Мы делимся любовью и свободой

Авторы:


Особая миссия, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , , , , , , .

Миссионерство (от лат. missio – посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от неё. Совместимы ли в принципе миссионерство и толерантность? Ведь миссионеры идут к людям специально для того, чтобы рассказать им о своей вере, которую они считают единственно истинной.

Да, действуют они при этом по-разному, даже в пределах одной религии или конфессии. Достаточно вспомнить крестовые походы католиков, которые смели на своём пути в том числе и православную Византию, или подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, шедших к людям с миром, любовью и претерпевших от них за это заключение, голод, побои, унижение…

А сегодня одни «спасители» ломятся в квартиры, навязывая «Сторожевую башню» под разговоры о нравственности, другие подкупают гуманитарной помощью, вкладывая в неё брошюры о том, как «правильно» понимать Библию. И в исламе есть течение ахмадистов, которые считают, что джихад означает только и единственно миссионерскую, мирную деятельность, культурную пропаганду, осуществляемую силой Великой Любви. А есть те, кто ради Аллаха взрывает ни в чём не повинных людей.

Так как же на самом деле:

1. Миссионерство и толерантность совместимы?

2. Приходится ли самим миссионерам сталкиваться с нетерпимостью во время своих поездок?

3. Нужно ли миссионеру быть терпимым и терпеливым?

На эти вопросы мы попросили ответить тех, кто идёт к людям с православной миссией.

 

В проповеди нет насилия

 

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла. Гл. 3

12 Онон эһиги, Таҥара талбыт сибэтиэй, тапталлаах дьоно, амарах майгыланыҥ, үтүө санааланыҥ, сэмэй, көрсүө, тулуурдаах буолуҥ. 13 Бэйэ-бэйэҕитин тулуйсуҥ, хайаҕыт эмэ кимиэхэ эмэ хоргуппуттаах да буоллаҕына, бырастыы гынсыҥ: Христос эһигини хайдах бы-

растыы гыммытай да, эһиги эмиэ ол курдук бырастыы гыныҥ. 14 Итиэннэ туохтааҕар да бу этиллибит өрүттэри барытын ситимниир, ситэрэн биэрэр тапталга дьулуһуҥ

Сибэтиэй Павел апостол Колосс христианнарыгар илдьит суруга.3-с түһ.

 

Председатель миссионерского отдела Якутской епархии, настоятель градоякутского Преображенского кафедрального собора священник Сергий КЛИНЦОВ.

настоятель градоякутского Преображенского кафедрального собора священник Сергий КЛИНЦОВ

Председатель миссионерского отдела Якутской епархии, настоятель градоякутского Преображенского кафедрального собора священник Сергий Клинцов

1. Смотря что понимать под этим словом, значения которого, по-моему, толком никто не знает. Честно говоря, я не исключение.

Если в понятии «толерантность» есть оттенок пассивности, равнодушия, то миссионерство с ней не имеет ничего общего. Миссионер с болью и сожалением смотрит на тех людей, которые не являются частью истинной Церкви, принадлежат другим религиям, противятся Богу, Его любви. Однако в этом нет агрессии. Мы протягиваем людям руку помощи, но никого не хватаем за шиворот и не тащим к себе. Хочешь – берись за руку, не хочешь… Ведь миссионером движет желание делиться. Чем? Тем богатством, той верой, той радостью, той жизненной силой, той благодатью, которую даёт Господь через Свою Церковь. Бог создал мир почему? Потому что Любовь, как говорят святые, через край переливалась. Благодаря этой избыточествующей Любви Господь сотворил мир. Наверное, так же, если любовь переполняет человека, он естественно делится ей с другими, причём, не ожидая ответа. Иначе просто не может, как не может есть под подушкой, зная, что вокруг множество голодных.

Но если «толерантность» понимать как синоним терпимости (в частности, веротерпимости) и терпения, тогда миссионер – самый толерантный человек. Ведь мы едем в миссионерские путешествия не для того, чтобы навязывать, насаждать, вопреки желанию людей, свою веру. У нас просто ничего не получится! Наши поездки чаще всего – ответ на нужду людей, на их зов, просьбы. Ведь это раньше коренные народы Севера и Дальнего Востока не слышали Слова Божьего, и им надо было нести свет Христовых истин. Живя в современном мире, говорить, что народ не имеет возможности слышать Евангелие, нельзя. Сейчас все грамотные, образованные, есть возможность читать, смотреть телевизор, искать информацию в интернете.

19_2007_8_o_sergy

Вера не зависит от Крещения – можно уверовать и жаждать Крещения, а можно быть крещёным и не верить или верить в какую-нибудь ерунду. Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Бывает в современной миссионерской практике, что мы идём туда, куда нас (увы!) не зовут, например, в школы. Сами предлагаем: «Давайте проведём беседы о нравственности, ведь молодёжь гибнет, надо её спасать». Это не насильственное насаждение веры. Мы только делимся опытом – и личным, и многовековым опытом множества поколений, опытом жизни со Христом, который помогает не совершить грубых ошибок, – чтобы уберечь молодых людей от непоправимых поступков.

В проповеди нет насилия. Да, священник идёт к народу, да, говорит Слово Божие, да, благовествует о Христе, о Воскресении, но человек может отозваться на эту проповедь, а может не отозваться. Причём в современной практике часто, наоборот, приходится уговаривать людей, чтобы они не спешили с Крещением, венчанием…

В этом контексте миссионер просто не состоится, если не будет толерантным. Вероисповедания разные, люди разные. Мы не насаждаем, не навязываем, а предлагаем, благовествуем, делимся своими знаниями, опытом, радостью, любовью, и у тех, кто нас слушает, всегда остаётся свобода выбора, свобода воли пойти за Богом или остаться при своём мнении. Мы расширяем степень человеческой свободы, ведь выбор человека становится более осознанным.

 

2. С нетерпимостью сталкиваться приходилось. И знаю, что не только мне. Но расскажу о своём опыте. Мы договорились провести даже не диспут – дружескую беседу – с представителями одной из протестантских общин в посёлке Белая Гора. Пришли молодые люди, и сначала всё было хорошо, мы говорили, что, несмотря на разногласия, христиане должны друг друга любить – и православные, и баптисты, и евангельские христиане, ведь мы исповедуем Христа, благовествуем о любви. Но потом они сорвались, и от их любви словесной не осталось и следа, они начали раздражаться и перешли к упрёкам в адрес православных. На этом мы и расстались. И обычно так бывает. Если люди, которые думали, что сейчас они всех во всём переубедят, видят своё бессилие – и интеллектуальное, и духовное – они начинают сердиться, обвинять оппонентов.

С язычниками бывает по-разному. Всё зависит от людей. Порой само присутствие священника в том или ином районе, населённом пункте так сильно раздражает кого-то, что он начинает настраивать других, вызывая в них недовольство.

Моя первая поездка по Якутии состоялась на второй день после того, как я стал священником. Мы с владыкой Германом прибыли в один улусный центр. Там нас встретили в штыки. Причём не народ, а один человек, не последний в посёлке, который начал кричать: «Оккупанты приехали! Убирайтесь отсюда!» Ну ничего, слава Богу, тихо, спокойно всё обошлось.

19_2007_doroga-iz-momy

Помню несколько случаев, когда народ проявлял своё недовольство. А бывало, наоборот, люди тянулись к нам, а администрация ставила палки в колёса, правдами и неправдами не давала помещения для собрания. Причём мы же никого не намеревались туда загонять. Хотели повесить объявление, чтобы желающие пришли. Но, пообщавшись с руководством, поняли, что здесь есть личная неприязнь ко всему, что связано с православием. Поэтому за жителей посёлка решило начальство – нет и всё!

Однажды мы приехали в одно из немногих сёл Якутии, где сохранился православный храм, с указом первого президента Якутии Михаила Николаева о передаче культовых помещений Церкви, которой они изначально принадлежали. Но в администрации нам сказали, что не вернут храм, потому что народ этого не хочет и поднимет бунт. Глядя в глаза этому человеку, мы поняли, кто именно станет зачинщиком. А простые люди, видя священника на улице, подходили, доброжелательно разговаривали, задавали вопросы, тянулись к Богу. Там крестилось более сотни человек. И если бы мы тогда правильно работали с людьми, проводили беседы, готовили к Таинству, мы бы их не потеряли. А так… Крещение, краткое напутствие, и всё… люди брошены на произвол таких вот агрессивно настроенных начальников.

С другой стороны, часто бывает, что мы мирно беседуем с теми, кто открыто исповедует язычество, практикует обряды кормления духов. И никакой конфронтации с этими доброжелательными людьми не возникает, между нами происходит обычное человеческое общение. Они рассказывают о своей вере. И мы понимаем, что в этой ситуации неуместно переубеждать человека: «Да вы что! Как можно!»… Всё, что можно себе позволить в таких случаях, это тоже, как они, рассказать о своей вере, если нас захотят слушать. Так что всё зависит от человека. Но всё-таки больше у нас, в Якутии, людей добрых, искренних, открытых, не страдающих подозрительностью.

 

3. Обязательно нужно быть и терпеливым, и терпимым, прежде всего, к людям другой веры, иных убеждений. В христианстве вообще есть чёткое разделение заблуждения, греха и их носителя – человека. Мы ненавидим грех, не можем не сожалеть о заблуждении, но должны любить человека, ими порабощённого. Нетерпимость – признак отсутствия любви, к которой нас призывает Господь и которой мы учим людей. Без любви невозможно быть терпимым, терпеливым и по-настоящему толерантным.

Терпеть приходится разное: двадцать часов дороги по колдобинам, в холод и зной, неудобства, связанные с дальними поездками по бездорожью и отсутствие привычного городского комфорта. А в людях…

19_2007_8_verhnevilujsk

Бывает такая духовная слепота, когда те, кто считает себя православными христианами, отвергают авторитет священника. Не потому, что он плохой, а потому что они «лучше знают», что и как надо. Когда ты, исходя из обстоятельств и местного опыта, своего и других отцов, говоришь, например: «Братья и сестры, в подготовке к Причастию в вашем случае, в далёком северном районе, достаточно трёх дней. Я беру на себя ответственность допустить Вас к принятию Святых Даров после исповеди и покаяния». Бывает, находится человек, который во всеуслышание гордо заявляет: «Я причащаться не буду, потому что мне другой батюшка сказал, что обязательно надо неделю себя постом и молитвой готовить». Пытаешься объяснить, что и за неделю говения можно не приготовиться, с пустым сердцем к Таинствам Исповеди и Причастия прийти, а можно за день так всё в себе покаянием перевернуть, что священник увидит: этому человеку можно причащаться. Но обычно такие люди оказываются неспособными внять слову пастыря и других сбивают к внешним каким-то формальностям. Это приходится терпеть, когда ты понимаешь, что бороться бесполезно. Мы увещеваем человека, но оставляем место для его свободного выбора: решайте сами, наше дело объяснить, но если вы сами отлучаете себя от Причастия – воля ваша.

И ещё, когда ты приезжаешь в район, хочется видеть плоды проповеди, но очень часто эти плоды такие маленькие, что кажется: а может, их вообще нет? Всё на месте стоит… Вот тут тоже нужно терпение. И понимание, что наше дело – сеять… Возможно, со временем придёт другой и будет собирать плоды. Господь сам определит, кто и когда поедет сюда после нас. Вероятно, наши последователи уже не будут иметь тех трудностей, с которыми мы столкнулись, и смогут на новый уровень выводить людей.

 

Нас ждут

 

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. Гл. 4

10 Ол иһин биһиги тыыннаах Таҥараҕа, бар дьону, чуолаан Кинини итэҕэйээччилэри Быыһааччыга эрэнэр буоламмыт, сыралаһан туран сулууспалыыбыт,

ол иһин үөҕэллэрин-таныйалларын тулуйабыт.

Сибэтиэй Павел апостол Тимофейга бастакы илдьит суруга. 4-с түһ.

 

Священник Никольского храма г. Якутска Михаил ПАВЛОВ

Священник Никольского храма г. Якутска Михаил ПАВЛОВ

Священник Никольского храма г. Якутска Михаил ПАВЛОВ

1. А что такое толерантность? Я знаю, что миссионеру надо быть смиренным и веротерпимым, конечно, если речь идёт не о деструктивных сектах. Но это не должно нам мешать нести свою миссию, говорить людям о Едином Боге, о Его заповедях. Ведь православие что значит? – Правильно славить Бога. И если ты встречаешь людей заблуждающихся, то должен им рассказать правду о Христе, о Церкви. Но делать это надо со смирением и любовью. Если говорить о великой Истине горделиво, свысока: «Вы тут все невежды. Я сейчас всех научу, давайте, слушайте!», кроме греха ничего не будет. А когда со смирением священник проповедует, люди отзываются, и он видит плоды своей проповеди.

Был ли просветитель народов Аляски, Якутии и Дальнего Востока святитель Иннокентий (Вениаминов) толерантным? Он шёл к язычникам самых разных мастей с любовью и смирением. Даже к таким агрессивным, как колоши на острове Ситха в Северной Америке. В отличие от терпеливых, незлобивых, добросердечных алеутов, деятельные, храбрые, сметливые, но гордые, воинственные колоши не переносили не то что оскорбления, даже неласковый взгляд. Если обиженный сам не мог отомстить обидчику при жизни, он завещал месть своим детям. Когда у этого, враждебного русским и другим местным племенам, народа случилась страшная эпидемия, и они сотнями умирали, колошинские шаманы заклинали своих духов, чтобы те обратили болезнь на русских. Каждый день били шаманские бубны, горели костры, плясали шаманы. Новоархангельские жители стали замечать, что в рыбе, дичи и прочих продуктах, которые передавали им колоши, попадаются оспяные струпья, положенные явно для того, чтобы заразить русских. Но увидев, что это не спасает их самих и не причиняет вреда тем, кого они считали своими врагами, колоши приняли помощь православных соседей. Ситхинский доктор начал делать им прививки. А когда отец Иоанн Вениаминов (будущий святитель Иннокентий) пришёл к колошам с проповедью, они приняли его как человека, не желающего им зла, от которого можно узнать что-то важное. Люди начали слушать слова спасения, но отец Иоанн не стал сразу предлагать им креститься. И даже когда колоши сознательно просили о крещении, он с радостью принимал их, но всегда спрашивал согласия тойонов и матерей, которым такое уважение очень нравилось. Святитель и с тойонами общался, беседовал, и они сами его звали, желая видеть и слушать.

Так и нас зовут. Ведь я мало езжу по республике. Только по северным приходам –  Колыме (Среднеколымск, Зырянка, Черский), Верхоянью (Батагай) (заметим, что это огромная территория – десятки тысяч километров! – прим. ред.). Там есть общины и надо же их поддерживать. Если бы вы знали, как люди нас ждут! Но разве под силу северянам собрать деньги на приезд священника? У них просто такой возможности нет – бедность же! Люди не понимают, почему к ним из Якутска так редко батюшку посылают. Они ждут – крещения, исповеди, Причастия, многие просто общения и утешения, хотят послушать проповедь, молитву. Некоторые говорят: «Вот, пришли просто посмотреть на вас». Жалко людей.

19_2007_8_batagay

Но чаще я бываю в колониях, тюрьмах, в армейских частях. Знаете, как за решёткой жаждут встречи со священником! Так много заявлений, что мы просто не успеваем всех принять. В колонии есть храм, мы там служим. А в изоляторе общение более тесное происходит. Движения мало, человеку есть время подумать, задать вопрос. И администрация исправительных учреждений приглашает священнослужителей. Так что ни о какой нетерпимости миссионеров к кому бы то ни было говорить нельзя.

Но тут не должно быть двойных стандартов. Те, кто требует толерантно относиться к осквернению солдатской могилы в Таллине, сами-то как относятся к истории, к людям? И что: это нужно терпеть? Ну, давайте толерантность к ним проявим, вытерпим ещё один плевок в нашу славу, нашу победу. А что дальше будет? Страшно становится. Вы слышали хоть один достойный ответ в адрес эстонского правительства от наших властей? Наверное, они боятся, что их в нетолерантности обвинят. Вы меня простите, но такую толерантность я не понимаю.

Если вкладывать в это понятие позитивный смысл, то более точно выразит его слово «смирение». Ведь Господь от нас именно этого ждёт – чтобы мы смирились (с миром приняли жизнь, людей, себя самих). Смиренным Бог даёт благодать, а гордым противится. А в основе смирения – любовь к Богу и любовь к ближнему.

 

2. Приходилось всякое терпеть, но зачем об этом говорить и вспоминать? Я стараюсь обиду простить, забыть и молиться о людях, а они на путях наших разные попадаются. Ведь даже те, кто говорит страшные слова в адрес Христа и христианства, – дети Божии, хотя не знают этого и не хотят знать. Так их научили, в советской школе объяснили, может быть. А узнать правду нет желания, нет доброй воли, толерантности, если хотите. Больнее всего, когда неприязнь выражают не к тебе лично, а ко Христу.

19_2007_8_chersky_panihida-u-krovavogo-ozera

 

 

А бывает, людям вообще всё равно, они хотят только одного: деньги содрать со священника, который за тысячи километров приехал. Например, директор спортзала требует, чтобы мы арендную плату заплатили за то, что крестить будем. Но всё всегда мирно решается. Объясняем спокойно, и люди понимают, что не нам это нужно – их землякам.

 

3. Да, конечно, миссионеру приходится терпеть бытовые трудности, связанные с дорогой. Бывает, что ты приезжаешь, а тебя не встречают или не провожают. Или рыбу на стол бросят: «Вы сами приготовите?» Конечно, приготовим. Людей с их слабостями надо со смирением терпеть. «Носите немощи друг друга, и так исполните закон Христов», – говорит Господь.

Но это мелочи. Апостол Павел ещё не то терпел – и били его, и обижали, и голодал он. Всё надо терпеть. Нельзя терпеть только, когда хулу воздвигают на Христа, на Церковь, когда догматы веры искажают, когда лгут.

 

Подготовила Марина ГОРИНОВА