Протестантский «Комсомол» находит общий язык с православным «Синдесмосом»

Авторы:


Православная Эйкумена
Темы: , , , .

Многим это утверждение может показаться диким, но в каком-то смысле православные должны быть благодарны русской революции, гонениям на Церковь в Советском Союзе и тому расцерковлению общества, которое произошло на Западе. Почему? Да, потому что во многом, благодаря этим огненным испытаниям, которых христиане, по слову апостола Павла, не должны чуждаться, православные осознали необходимость свидетельства о своей вере перед лицом внешнего мира, причём не как о региональной версии христианства, но как о полноте Истины, чистой и неповрежденной сокровищнице спасения.

Немалую роль в становлении этого свидетельства на Западе сыграло Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД) и возникшее позднее всеправославное молодёжное братство «Синдесмос», которое объединяет ныне множество отдельных организаций по всему миру.

Зародилось студенческое движение православных христиан ещё в прошлом веке. Революция, оборвав находившееся на подъёме русское религиозное возрождение, выбросила за границу огромное количество интеллигенции. Многие её представители ещё на Родине утратили во многом церковность. Но в условиях эмиграции потерявшие родину люди стали искать в православии фундамент собственного бытия в иной культурной и цивилизационной среде.

Помочь найти верное понимание христианской веры, не ограниченной национальной Церковью, обрести жизнь во Христе, осмыслить Церковь как Столп и Утверждение Истины, взялись энтузиасты – священники и миряне, оказавшиеся в эмиграции. Их миссия очень скоро вышла за рамки воцерковления узкого круга русской эмигрантской интеллигенции. Живя среди инославных и неверующих, они стали, с одной стороны, свидетельствовать о Христе секулярному Западу, а с другой – пытаться увидеть в том же Западе его христианские корни, которыми он питался на протяжении столетий. Поэтому естественно, что представители молодёжных православных кругов стали налаживать контакты с западными христианскими деятелями и организациями.

Из последних следует в первую очередь упомянуть YMCA (организацию молодых христиан), и WSCF (Международный студенческий христианский фонд). Польза от такого рода контактов была двусторонней: с одной стороны, православные учились многим важным навыкам в организационной, миссионерской и педагогической деятельности, которые поставлены на Западе несравненно лучше. Немаловажно и то, что эти организации обеспечивали христиан России литературой: так, известное издательство YMCA-press на протяжении всего советского периода печатало не только русских диссидентов, но и Библию, и труды религиозных мыслителей.

С другой стороны, Западу открылось богатство литургики Востока, ранние греческие Отцы Церкви – то, чего Западный мир долгое время не знал, не признавал, недооценивал. Таким образом появляются в Англии братство св. Бенедикта, братство св. Сергия и св. Албана, во Франции – братство св. Фотия и ряд других интерконфессиональных организаций, которые устанавливали богословское и человеческое общение между православными и Церковью Запада, исследовали традиции, унаследованные западными и восточными христианами от неразделенной Церкви.

Эти контакты, происходившие в тридцатых годах XX века, породили такой интересный феномен, как «православие западного обряда», когда отдельные группы католиков присоединялись к православию, сохраняя при этом особенности богослужебной жизни, например, римскую мессу, например. На мой взгляд, это оправдано, учитывая, что литургические различия между Западом и Востоком возникли значительно ранее раскола единой Церкви в 1054 году. Отец Лев Жилле, обратившийся в нашу веру из католичества, выразил эту мысль так: «Православие не является византийским или славянским, оно универсально и задача православных верующих в странах Запада состоит в том, чтобы создать образ православия, соответствующий Западу, который, благодаря обращению к местному литургическому материалу, может существенно отличаться от Восточного обряда».

Что же такое христианское молодёжное движение в современном западном мире? Чрезвычайно широкой была и остаётся деятельность YMCA. Это своего рода «протестантский комсомол», который объединяет 18 миллионов молодых христиан западного мира. Главная задача этой организации – «Воплощать в жизнь христианские принципы посредством программ по оздоровлению тела, души и духа». Отсюда и разнообразие занятий её членов – они занимаются спортом, проповедуют Евангелие, помогают в больницах, летом организуют детские лагеря отдыха – то есть совершают своё служение на пользу обществу, в котором они живут.

Но и православное молодёжное движение на Западе не заглохло. Около 150 православных организаций и богословских учебных заведений из различных поместных Церквей объединены федерацией «Синдесмос», что в переводе с греческого означает «связующее звено». Цель этой организации – преодолеть национальную замкнутость, соединить усилия христианских организаций молодёжи для более эффективного свидетельства о Христе перед внешним миром, координировать усилия отдельных организаций в деле проповеди Христа и служения обществу.

Синдесмос в каком-то смысле представляет собой на практике воплощённую идею единства Церкви. Обычно мы ощущаем это единство лишь в литургическом общении, невидимым образом, и часто оно остается для нас отвлечённой богословской категорией. Совместная же деятельность – конференции, школы, лагеря, поездки – как раз помогает преодолеть ограниченность и замкнутость. Немаловажно и то, что Синдесмос, будучи открытым для внешнего мира, способствует богословскому межконфессиональному диалогу, но, оставаясь верным православному учению, делится с христианами других конфессий богатством православия.

Если вы владеете английским языком, загляните на сайт Синдесмоса: http://www.syndesmos.org/en/. Там вы найдете более подробную информацию об этом движении и, может быть, захотите в него включиться.

Андрей ФИЛИППОВ

Фото на заставке с сайта syndesmostemporary.blogspot.ru