«Фома» пришёл в Якутию

Интервью с Аллой Митрофановой

Авторы:


Званый гость
Темы: , , , , , , , , , , , , , , .

14 Бырааттарбыт, өссө маннык көрдөһүүлээхпит: най барбыттары сэрэтиҥ, куттаҕастары уоскутуҥ, мөлтөхтөрү өйөөҥ, барыларыгар улуу тулуурдаахтык сыһыаннаһыҥ.

Сибэтиэй Павел апостол Фессалоника христианнарыгар бастакы илдьит суруга. 5-с түһ.

 

14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла. Гл. 5

 

Не знаю ни одного человека, который, открыв (пусть даже с неохотой, скепсисом, раздражением) журнал «Фома», отложил бы его потом в сторону непрочитанным. «Фома» – редкое явление в нашей прессе. Не уступая внешним видом лучшим глянцевым изданиям, по содержанию он им полярен, потому что обращён к аудитории мыслящей. Он адресован тем, кто думает о смысле жизни, о необходимости и месте в ней веры, но не понимает, зачем для этого нужно идти в Церковь. Тем, кому не всё равно, зачем мы живём и умираем, кто хочет понять смысл двухтысячелетней церковной традиции. «Фома» не ставит своей целью просвещение «тёмных» и обращение «заблудших», он просто искренне и открыто говорит о вере, любви, радости, боли. 

Журнал издаётся в Москве – и разлетается не только по России, но и по всему миру. Авторы «Фомы» тоже часто путешествуют, пишут о разных городах, регионах, странах. В конце минувшего года обозреватель журнала Алла Митрофанова побывала в Якутске, приняла участие в «Рождественских чтениях» и провела «круглый стол» с представителями якутской прессы. Специально для вас, дорогие читатели, мы взяли у Аллы интервью.

 

Алла Митрофанова, обозреватель журнала «Фома». Выпускница факультета Международной журналистики МГИМО 2003 года. В «Фоме», помимо публицистики, занимается радиопроектами. Выпускает авторскую программу о кино «Берегите зрение!» Преподаёт на кафедре мировой литературы и культуры МГИМО. Много ездит по России и миру – в силу профессии и личных интересов.

 

В нескольких строчках о болевых точках

– Алла, для начала поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от «круглого стола» с представителями якутских СМИ. Был ли этот разговор полезным?

– Не знаю, как восприняли эту встречу собравшиеся журналисты. Судя по тому, что диалог у нас состоялся весьма живой, надеюсь, им было интересно. Я-то колоссальную пользу получила.

– Какую?

– Во-первых, поездки по регионам России – лучшая школа для журналиста. Я впервые в Якутии и очень рада, что смогла здесь побывать. Ведь Республика Саха – совершенно особенный край, со своими традициями, уникальной культурой.

Во-вторых, меня очень порадовал уровень якутской прессы. Местные газеты выдерживают конкуренцию с московскими изданиями и главное – пользуются спросом. Якутские коллеги рассказывали, что рынок прессы наполовину заполнен столичными изданиями и наполовину – якутскими. Это очень хороший показатель. К тому же, насколько я поняла, в местной прессе преобладают публикации позитивного характера: о важных для Якутии социальных событиях, о самих якутянах, их достижениях… В то время как тон московских СМИ давно уже определяется тем «постулатом», что хорошая новость – это не новость (по телевизионным выпускам новостей это особенно наглядно видно: взрывы, конфликты, кризисы, политические убийства занимают в новостных программах главенствующие места).

И ещё я увидела, что важное место в якутской прессе отводится религиозным вопросам. Причём речь идёт не только о православии, но и о языческих традициях. Правда, меня удивило некоторое напряжение, в котором прошло обсуждение религиозной тематики.

– Что Вы имеете в виду?

– Одна из наших коллег, например, посетовала: «Православные постоянно говорят, что только у них всё правильно, а остальные заблуждаются». По большому счёту, она права: ведь нет ни одной религии, исповедники которой не считали бы, что они – правоверные, а остальные заблуждаются. Разница только в отношении к представителям иной веры. И вот именно православные – самые терпимые люди. Православный человек просто права не имеет другого осудить за то, что у него иные взгляды. Он должен максимальное терпение проявлять, причём не потому, что ему всё равно, не от равнодушия, а от любви. Во всяком случае, должен стремиться быть таким. Он каждого человека любить должен как образ и подобие Божие. В этой любви и заключается христианская терпимость.

Но я поняла, что религиозные вопросы для Якутии – это, так сказать, болевые точки.

 

Православный журнал… Не только для верующих

– На «круглом столе» обсуждалась тема: должна ли пресса воспитывать, говорить о нравственных ценностях. Мне кажется, тут главное – КАК говорить. Нас часто забалтывают общими, высокими словами с пафосными интонациями и истерическими нотками, так что кроме желания заткнуть уши другого не возникает. Ваш журнал о высоких материях говорит просто, зато об обыденном и насущном – с точки зрения вечных ценностей; тон его спокойный, доброжелательный. Как вам это удаётся?

Алла Митрофанова, епископ Зосима

Фото Елены Бондарь

– Прежде всего, журнал «Фома» – православный. Мы не шифруемся, на обложке так и пишем: «православный журнал для сомневающихся». Православие – это, прежде всего, Христос, и «Фома» абсолютно христоцентричен. Если мы из соображений «политкорректности» будем молчать о Христе, то говорить нам будет не о чем. Если нет Христа, к чему тогда все разговоры о возрождении нравственных ценностей, о патриотизме? Для чего? Христианину ответ на этот вопрос предельно ясен: он пытается следовать за Христом, идти Его путём, а потому должен с Божией помощью менять себя, стараться любить ближних. Христос – это ответ на все главные вопросы о смысле жизни и смерти, о вере и неверии. А если в мире нет Христа, то человеку всё дозволено. Это другая система координат…

– Но ведь «Фома» не только для православных?

– Наш журнал для разных людей: и для православных, и для неверующих – тех, кто называет себя атеистами, и для сомневающихся, и для тех, кто делает первые шаги к храму, и для людей других вероисповеданий. Нам много раз и католики, и язычники, и мусульмане, и атеисты говорили, что, открывая православный журнал, они с удивлением обнаруживают, что он им интересен.

«Фома» пытается ставить такие вопросы, которые принято называть вечными. Мы не даём на них ответов – их можно найти в Евангелии и Церкви. Но мы рассуждаем на эти темы, причём в такой тональности, которая не оскорбительна, не обидна для людей с другими взглядами. Мы не полемизируем с иными религиями, не воюем с сектантами и не лезем в политику (это наши табу). Мы пытаемся свидетельствовать о православии, рассказываем о том, что нам дорого – не нравоучительно, а через призму личного опыта. Судя по отзывам, это удаётся.

Может быть, поэтому главного редактора журнала Владимира Легойду постоянно приглашают на католические форумы, мусульмане обращаются к нему за экспертной оценкой, атеисты зовут на «круглые столы».

 

Голова «Фомы» – МГИМО & «Солидарность»

– У вас в «Фоме» мощнейшие интеллектуальные силы. Просто диву даёшься – какие люди! И гости ваши – это элита нашей страны и творческая, и научная, и политическая, и цвет бизнеса. Как удалось создать такой коллектив?

– Спасибо Вам за высокую оценку… У нас две кузницы кадров: МГИМО и профсоюзная газета «Солидарность». В 1995 году два человека – Владимир Легойда и Владимир Гурболиков – встретились, познакомились и поняли, что хотят делать одно и то же. Владимир Легойда – одна из ключевых фигур МГИМО, лицо института, харизматичный и любимый преподаватель, политолог, культуролог, религиовед. Вслед за ним в «Фому» тянутся молодые журналисты – студенты и выпускники МГИМО.

Если открыть журнал и посмотреть на его редакционный состав и попечительский совет, там будет много представителей нашего вуза, начиная с ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова, председателя попечительского совета. Там и Юрий Вяземский, автор и ведущий телепрограммы «Умницы и умники», и Ярослав Скворцов, декан факультета Международной журналистики, и Алексей Шестопал, зав. кафедрой философии МГИМО, и другие. Конечно, в обществе таких людей многие рады были бы себя увидеть, поэтому, как правило, нам охотно дают интервью лучшие эксперты – политологи, демографы, социологи, врачи, психологи…

А второй поставщик самых значимых кадров – газета «Солидарность», в которой раньше работал Владимир Гурболиков. Этот человек – такой же столп нашего издания, как и Легойда. На них двоих держится «Фома». Но Владимир Гурболиков менее публичный, более… внутренний, что ли. Он создаёт атмосферу в редакции. Он порой один до конца хорошо понимает, как развернуть ту или иную тему, найти к ней ключик, чтобы она стала интересной и близкой нашему читателю, зацепила за живое. Следуя его советам, наши журналисты иногда по пять-шесть раз переписывают один и тот же материал. Но зато он получается таким, каким его с удовольствием прочтёт самый широкий круг людей. И это не популизм. Это разговор о том главном, что касается каждого.

Первые лет семь своей жизни «Фома» верстался в редакции «Солидарности». Потом мы стали большим журналом, периодичность увеличилась до 12 номеров в год…

Но для меня лично не интеллектуальный уровень – самое главное, а служение, понимание того, во имя чего и Кого я работаю. И хотя дел всегда невпроворот, они чаще всего приносят радость. Люди звонят к нам, спрашивают о чём-то, мы стараемся помогать, пишем об их радостях и проблемах. Что в рамках земной жизни может быть лучше и полезнее ощущения, что ты кому-то помог?

В редакцию приходишь как домой. Все вокруг родные и любимые, с коллегами приятно общаться, как с друзьями. И когда ты видишь, какие люди рядом с тобой работают, очень хочется тянуться к ним, расти за ними. Конечно, Легойдой, Гурболиковым, Виталием Марковичем Капланом планка задана очень высокая – это такие наши «мега-мозги». Говорят, рыба гниёт с головы, у нас такая замечательная голова…

– Что, с туловищем всё в порядке? Неужели всё настолько здорово?

– Да, конечно, споры у нас тоже бывают, порой и напряжение возникает. Но мы еженедельно по пятницам собираемся на молебны апостолу Фоме, на которые к нам приезжает редакционный духовник, отец Игорь Фомин. Как мне кажется, дух братской любви в редакции во многом сформирован благодаря общей молитве и наставлениям нашего доброго батюшки. Он очень тонко чувствует наши внутренние противоречия, мудро даёт советы, никому ничего при этом не навязывая. Он очень любит нас, свою паству, и мы это чувствуем. Это дорогого стоит.

 

Ещё раз о терпимости

– А почему вы так хотите, чтобы «Фому» читали в Якутии?

– В дореволюционное время православие было той скрепой, которая помогала огромному Российскому государству быть единым целым, одним организмом, внутри которого, конечно, имелись свои болезни и печали, но здоровья всё-таки было больше. Не только и не столько потому, что православие являлось религией государственной. Это религия, которая, во-первых, в наибольшей степени распространена по всей России, и, во-вторых, с максимальным уважением и терпимостью относится ко всем другим верованиям – и малых народов, и народов великих. Православие всегда, вне зависимости от мировоззрения человека, требует уважать его мнение, не навязывать ему свою веру, сохранять за ним право выбора собственного пути. Это единственная религия, которая не подавляла и не подминала под себя язычников. Благодаря этому Россия не развалилась на части, а продолжает, слава Богу, занимать огромное пространство и называться одной шестой частью суши. Я думаю, что будущее нашего единства именно за православием. Поэтому и хотелось бы, чтобы «Фома», рассказывающий о нашей вере понятным, доступным читателю языком, распространялся по всей стране, в том числе и в Якутии.

Алла Митрофанова

Фото Елены Бондарь

– Но Вы же сами услышали упрёк в нетерпимости православия! Может быть, потому, что этот стереотип всячески навязывается, особенно теми, кто приезжает учить нас вере из-за рубежа. Ну, например, в якутскую телестудию приглашают итальянского богослова, и журналист извиняющимся тоном спрашивает: «А вот говорят, что православная Церковь вас здесь не очень приветствует…» И гость начинает свысока пенять православным на интолерантное отношение к церкви-сестре, которая сама-то, заметим, ведёт себя совсем не по-родственному. То есть люди (большей частью различные протестантские миссионеры) не могут даже потерпеть, что за тысячи километров от них есть народы, которые верят иначе, и едут сюда, чтобы обращать нас в свою веру, при этом упрекая православных в нетерпимости. Абсурд! Вы можете представить, что приезжает, скажем, в какой-нибудь католический польский городок Илья Алексеевич Осипов, наш замечательный богослов, и начинает на телевидении (!) качать свои православные права?..

– Во-первых, такую ситуацию, действительно, трудно представить. Во-вторых, православные на католической территории никогда по собственной инициативе не открывают параллельных приходов. У нас есть приходы и в Испании, и в Бельгии, и в Англии, во всём мире, но там они обслуживают собственно православное население. Они и появляются потому, что нужны православным людям, которые там живут. Все священники из Италии, Испании и т.д., с которыми я разговаривала, настаивают: «У нас с католиками очень хорошие отношения. Но мы прозелитизмом не занимаемся. Когда к нам приходят люди, мы с радостью их принимаем, отвечаем на все их вопросы, о разности наших конфессий, о православии. Но миссионерствовать к католикам мы не ходим». Православная Церковь, уважая чужую культуру, ни к кому без разрешения не врывается.

Впрочем, насколько я знаю, у нового папы установка другая – он не открывает на православных территориях католических приходов. И это даёт надежду на преодоление конфликтов.

А вообще, как мне кажется, лучшая форма проповеди и миссионерства – это личный пример. Святитель Николай Японский во время Русско-японской войны, будучи русским, умудрился остаться самым уважаемым в Японии человеком после Императора. Хотя до него Христа японцам проповедовали и католики, и протестанты… Однако полюбили именно святителя Николая и пошли вслед за ним и за его Христом. Наверное, потому, что сам он искренне полюбил японцев.

Именно эту любовь, мы надеемся, несёт своим читателям «Фома». Впрочем, не только на страницах журнала.

 

Берегите зрение… бесплатно

– Да, я слышала, Вы привезли интересные проекты-предложения для наших радиошников, телевизионщиков, библиотекарей, педагогов… Хотите сотрудничать с нашими СМИ?

– Да, очень хотелось бы. Для радиостанций мы предлагаем радиопрограммы в двух временных форматах: часовые блоки и программы длительностью от трёх до пятнадцати минут:

«Гость Фомы» – встреча с интересными людьми: экспертами, учёными, артистами, режиссёрами;

«Берегите зрение!» – программа о современном кинематографе и классике кино;

Цикл передач – «Беседа недели с Владимиром Легойдой»;

«Ни сном, ни духом» – программа, в которой речь идёт о евангельских цитатах, ставших устойчивыми выражениями, таких как «камень преткновения» «соляной столб», «петь Лазаря» и т.д. Мы их часто употребляем, но не знаем, откуда они берутся;

«Память века: святые обращаются к нам». Здесь мы коротко рассказываем о жизни кого-то из новомучеников, и выбираем из его духовного наследия пронзительную цитату.

Эти программы мы готовы предоставлять бесплатно всем, кто заинтересован в их использовании. Обращайтесь, мы с радостью откликнемся!

Для библиотек и читальных залов, а также для мест общественного значения мы оборудуем стенды с журналом «Фома» и книгами Издательского дома «Фома», открытками, дисками с записью наших радиопрограмм. К каждому стенду прилагаются две бесплатные подписки на «Фому». Кстати, я подсчитала: подписка в Якутии обходится значительно дешевле, чем покупка журнала в розницу.

Мы проводим также социально направленные гуманитарные акции: «Портфель в подарок», «Помоги моему неверию», вызывающие много положительных откликов среди их участников. В общем, «Фома» готов прийти ко всем, кто в нём нуждается, кому он интересен. Обращайтесь, давайте знакомиться!

– Спасибо, Алла. Очень хочется надеяться, что кто-то из якутян скажет вам в ответ что-то подобное. А главное, откроет для себя «Фому» – интересного, доброго, умного собеседника.

 

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА

Адрес «Фомы» в интернете –  www.foma.ru.