Хранитель памяти

Авторы:


Наука+вера=, Самое главное
Темы: , , , , .
В прошлом номере мы писали об основоположнике изобразительного искусства Якутии, исследователе, просветителе и гуманисте, православном христианине, до конца дней своих молившемся Богу, Иване Василь­евиче Попове. Сегодня мы с помощью Е.Н. Романовой, доктора исторических наук, заведующей отделом этнологических исследований ИГИ АН РС (Я) кратко расскажем о его подвиге по сохранению якутской культуры. В своём докладе «Иван Васильевич Попов и Якутия: духовная миссия интеллигента»* Екатерина Назаровна сказала:

Его научные записи, карандашные зарисовки, картины, фотографии, этнографические коллекции ещё не собраны воедино, как и не изучен в полной мере авторский мир первого якутского художника-мыслителя. <…>

Надмогильник шамана Баспай

Иван Васильевич Попов. Надмогильник шамана Баспай

Даже предварительное знакомство с фольклорно-этнографическими записями художника даёт основание говорить о глубине его исследовательской позиции. Труд, написан­ный в 1928 – 1930 гг. на 248 листах, содержит уникальный материал по традиционной и современной культуре народа саха, также здесь можно встретить сведения по православ­ной культуре русских в Якутии, дневниковые записи самого исследователя, его удивительные рассказы-этюды. <…> В автобиографическом очерке он писал: «Зарисовано бол[ее] 1000 як[утских] орнаментов, зарисованы почти все як[утские] постройки, мебель, посуда, намогильные памят­ники и пр. в пределах 200-300 л[истов]… Веду этнографиче­ские записи (около 3000 названий)…»

Широко известна его деятельность и в обществе «Саха Кэскилэ», где он вёл большую исследовательскую работу. <…> П.А. Ойунский писал: «Т. Попов сейчас занят составлением якутского календаря, также записывает якутскую народную медицину, изучает язык сновидений, знахарство, предвиде­ние». Якутский писатель не раз обращался к Ивану Васильеви­чу за помощью при переводе народного эпоса-олонхо, ведь Попов был прекрасным знатоком якутского фольклора.

Следует заметить, что художник в своих записях отразил бо­гатое фольклорное наследие народа саха: это мифы и загад­ки, календарные песни и легенды и т.д. Особый интерес представляют до сих пор малоизученные области якутской этнографии, такие, как запреты, приметы, этикетные ситуа­ции, гадания, символический язык сновидений, шаманские обряды и религиозные верования. <…> Его интерес к на­родной медицине, уникальные материалы по лечению раз­личных болезней, как людей, так и домашнего скота с по­мощью «якутских средств» (лекарственных трав, прижига­ний и пр.), открывают самостоятельное научное направле­ние в якутской этнографии. Кроме этого, Иван Васильевич в течение многих лет собирал якутские орнаменты с различ­ных предметов культуры: посуды, одежды, утвари, упряжи, культовых атрибутов.

Шаманское жертвенное дерево-кэрэх

Иван Васильевич Попов. Шаманское жертвенное дерево-кэрэх

Иван Васильевич Попов является пионером аудиовизу­альной этнографии, или антропологии. <…> Посредством изо­бразительных средств, а именно фотосъёмки, Иван Василь­евич Попов фиксирует мир якутской действительности. Фо­тографии И.В. Попова обрели сегодня самостоятельную жизнь и стали национальными раритетами. <…>


* Полный текст доклада Е.Н. Романовой читайте в сборнике, выпущенном по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения И.В. Попова: «Иван Васильевич Попов. Искусство и наука равноценны». – Якутск, 2004.