело не абы как, а по возможности хорошо, подобно тому доброму рабу, который не зарыл, а приумножил Богом данный талант.
Ведь очевидно же, что целью деятельности человека совсем не обязательно может быть пошлое увеличение счёта в банке или лицезрение своей физиономии на обложке глянцевого журнала, и не яхта с дорогими девочками в виде эскорта, и не карьера любой ценой – лишь бы начальником. Можно стремиться, например, к семейному счастью, чтобы детей воспитать достойными людьми, чтобы работа была в радость, чтобы она пользу людям приносила, чтобы смысл жизни найти, чтобы тайны мироздания открыть, чтобы, наконец, прийти к Богу. И если иметь в виду, что у христианина, по большому счёту, иной цели и нет, кроме как спасение души (есть промежуточные жизненные задачи, даже у монахов, которые выполняют самые разные послушания), то священник Роман Матюков прав: самые успешные люди на свете – это святые.
Настоятель храма в честь Рождества Богородицы в Крылатском, духовник Московской Патриархии протоиерей Георгий Бреев говорит: «Мне кажется, Сам Господь заложил в человеческую природу стремление к успешности. Это одна из духовных сил, которая человека активизирует, собирает воедино и побуждает стремиться к избранной цели – мыслями, чувствами, действиями. И эта движущая сила склоняет нашу волю к исполнению того, что мы задумываем, что ложится желанием в душу. Успех – это то, что даётся человеку не сразу, но если он его достигает, то это сообщает ему некое чувство радости и даже счастья… Думаю, что, какую бы область человеческой деятельности мы ни взяли, стремление к успеху – это то, лишившись чего, жизнь потеряла бы смысл. Потому что успех является показателем, что мы двигаемся и, преодолевая трудности, держимся правильного курса. Чувство успешности окрыляет человека».
Конечно, двигаться можно и по замкнутому кругу, можно крутиться, как белка в колесе, если твои цели замкнуты на земном (не обязательно низменном, но даже высоком творчестве, семейной любви, добрых делах), если нет устремления к Вечному, нет желания или способности соизмерить успехи в карьере, семье, творчестве с ценностями непреходящими, вечными, божественными… Но если человек трудится, подчиняя каждое своё усилие главному делу всей жизни: духовному возрастанию на пути к Творцу – как может успех ему помешать?
Тем паче, к успеху должны стремиться те, кто делает своё дело во славу Божию, дабы своим трудом не посрамить Его Имя. И тут не стоит лицемерить, считает протодиакон Андрей Кураев: «Если я что-то делаю профессионально, то я должен профессионально же поставить оценку и собственному труду – даже если эта оценка окажется высокой. У христианина есть право признаться себе: мне хорошо удался этот проект, здесь я хорошо поработал. Даже у православного проповедника, у меня, например, есть внутреннее ощущение – удалась лекция или нет, удачно ли дал интервью, нашёл ли какие-то новые слова, аргументы, ходы мысли, или так себе – какие-то обычные слова говорил. Если я прочитал удачную лекцию, почему я должен, будто бы ради смирения, уверять себя, будто лекция была никудышная?.. У православного монаха тоже, наверное, должно быть ощущение качества своего труда: как он сегодня – деревяшкой стоял в храме, пока мысли бегали вдалеке, или действительно удалось помолиться…»
Крамола? Нет! Ведь тогда мы должны записать в крамольники самих апостолов. Святой Пётр учит, как не остаться «без успеха и плода в познании Господа» (2 Пет 1, 8). И апостол Павел призывает Тимофея радеть о священническом даровании, дабы успех его «для всех был очевиден» (1 Тим 4, 14-15). Он филиппийцам объясняет, что остаётся во плоти, хоть и влечёт его Христос, потому что это нужнее для них: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня…» (Фил 1, 24-26). Кстати, не только словами, но и жизнью учит святой Павел, как, с каким самоотвержением, с какой готовностью страдать ради Бога, должно успеха достигать: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие» (Фил 1 12-14).
А что такое успех для тех, кто делает газету, которую вы держите в своих руках? Пожалуй, мы будем считать свой труд не напрасным, если хотя бы кто-нибудь из наших читателей задумается о своём предназначении в этом мире, о собственной уникальности, о том, ради чего можно и нужно жертвовать собой; если хоть кто-то начнёт задавать себе новые и новые вопросы о смысле жизни и её конечности, о бесконечности бытия; если вдруг поймёт, что Православная Церковь предлагает свои ответы на все эти вопросы, и они не такие уж тривиальные, как принято думать в обществе, но, напротив, серьёзны и глубоки; если после этого пусть немногим захочется прикоснуться к христианской вере, посмотреть в сторону Бога, о Котором толкуют православные… Если это всё хотя бы с одним человеком произойдёт, мы сможем считать наш проект успешным.
Но не себя… Ведь понятие «успешный человек» предполагает нечто гораздо большее, чем одно, пусть самое замечательное предприятие. Здесь речь идёт о состоявшейся человеческой жизни, но об этом судить не нам, да и не нашим читателям – только Богу. Не будем же бояться быть успешными, делая каждый своё дело.
Да, конечно (мы испытали это на себе!), дифирамбы действуют на тщеславие и гордыню, как красная тряпка на разъярённого быка. Мы почувствовали, как успех лёг на наши плечи тяжким грузом ответственности – теперь нельзя работать хуже… И, тем не менее, давайте не будем бежать от успеха. Священник Николай Емельянов говорит: «Если у человека есть главная и абсолютная цель в жизни, то все маленькие и частные “успехи” будут ей подчинены, будут вести всё время вперёд, к недостижимому пределу и от этого сами делаться только больше и прекрасней. И тогда сбываются слова Спасителя о том, что и “всё остальное приложится вам”, то есть буквально всё – жизнь станет абсолютно наполненной».
Так пожелайте нам успеха!
Ирина ДМИТРИЕВА
Успешность сейчас как никогда в моде. Во времена моей молодости такой погони за успехами не было. Ценились нравственность, профессионализм, особенно в рабочих специальностях. Вспомнила, когда дочка маленькой была, мы ей задали вопрос о карьере: какая стезя, «карьера» женщины самая «крутая»? — монахини, хорошей жены и матери или успешного остепененного ученого? Дочь, ни мало не сомневаясь ответила, что на первом месте монахиня, на втором жена и мать, на третьем женщина-ученый.
Интересно, Елена, а какую стезю выбрала Ваша дочь?
Ну до ученого нам ещё расти и расти, но диплом вуза в 20 лет есть, похвастаюсь: красный, сейчас магистратура, даст Бог и дальше может пойдёт с Божией помощью. Карьера жены и матери, в основном беспокоит меня, молимся, чтобы замуж вышла, а уж о монашеской стезе — даже и помышлять-то страшно.
Ну и мы вместе с Вами помолимся о Вашей умнице-дочке!