Православная Пюхтица – сердце Эстонии

Авторы:


Православная Эйкумена
Темы: , , .
В конце апреля судьба забросила меня в Эстонию, в столице которой, г. Таллинне, проходил международный конкурс исполнителей русского романса. Сказочно красивый город, таинственные рыцарские легенды, приветливые местные жители, вкуснейшая национальная кухня – все это вместе с великолепным романсовым праздником произвело неизгладимое впечатление об Эстонии. Но оно было бы неполным без посещения Пюхтицкого монастыря – удивительного места в трёх часах езды от Таллинна.

Странно было после европеизированного города, где даже ломаную русскую речь услышишь нечасто, очутиться в православном центре, в стенах которого стираются границы времени и пространства. Здесь всё так же, как в позапрошлом веке, когда был основан Пюхтицкий Успенский женский монастырь, – тихо, чисто, неторопливо. Меняется лишь внешний вид посетителей, в зависимости от эпохи и сезона. Хотя при этом неизменно: без особых предупреждений все входящие сюда женщины покрывают головы, уважая правила.

Яна Угарова

Фото Дарьи Журавель

«Пюхтица» в переводе с эстонского означает «святое место». По свидетельству летописцев XVI века, более четырех столетий назад здесь – в районе между Финским заливом и Чудским озером – было знамение. Пастух, пасший стадо возле источника в долине, увидел на высоком холме в дубовой роще Дивную Госпожу в лучезарном лазурном одеянии, освещенную сиянием. Он собрал односельчан, которые, осмотрев рощу, нашли под огромным дубом старинную икону. На ней было изображено Успение Пресвятой Богородицы. Православные соорудили близ дуба часовню. Так началось почитание Святой горы.

Откуда православные на земле эстов? Оказывается, в XII – XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними городами Юрьевом (сейчас – Тарту) и Колыванью (Таллинн). Тогда и возникли здесь первые русские поселения. С введением в Эстляндии лютеранства для иноверных наступили тяжелые времена, богослужения совершались на непонятном местному населению немецком языке. А православные службы, как тогда, так и поныне, велись как на русском, так и на эстонском языках. Сегодня на территории Эстонии действуют более 70 православных приходов.

Мне, человеку нерелигиозному, а посему неосведомленному, было очень интересно узнать, что Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II начинал свой жизненный путь именно в Эстонии, отец его, Михаил Ридигер, служил священником приходской церкви в Таллинне. После окончания Ленинградской духовной семинарии будущий Патриарх становится настоятелем церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви. В августе 1961 года ему определено быть епископом Таллиннским и Эстонским – с того времени и по сей день Пюхтицкий женский монастырь находится под его непосредственным руководством и управлением.

До сих пор сохранился старый дуб, под которым нашли икону. Учёные полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота под 30 метров, ширина ствола больше 4 метров. Он почитается святым, и прежде каждый из посетителей пытался отхватить себе на память кусочек коры. Сегодня вокруг дуба возвели ограду – тем самым спасли реликвию.

Пюхтица, православный монастырь

Фото Константина Соколова

Святым считается и источник, с берега которого пастух наблюдал знамение. Он не замерзает зимой. В день нашего посещения температура в нем составляла +8°, что не поколебало решимости солистов больших и малых театров, по жизни остерегающихся даже легких сквозняков, искупаться в чудодейственном роднике. Причём о полотенцах даже и речи не было, купальщики надевали одежду на мокрые тела и выскакивали радостно-возбуждённые на свежий воздух, прогретый всего до 12° тепла. В святой источник окунулась даже наша 80-летняя (!) председатель жюри Рубина Калантарян. Стряхивая воду с волос, она заявила, что у нее «отпустило» поясницу, которая невыносимо болела последнюю неделю.

Народ, как выяснилось, знал, куда едет, и заранее запасся тарой для святой воды – старинными ковшами наливали ее во всевозможные баночки и бутылки из-под минералки. Мне достаточно было выпить один ковшик, чтобы навсегда запомнить вкус пюхтицкой воды – холодной, чистой и потрясающе вкусной.

Позже я жалела, что не решилась окунуться, потому как самолично стала свидетелем того, что НИКТО из моих спутников даже не чихнул после купания, а на концерте после посещения монастыря голоса их звучали ярче и звонче обычного. В тот день мы услышали немало дивных историй о чудесных исцелениях – воды святого источника помогали людям избавиться даже от раковых заболеваний.

Экскурсию по монастырю провела с нами инокиня Иоанна – девушка с ангелоподобным лицом и небесно-синими глазами. Ее плавная правильная речь, интереснейший образный рассказ, насыщенный изречениями великих людей, бывавших в Пюхтице, выдавали в монахине человека образованного и глубокого. От нее мы узнали, что в женской обители живет около 200 насельниц, больше половины из них – от 20 до 40 лет. Каждое утро в 6 часов колокол созывает монахинь на молитву. После службы и утренней трапезы каждая получает послушание – определенный вид занятий на день или часть дня.  А работы в  монастыре – непочатый край. 24 гектара пахотных угодий, где сеют пшеницу, рожь, овес. В подсобном хозяйстве – коровы, лошади, стадо овец, птичник, парники, пасека, плодовый сад. Насельницы сами занимаются сенокосом, рыбной ловлей, собирают грибы и ягоды, рубят и пилят дрова. Иоанна рассказала нам любопытную историю: как-то осенью поселился у них в гостиничном доме известный писатель. Не смог он бесстрастно наблюдать, как женщины занимаются заготовкой дров – бросился им помогать. В следующий день он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, а инокини с самого рассвета снова принялись за работу. «Откуда силы берутся?» – недоумевал писатель. «Бог дает», – смиренно отвечали труженицы.

Надо заметить, система складывания поленниц в Пюхтицком монастыре могла стать источником серьезного исследования, ибо дрова, выложенные особым способом в виде средневековых башен, остаются сухими и пригодными к использованию в любую непогоду и в любое время года. Хотя стоит ли искать научные обоснования там, где многие вещи хочется назвать просто чудом! В одном из зданий нам показали роскошный цветущий куст и рассказали его историю. Когда настоятельница монастыря игуменья Варвара посетила Иерусалим, ей преподнесли в дар побег растения, известного как «неопалимая купина». Особенность его в том, что оно жизнеспособно только в местах пребывания Всевышнего. И – о чудо! – в Пюхтице купина не только не зачахла, но и бурно разрослась, на радость и удивление всем.

Поленницы в Пюхтице

Фото Константина Соколова

Во время Великой Отечественной Эстония почти полностью была оккупирована фашистами, в нескольких десятках километров от монастыря шли жестокие бои. Но ни один снаряд, ни одна бомба не попали в стены обители. Инокиня Иоанна поведала нам еще одну чудесную быль. Через много лет после войны Пюхтицу посетил бывший немецкий летчик – уже немолодой человек проделал большой путь из Германии, чтобы увидеть святое место, которое оказалось неподвластным смертельному оружию. Он получил боевое задание, на карте точно был отмечен участок для бомбардировки: православный монастырь на холме. Но когда он подлетел к месту выполнения задачи, взор вдруг заволокло туманом, а в облаках пред ним предстала женщина в голубом одеянии. Прошли десятилетия, прежде чем немецкий летчик снова увидел и узнал ту «Дивную Госпожу» – на иконе Успенского собора Пюхтицкого монастыря.

Напоследок хочу привести напутствие знаменитой игуменьи прошлого века Таисии, которому хочется следовать после посещения Пюхтицы: «Могу сказать тебе лишь одно слово, но слово такой важности, от которого зависит дальнейшее твое преуспеяние: постарайся всех любить! Начни с любви, она выше всех внешних подвигов, без нее невозможно спастись».

Яна УГАРОВА

На заставке фото Константина Соколова