Ребёнок должен быть в пути, а не стоять под крышей школы

Ответы протоиерея Аркадия Шатова о воспитании

Авторы:


Вопрос ребром
Темы: , , , , , , , .
Вопросы, которые волнуют отцов и детей, живущих в одно время, в одном месте, часто похожи. Поэтому мы сочли возможным дать на такие «похожие» вопросы взрослых читателей «Логоса» ответы протоиерея Аркадия ШАТОВА, настоятеля храма Святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, духовника Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия (г. Москва), которые он адресовал радиослушателям программы «Радонеж».

– Если в семье один родитель – воцерковлённый и ходит в церковь, а другой – нет, и ребёнок видит, что мама делает одно, а папа – другое, как быть? Ведь не скажешь, что мама делает хорошо, а папа – плохо.

– Если семья неполная или в ней только один из родителей верит в Бога, то ребёнок растёт как бы ненормально. В такой семье нет самого главного – любви, которая соединяет родителей. Даже если родители любят друг друга, но у них разные представления о мире и разный взгляд на церковную жизнь, то, конечно же, о подлинной любви, о подлинном соединении и гармонии речи быть не может. Ребёнок чувствует противоречие, которое есть в жизни его семьи. И здесь, чтобы воспитать его в вере, нужен подвиг, молитва и нужно обязательно явить ему радость жизни в Боге. Нужно, чтобы он понял, что эта радость больше, чем та, которая есть, например, у неверующего папы. Нужно научить его молитве в храме, найти такой храм, где ему будет интересно, где, скажем, хороший хор, где батюшка говорит проповедь доходчиво и понятно для ребёнка, где есть воскресная школа, которую посещают его сверстники, он будет понимать, что не он один ходит в храм – и другие дети, которые ему нравятся, молятся вместе с ним. Тогда, почувствовав эту радость, осознав её, поняв, он предпочтёт её радости смотрения телевизора, слушания какой-то музыки, чтения комиксов и не будет проводить время у компьютера.

Даже если он поддастся нецерковному влиянию папы, то глубина подлинной жизни, которую вы ему явите (если сумеете и в таком браке жить по-христиански, если ваша жизнь будет подвигом христианской любви), в конце концов победит и, когда он придёт в возраст, он это осознает. Сейчас он не понимает подлинного смысла ситуации, когда папа вам что-то доказывает, а вы молчите и молитесь – получается, что папа более прав. Но когда он придёт в сознание, то увидит, что вы были правы в своём молчании, в своей любви: не в ругани, не в раздражении и спорах, а в кротости, в смирении. И этот ваш образ поможет ему впоследствии встать на ту правильную дорогу, по которой ему нужно идти. Но это очень трудно, и здесь нужен подвиг.

Воспитание детей – это вообще подвиг времени. Нужно уделить этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с другими родителями, общения со священником, у которого дети исповедуются… А кроме того, наших детей нужно очень-очень сильно любить, и любить по-настоящему, потому что родительская любовь очень часто бывает направлена как бы не на то. Мы хотим, чтобы наши дети много знали, умели играть на фортепьяно, рисовать, знали английский, французский, немецкий языки. А хотеть нужно того, чтобы они Бога полюбили, чтобы они верили в Него, чтобы они во всех жизненных ситуациях обращались к Нему, хотеть нужно спасения их души. Нужно молиться Богу, чтобы Господь помог вам научить их этому, самому главному. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить.

Верхневилюйск: мальчик со свечкой

– Меня волнует проблема, мне кажется, характерная для родителей церковных, которые и сами ходят в храм, и приводят туда своих детей: дети находят там круг общения, друзей, но не происходит главного – встречи с Богом. И вот родители вроде могут успокоиться, что их ребёнок на нужном месте, а это оказывается как бы ширмой, за которой пустота.

– Вы затронули очень важную проблему и очень глубоко и верно её раскрыли. Я думаю, что нужно открывать им Бога, нужно не успокаиваться на том, что ребёнок ходит в храм и учится в православной гимназии, имеет православных друзей, знает Символ веры, догматы, даты церковных праздников, читал Жития святых. Это всё может оказаться внешним, а главное, внутреннее, может быть потеряно. Православие – это вечное движение к Богу, обращённость, устремленность к Богу. Если ребёнок начинает это терять, то нужно особенно усиленно молиться Богу, просить Матерь Божию, чтобы Она помогла, защитила этого ребёнка, и искать возможности с ним поговорить, выяснить, почему так получилось, и помочь ему опять встать на тот путь, который ведёт к Богу. Ребёнок должен быть всегда на пути, а не стоять под крышей гимназии.

– Если такое происходит с детьми церковными, может быть, лучше совсем отказаться от детского религиозного воспитания и образования? Пусть во взрослом возрасте люди решают, как им быть.

– Часто так говорят родители неверующие: не надо ничему учить, пусть вырастет и сам разберётся… Мы не будем ничему учить – а зло, которое есть, будет воздействовать на ребёнка. Мы не будем учить – а по телевизору будут учить разврату. Мы не будем учить – а друзья-сверстники будут учить сквернословию. Мы не будем учить, а будем лишь смотреть, что происходит с нашим ребёнком, – а он будет воспринимать самую страшную форму атеизма, когда он – не от рассуждений, а просто оттого, что хочется телом своим жить, а не душой, станет жить так, что телесные, плотские радости составят основу его жизни. Он будет впитывать в себя этот животный атеизм, и у него не будет никакого противоядия. Если есть плохие воскресные школы, если есть ошибки в православных гимназиях, то нужно делать всё, чтобы эти ошибки исправить, чтобы в них учили живой вере, чтобы они были путём к Богу. Но это очень трудно. Для этого самому нужно двигаться. Сами-то мы полноты веры не имеем – вот в чём дело. Если бы мы были святыми, то рядом с нами росли бы святые дети. Но не нужно отчаиваться. Святые – это покаявшиеся грешники. Я предложил бы всем родителям перед тем, как лечь спать, покаяться в том, что мы плохо воспитываем своих детей, просить у Бога помощи в этом, просить Матерь Божию, чтобы Она наставила нас, помогла нам стать настоящими педагогами.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ