«Хвали душе моя Господа»

«Айхаллаа, дууһам миэнэ, Айыы Тойону!»

20_2008_7_m
Авторы:


Самое главное, Школа молитвы
Темы: , , , , , , , , , , , .

2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла. Гл.4

2 Үҥэргитигэр өрүү махтанан туран, тиһигин быспакка сэргэхтик үҥэр буолуҥ.

Сибэтиэй Павел апостол Колосс христианнарыгар илдьит суруга. 4-с түһ.

 

 

Некоторые люди недоумевают: зачем молиться Богу «чужими» словами, когда с Ним каждый может разговаривать по-своему? Но как слова святых могут быть чужими для человека, ищущего святости и к ней в той или иной мере причастного? «Язык мой – трость книжника скорописца», – говорит царь Давид, автор псалмов, вошедших в Псалтирь, сборник молитвенных песнопений. А ведь «книжник скорописец» – это наш Бог. Самим Господом даны нам псалмы – 150 глотков Живой воды. Даже Христос в Новом Завете цитирует святого псалмопевца Давида. Последние слова Господа на кресте «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» и «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» – это строки псалмов.

Естественно, что псалмы вошли в число наиболее часто встречающихся в течение богослужебного года литургических элементов. И столь же естественно, что в разные моменты своей жизни христиане читают те псалмы, которые по настроению и теме им наиболее близки.

Например, готовясь к Причастию, мы открываем 115-й псалом («чашу спасения приму и имя Господне призову»), в минуты опасности – 90-й, когда каемся – 50-й и 37-й. А если нам хочется поблагодарить Господа, мы выбираем 145-й псалом, который поётся в начале литургии вместе со 102-м. Они называются ещё «изобразительными», потому что живописуют благодеяния Божии человечеству в Ветхом Завете.

Сегодня мы познакомим вас с этим замечательным псалмом на церковнославянском и якутском (в переводе Д.К. Суоруна Омоллоона и Саргыланы Леонтьевой) языках.

 

Псалом 145


1 Хвали, душе моя, Господа.
2 Восхвалю Господа в животе моем,

пою Богу моему, дондеже есмь.
3 Не надейтеся на князи,

на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
4 Изыдет дух его, и возвратится в землю свою.

В той день погибнут вся помышления его.
5 Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его,

упование его на Господа Бога своего,
6 сотворшаго небо и землю,

море, и вся, яже в них,

хранящаго истину в век,
7 творящаго суд обидимым,

дающаго пищу алчущым.

Господь решит окованныя.
8 Господь умудряет слепцы.

Господь возводит низверженныя.

Господь любит праведники.
9 Господь хранит пришельцы,

сира и вдову приимет,

и путь грешных погубит.
10 Воцарится Господь во век,

Бог твой, Сионе, в род и род.

 

145-с псалом

1 Аллилуия.

2 Айхаллаа, дууһам миэнэ, Айыы Тойону!

3 Баарым тухары Айыы Тойону айхаллыам;

тыыннааҕым тухары Таҥарабар ырыа ыллыам.

Эрэнимэҥ кинээстэргэ, кимиэхэ даҕаны –

кинилэр эһигини быыһыахтара суоҕа.

4 Тыына быһынна да, киһи сиргэ төннөр,

тугу торумнаабыта барыта ол күн үрэллэр.

5-6 Дьоллоох даҕаны Иаков Таҥарата көмөлөһөр киһитэ!

Кини сири-халлааны, муораны,

онно баары барытын айбыт,

үйэлэр тухары итэҕэллээх

Айыы Тойон Таҥаратыгар эрэмньилээх.

7 Айыы Тойон күөмчүлэммити көмүскүүр,

ааспыты-туорбуту аһатар.

Айыы Тойон хаайыылааҕы босхолуур,

8 Айыы Тойон көрбөтү көрөр оҥорор,

Айыы Тойон бүк түспүтү көннөрөр,

Айыы Тойон көнө дьону таптыыр.

9 Кини кэлии дьону араҥаччылыыр,

тулаайаҕы, огдообону өйүүр-убуур,

оттон нэгэйдэр суолларын муҥур уһуктуур.

10 Айыы Тойон үйэттэн үйэҕэ ыраахтааҕылыаҕа,

Сион, эн Таҥараҥ көлүөнэттэн көлүөнэҕэ салайыаҕа.

Аллилуия.

 

Настоятель московского храма Трёх Святителей на Кулишках, протоиерей Владислав Свешников обращает внимание, что в этом псалме поётся:

Не Господь исцеляет слепцов, не Господь умудряет дураков, а Господь умудряет слепцы. Это даёт возможность догадаться, что речь идёт о том виде духовной слепоты, которая встречается гораздо чаще, чем слепота телесная, и проявляется, в частности, в виде глупости, то есть непонимания ничего вообще: ни себя, ни других людей, ни даже отдалённого смысла событий… Ещё реже люди пытаются увидеть духовный смысл явлений, духовный смысл личности, общества, истории… Даже гораздо более простые вещи совершенно искажаются, как в личном, искажённом по природе вещей сознании, так и через влияния бесовские, через общественное мнение. Душевная слепота в таких случаях не имеет, по естественному ходу событий, никакого вероятия исчезнуть; кроме как чудом Божиим, ей пройти невозможно… Такое чудо Божие совершается в большей или меньшей степени со всеми, жизненные дороги которых приводят их в храм Божий, и с этого момента и начинается финальный участок жизни.

20_2008_7_2

У каждого свой путь, своя «финальная прямая» от слепоты «варвара» до прозрения, до зрения Христа. Многому придётся нам учиться на этом пути, в том числе и молитве. Но как тут обойтись без молитвенного опыта святых – и ветхозаветного царя Давида, и отцов Новозаветной Церкви?

Профессор Московской духовной академии, диакон Андрей Кураев популярно излагает святоотеческое учение о разных видах молитв:

Самая низкая молитва – просительная. Когда человек находится в некотором состоянии варварства совершенного (в данном случае неважно: человечество как таковое, племя или лично я; вкратце в своей биографии человек проходит чуть ли не историю всего человечества)Моя первая молитва была: «Господи, хоть бы учительница заболела»… Это молитва варвара – «Господи, сделай плохо моему соседу».

Есть замечательный, по-своему духовный, английский анекдот: шотландец угодил Богу. Ангел является ему и говорит: «Ты обрёл милость в глазах Господа. Проси всё, что хочешь, но знай, твоему соседу Бог даст в два раза больше». И вот этот Божий человек говорит: «Знаешь, что, Господи? Выколи мне один глаз…»

Несколько выше молитва: «Господи, дай мне…» Дай мне корову, золото и так далее…

Бывает более высокая молитва, тоже просительная, но человек просит духовный дар: «Господи, прости мне моё беззаконие…» Это тоже просьба. Но это уже высокая просьба… «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Псалом 50) – это высокая просьба, но тоже просьба.

А есть ещё более высокая молитва – благодарность, благодарение… Благодарность – редкое чувство. Хотя на благодарности вообще строится вся духовная наша жизнь…

Замечательный английский писатель Честертон однажды сказал: «Настоящее религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец рассказывает ему о Боге, а тогда, когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испечённый пирог».

Святитель Иоанн Богослов говорил: «Вера – это удел душ благодарных». Если человек неблагодарный, он никогда не научится Бога благодарить и молиться…

Ещё выше находится молитва, которая называется «славословие». Потому что, когда я благодарю, в этом всё равно есть некоторый эгоцентризм. Но славословие – искренняя радость о Боге. Как в Евангелии сказано: «От избытка сердца глаголят уста…» Горение сердца, когда человек ничего не просит, ни о чём не благодарит – он просто радуется о Боге. Вот это высшая молитва. На неё способен только такой человек, который не предполагает, что Бог есть, а который видит Его… Сердце коснулось Бога, и поэтому он теряет все слова и просто говорит «Аллилуйя!»

Так вот, православие – это умение правильно славить, прославлять Бога, то есть умение так выстроить свою жизнь, свою душу, чтоб сердце всегда созерцало своего Творца, чтоб Бог в нём жил…

И если в нашей душе действительно найдётся местечко Богу, тогда зазвучат в ней слова 145-го псалма: «Хвали, душе моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь!»

 

Марина ГОРИНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *