Успех надо почувствовать
— Что такое успех с точки зрения профессионального психолога?
— Уверенность, прежде всего. Неуверенный в себе человек не может быть, точнее, не может считать себя успешным.
— Но ведь уверенным в себе может быть и преступник-рецидивист со своей шкалой ценностей. Его тоже следует считать успешным?
— Успех предполагает какую-то социальную пользу или хотя бы не должен вредить. Но, действительно, тот же преступник среди своих может считаться успешным. «Уверенность» образовано от «вера». Другой вопрос – вера во что.
— Есть немало примеров, когда весьма успешные в профессиональном плане люди, имеющие мировое признание, очень не уверены в себе, своих талантах. Получается, успех – это не то, что есть на самом деле, а то, что ты чувствуешь?
— Да, объективное и субъективное понимание успеха может не совпадать. Но трудно назвать успешным человека, который излишне сомневается в себе, хотя внешне – почивает на лаврах. Ведь сам он этого не ощущает.
— Мне кажется, лучше, когда ты в себе не уверен, но другие считают тебя успешным, а не наоборот.
— Всё хорошо в меру, важно, чтобы гармония была, комплекс полноценности ничуть не лучше зашкаливающего самоедства. И то, и другое – нездорово.
— Можно ли ставить перед собой успех в качестве цели?
— Мы ставим перед собой цель стать великим учёным, хорошим врачом, педагогом, богатым банкиром и т.д. То есть успех – это то, что прилагается к цели. Если человек захочет стать успешным в чём угодно, лишь бы таковым стать, он будет успешно биться головой о стену.
— А как Вы относитесь к перспективе научить успеху за три дня? Я имею в виду тренинги Ваших коллег в духе: «Будь успешным!»
— Здесь всё зависит от тренера, его философии и от того, на какие нормы морали и нравственности он опирается. Правильно организованный тренинг – как хорошая утренняя зарядка, но для души. Автоматически успешным за три дня вы не станете, но форму, необходимую для этого, приобретёте: получите реальную помощь, например, в преодолении неуверенности. Главное – подобрать грамотного психолога. Гоняться за каждым приезжим тренером при этом вовсе не обязательно – есть пророки и в своём отечестве. Республиканский центр психолого-медико-педагогического сопровождения детей и подростков – тому пример. Сильные психологи есть и в школах города. Без их помощи не обходится решение ни одной чрезвычайной ситуации во всей республике.
— Эффективность таких тренингов как-то отслеживается?
— Скажу из своего опыта – элементы тренингов, в том числе направленных на формирование уверенности в себе, я использую на уроках. Результат – не сиюминутный. Но когда бывшие выпускники специально приходят в школу, чтобы поблагодарить и рассказать о своих успехах, поверьте, ради этого стоит работать!
Как бы чего не вышло
— Вы уже три года проводите диагностику потребности достижения успеха среди десятиклассников. Не нужно быть прозорливым, чтобы предсказать результат: успеха хотят все!
— С точностью до наоборот!
— Старшеклассники не хотят быть успешными?!
— Хотят. Но исследование референтной группы, состоящей из подростков разных школ города, показало: современные тинейджеры боятся рисковать. Они даже готовы распрощаться с мечтой об успехе вовсе, только бы не потерпеть фиаско.
— Я не ослышалась? Кому же, как не подросткам, должны быть свойственны максимализм, безоглядность и смелость?
— И для педагогов, и для родителей это тоже стало полной неожиданностью. Реально же картина выглядит так: в 2007 году не рисковать ради успеха предпочли 90% опрошенных, в 2008 году – 100%, в 2009 году – около 80%. Что интересно, большая часть выбравших успех (несмотря на возможность неудачи) – девушки.
— В чём причины такой повальной осторожности?
— Можно только предполагать. Но, как человеку православному, мне кажется, всё дело в отсутствии веры. Ведь именно она является тем стержнем, который помогает нам выстоять в сложных жизненных ситуациях. Любая неудача – это попущение Божие. Но Господь посылает неудачи всегда по нашим силам и всегда во вразумление, чтобы мы что-то поняли. Значит, из ошибок и падений можно и нужно извлекать пользу, вместо того, чтобы бояться их. Не стану утверждать, что все верующие без исключения, и только они, правильно воспринимают свои неудачи, но тем, кто полагается на волю Божью, прийти к этому гораздо проще.
— Какие последствия может иметь нежелание стремиться к успеху, рисковать?
— Во взрослой жизни такие люди обычно боятся брать на себя ответственность, особенно в принятии важных решений.
— И это в большинстве своём мужчины? Бесперспективное будущее…
— Но ведь не всегда отчаянные храбрецы становятся героями на поле боя. Чаще всего доблестные поступки совершают люди, от которых, в принципе, никто этого не ждал, в том числе и они сами. Всё дело во внутреннем потенциале, работе над собой. Если кто-то задаёт себе вопрос: «Почему я не смог?», думает, анализирует, постепенно это размышление может сформироваться в действие. Например, нерешительный человек может в критический момент преодолеть робость неожиданно для самого себя.
Если дом – крепость
— В случае со старшеклассниками реально ли как-то повлиять на ситуацию, ведь это уже не дети?
— Это большие, но всё же дети. В первую очередь, родителям необходимо пересмотреть свои отношения с чадами и попытаться нивелировать факторы, мешающие ребёнку проявлять себя. Японцы, например, рекомендуют «лелеять» достоинства детей, доводя их до совершенства.
Что же касается нашей практики, в работе с подростками мы рекомендуем проверенный и очень действенный приём: ученикам советуем научиться делать что-то лучше своих родителей.
— Чтобы помочь им утвердиться в собственной семье?
— Чтобы заслужить уважение своих ближних, ребёнку необходимо научиться делать что-то нужное и полезное лучше тех, чьим мнением он дорожит. Печёт ли он трубочки с кремом, стрижёт ли волосы, ладит с младшими братьями-сёстрами или даже чистит картошку – родителям важно это замечать, выделять и всячески подчёркивать. Если же он овладеет тем, что родители не умеют делать вовсе, – сто очков его уверенности гарантировано.
— А потом наша система образования, а точнее, её издержки, сведут все усилия на нет!
— Ни детские сады, ни школы не способны сколь-либо существенно повлиять на мировосприятие ребёнка, если дом для него – крепость, в правильном понимании этого слова. Любая проблема с детьми – всегда из семьи. Это вам любой психолог подтвердит.
В школе не может быть всё идеально. До сих пор, например, за высказанное личное мнение ты рискуешь схлопотать неудовлетворительную оценку по предмету. И это не единственный пример абсурда. Но какой бы конфликт ни случился в школе, для ребёнка – это не катастрофично, если в семье его любят и принимают таким, какой есть, если там комфортно. Тогда все неприятности в учебных заведениях только закаляют характер. Ведь отрицательный опыт – тоже опыт.
— Как сделать дом такой крепостью для ребёнка?
— Любите его и друг друга. Выражайте свои чувства так, чтобы дети узнавали о вашей любви к ним не от соседей. Ласковые прикосновения ребёнку нужны как воздух.
— Даже если он уже два метра ростом?
— Даже если ему 30 лет! Если любишь, это же естественно…
Крайне важны искренне тёплые, нежные проявления любви между папой и мамой – поцеловать, приобнять, погладить, ласково прикоснуться. Поверьте, у детей это вызывает ощущение восторга и счастья. В мире, где всё опошляется и переворачивается с ног на голову – включи только телевизор – правильный пример любви между мужчиной и женщиной жизненно необходим.
И никогда не судите о ребёнке по оценкам. Это только звучит банально: «пятёрка» – не панацея от всех бед и не показатель успешности.
Когда здоровье выше дружбы…
— С чем вообще ассоциируется успех в обществе?
— Есть данные социального опроса в московских школах, которые показывают, что большинство учеников столицы связывают это понятие с «хорошим образованием», «хорошей работой и карьерой», «счастливой семьёй», «славой», «деньгами и богатством», «дружбой», достижениями в «искусстве», «музыке», «спорте», с «уважением и восхищением окружающих», «наукой как познанием нового», с «хорошим здоровьем», «уверенностью в себе и самоуважением», с «хорошей пищей», «красивой одеждой и ювелирными украшениями», «властью и положением в обществе», с «хорошим домом и квартирой», «сохранением жизни и природы на земле», «счастьем близких людей», с «благополучием государства».
Мы предложили нашим школьникам из имеющихся показателей выбрать для себя приемлемые и малоприемлемые ассоциации с успехом.
— Результат?
— Наименьшее значение в достижении успеха старшеклассники придают «деньгам», «самоуважению», «уважению и восхищению окружающих», «дружбе», «власти и положению в обществе».
— С властью, богатством и славой понятно – искушены пока не были в силу своего юного возраста. Но почему не оценена по достоинству дружба? Неужели нынешнее поколение не умеет дружить?
— 10 класс – это этап, когда заканчивается подростковый период и начинается юношеский, я бы оценила его как один из подготовительных моментов к зрелой дружбе взрослого человека. Дети начинают понимать, что им нужно от ближних и что бы им хотелось видеть в своём друге. Это, своего рода, период становления понятий о «взрослой» дружбе. Мне кажется, причина в этом.
— А что с приоритетами?
— На первом месте среди составляющих успеха у подростков, как ни странно, оказалось «здоровье». Далее в тройке лидеров – «счастливая семья» и «счастье близких людей».
— Успех для подростков – это… здоровье?! Вот уж где престарелые-то отдыхают!
— Просто думать о здоровье сейчас модно. К тому же внедряется это на уровне государственной политики – здоровый образ жизни преподается в школе, об этом говорят везде и всюду. И то, что дети осознают важность здоровья, – вполне естественно и, конечно, хорошо. Важно не доводить это до абсурда, не забывать, что здоровье – не единственная ценность.
— Но, получается, ни «хорошее образование», ни «хорошая работа и карьера» завтрашних выпускников, по большому счёту, не волнуют?
— Их больше волнует здоровье.
— Зато, уверена, и образование, и работа своих чад очень волнуют мам и пап!
— Вот вам и возможный ответ: пусть о моей успешности в той же карьере думают другие, а я озабочусь лучше своим здоровьем. Это им ближе.
— Но это же инфантилизм!
— Нисколько! Или, если хотите, здоровый инфантилизм. Им страдают любимые дети. Ребёнок в семье должен чувствовать себя ребёнком. Придёт время, и он повзрослеет, не беспокойтесь.
Тут есть смысл говорить об инфантилизме родителей. Например, мамы часто без слов перекладывают на плечи детей свои личные, далеко не детские проблемы. В моей практике четырёхлетний ребёнок на эмоциональном уровне почувствовал трудности в семье и взвалил на себя обязанности отца – стал по-взрослому заботиться о маме. Качество, несомненно, хорошее, поэтому очень занятая родительница вообще долгое время не видела в этом никакой беды. Она принимала эту заботу как должное. Но ведь сын – это не муж и не папочка. Как бы это ни было удобно, но даже старшим детям не по силам такая роль – об этом нужно помнить всегда.
— А родители должны, наконец, повзрослеть…
— Если, конечно, не хотят вырастить неуверенного в себе человека с букетом психологических проблем.
— Но как это сделать?
— Учитесь думать и заботиться, в первую очередь, не о себе и своих проблемах, а о тех, кто рядом, о близких, которые всем сердцем переживают за вас. Только так, не зацикливаясь на себе, можно приобрести неиссякаемый источник сил человеческих.
— Золотые слова… Спасибо за полезную информацию к размышлению. Надеемся на продолжение диалога на страницах нашей газеты.
Светлана ПАВЛОВА