Почему православные молятся «чужими» словами? Почему они читают книжки с поучениями о том, как надо молиться? Разве Богу не достаточно простых человеческих слов, сказанных от всей души?
Да Ему и слов-то не надо! Господь читает в человеческих сердцах и даёт то, что нам потребно, нужно, что мы готовы воспринять без вреда для себя, что может принести действительную, а не воображаемую нами пользу, одним словом – то, что ведёт нас в Царствие Небесное.
Молитвы святых и их рассуждения о молитве нужны нам. Они нужны, как бывает необходим высокий пример любому ученику. А молитвы к святым – это наши просьбы к тем, для кого молитва стала дыханием, а земная жизнь – вечным блаженством. Это просьбы о том, чтобы обитатели Царствия Божьего помолились не вместо нас, а вместе с нами, помогли нашим неумелым, обессиленным собственными грехами молитвенным потугам.
И хорошо бы в ученичестве этом обратить внимание прежде всего на тех небесных покровителей, кто, в силу своей земной судьбы, имеет о нас сугубое попечение, кто забоится о нас особым образом.
Может быть, благодаря воздвигнутому недавно в Якутске памятнику святителю Иннокентию Московскому, об этом выдающемся человеке наконец-то узнает хотя бы часть населения города, в котором архипастырь жил с 1852-го по 1860 год. И хотя бы часть этой части захочет прочесть то, что написал он для наших предков, например, «Указание пути в Царствие небесное», а в нём главу с наставлением о молитве. И хотя бы кто-то из прочитавших, попытавшись молиться, следуя указаниям святого, поймёт на опыте, как же это трудно. А осознав, насколько тяжек духовный труд, захочет призвать на помощь самого учителя.
Вот для них мы публикуем молитвы, обращённые к апостолу Якутии, просветителю народов Америки, Сибири и Дальнего Востока, митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию (Вениаминову), который своими ногами исходил многие километры нашей земли, благодаря которому Слово Божие впервые так мощно и убедительно зазвучало по-якутски и по-тунгусски, а местное население начало молиться Христу Богу на своих родных языках.
Молитва святителю Иннокентию, митрополиту Московскому
О святителю Христов Иннокентие, новоявленный угодниче! К тебе припадаем, раби Божии (имена), и молимся: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим в житии твоем преисполнен был еси. Моли Христа Бога, да отпустятся нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет нам Господь и зде, и в будущем веце и преставльшияся от нас отцы и братию, матери и сестры, и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит: да предстояще и поклоняющеся иконе твоей, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстоятеля о нас ко Господу, и благодарно с любовию величаем прославльшаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Тропарь, глас 3-й
Первый учитель прежде темным языческим племенам, первый возвеститель им пути спасительного апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки, святителю отче наш Иннокентие, Владыку всех моли мир граду сему даровати, и душам нашим велию милость.
Тропарь, 3-с матыып
Уруккута хараҥа биис уустарын бастакынан үөрэппит, быыһабыллаах суолу кинилэргэ бастакынан иһитиннэрбит, Сибиири уонна Американы сырдатан апосталлыы үлэлээбит сибэтиитэл аҕабыт Иннокентий, бу куоракка или-эйэни, оттон биһиэхэ улуу амарах санааны бэлэхтииригэр барыбыт Аҕа Баһылыкпытыттан ааттас.
Вы прочли эти слова, но молиться не получилось? Не огорчайтесь. Святитель Иннокентий говорит, что истинной молитве научает нас Дух Святой:
Дух Святой, яко Бог, третье Лицо Святой Троицы, так же всемогущ, как Отец и Сын. Он животворит, одушевляет и даёт силы тварям. Он даёт животным жизнь, человекам ум, а христианам жизнь духовную высшую, то есть Дух Святой вразумляет человека и помогает ему идти в Царствие Небесное.
Дух Святой даётся не по заслугам, но даром и по милосердию Божию посылается на спасение людей…
Духа Святого можно получить молитвою. Это средство есть самое простое и надёжное, которое всякий и всегда может употреблять. Известно, что молитва бывает наружная и внутренняя. То есть кто молится и кланяется телом, дома или в церкви, тот молится наружно; а кто душой и сердцем своим обращается к Богу и старается всегда иметь Его в уме своём, тот молится внутренне. Которая из сих молитв лучше, действительнее и приятнее Богу – всякий из вас знает. Вы знаете также и то, что молиться Богу можно всегда и везде, на всяком месте, и даже тогда, когда грех одолевает нас; можно молиться и в работе, и без работы, в праздники и будни, и стоя, и сидя, и лёжа; вы это знаете. Но здесь надобно сказать только то, что хотя внутренняя молитва есть самое сильное средство к получению благодати Божией, но не надобно оставлять и наружной молитвы, и особенно молитвы общественной. Многие говорят: что мне ходить в церковь? Я могу молиться и дома; там больше нагрешишь, нежели намолишься. Но как вы думаете, что заставляет людей говорить так, – справедливость или благоразумие? Совсем нет! А леность и гордость заставляют их так говорить. Конечно, по несчастию, иногда случается точно, что, будучи в церкви, согрешишь, но это совсем не оттого, что я пришёл в церковь, а оттого, что я пришёл не с таким духом, как должно, и стою в церкви не для того, чтобы молиться, а делаю совсем другое. Да и посмотрите вы на тех, которые не ходят в церковь по сказанным причинам. Что, молятся ли они дома? Совсем нет, а если некоторые и молятся, то у многих из них молитва фарисейская. Потому что все их молитвы можно выразить теми же словами, что и фарисей говорил, то есть Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие грешники и неправедники. Итак, ходи и на общественные молитвы, и молись дома пред святыми иконами, несмотря ни на какие умствования умников.
Выше сказано, что человек, не имеющий в себе Духа Святого, не может молиться истинною молитвою. Это есть и совершенная истина. Много надобно употребить труда, старания для того, чтобы уметь молиться святою молитвою, не вдруг и не скоро можно дойти до того, чтобы быть в состоянии возносить мысли и сердце своё к Богу, потому что не только с нами, обыкновенными людьми, но даже со многими и из тех, которые всю жизнь свою посвятили на молитву, случается, что хочешь обратить свои мысли к Богу, а они рассеиваются в разные стороны и на разные дела; хочешь в мыслях своих иметь Бога, а тебе приходит совсем другое, и иногда даже ужасное.
Истинная молитва имеет в себе сладостное утешение сердца, так что многие святые отцы по целым дням и суткам стояли на молитве, и в сладостном восторге своём не замечали времени и продолжения их молитвы. И для них молитва была не труд, а наслаждение. Но нелегко достигнуть такого состояния, особенно тому, кто с детства давал полную волю страстям своим и теснил свою совесть. Впрочем, что же на свете, или какая наука и искусство, или утешение, достаются нам легко, скоро и без труда? И потому молись, несмотря на то, что ты в молитве, кроме трудов, не видишь никакого утешения или наслаждения, – молись, и молись прилежно и с возможным усердием, приучай себя к молитве и беседованию с Богом; рассеивающиеся мысли твои, по возможности, старайся собирать и удерживать, – и мало-помалу ты почувствуешь, что тебе становится легче и легче, и ты иногда будешь чувствовать сладостные утешения. И ежели ты будешь об этом заботиться искренне, то Дух Святой, видя твоё страдание и искренность желания твоего, скоро поможет тебе, и потом, войдя в тебя, будет учить тебя молиться молитвою истинною.
Всего легче молиться в случающихся с нами несчастиях и горестях, и потому не опускай таковых случаев и пользуйся ими, изливай печаль твою пред Богом в молитве.
Иисус Христос велит нам молиться непрестанно. Многие говорят: как можно молиться непрестанно, живя в мире? Если мы займёмся одною молитвою, то когда же мы будем исправлять свои должности и заниматься своими делами? Конечно, иметь непрестанной молитвы мы не можем наружно, то есть всегда стоять на молитве потому, что мы должны исправлять и другие обязанности и трудиться. Но кто чувствует свою внутреннюю бедность, тот не перестанет молиться и среди своих занятий. Кто усердно желает войти в Царствие Небесное, тот найдёт случай и время молиться и внутренне, и наружно. Он и при самых тяжких и беспрерывных работах найдёт время сказать слово к Богу и поклониться Ему. Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться.
Ещё сказано, что грешников Бог не послушает, то есть грешники не получат от Бога того, чего они просят. И правда, но каких грешников не послушает Бог? Таких, которые молят Бога, но не думают о своём обращении; или, просят Бога простить им грехи их, а сами ничего не хотят простить другим и ни за что. Конечно, таких грешников Бог не послушает и не исполнит их мольбы. А потому ты, когда молишься Богу об оставлении долгов твоих, то и сам оставляй долги другим, и имей намерение отстать от своих грехов. Когда молишь Бога, чтобы Он был к тебе милостив, будь в то же время и сам милостив к другим, и тогда Бог тебя послушает.
Некоторые думают, что молиться можно только по книгам. Конечно, хорошо, если ты умеешь молиться и славить Бога во псалмах и песнях духовных; но если ты неграмотный, то довольно для тебя знать важнейшие молитвы, особенно же молитву Господню (то есть Отче наш): потому что в этой молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, изложены все наши нужды. Но когда обстоятельства не дозволяют тебе молиться долее, то говори обыкновенные молитвы, как то: Господи помилуй или: Боже, помоги мне! или: Господи, очисти грехи мои! или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!
А мы добавим, что можно просить ещё и так:
Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!
Сибэтиитэл аҕабыт Иннокентий, Айыы Таҥараттан биһиги туспутугар ааттас!
Марина ГОРИНОВА