Упаси Бог нас от таких русских

Храм в Якутии
Авторы:


Спор-площадка
Темы: , , , , , , .
Бог поругаем не бывает. Библия свидетельствует: все народы, возгордившиеся и отвергшие Господа, не только не улучшили своё политико-экономическое положение, но были стёрты с лица земли враждебными племенами. Имеет ли хоть один этнос основание считать, что он будет счастливым исключением из мирового правила?

На эту тему уже давно рассуждает известный якутский писатель Михаил Дьячковский (Кельбё). Не скроем, напечатанный на русском языке в газете “Якутия”, этот материал вызвал неоднозначную реакцию, несмотря на то, что редакция благоразумно сменила название статьи. Некоторые тезисы автора и нам не кажутся безупречными. Но почему все должны думать одинаково? Давайте поспорим!

По-якутски вы можете прочесть эту статью только на нашем сайте.

Михаил Дьячковский КЕЛЬБЁ, писатель

Михаил Дьячковский (Кельбё)

В Москве руководитель уйгурской общины «Ватан» сказал мне с большой завистью к нам, саха: «Какое счастье ваше, что вы, якуты, соединились с русскими – имеете литературу на родном языке, своё национальное искусство, науку, государственность». И с болью в сердце поведал, что у них – живущем в Китае сорокамиллионном тюркском народе – ничего подобного нет и даже говорить об этом запрещено под угрозой политических преследований вплоть до расстрела.

Можно только радоваться, что вхождение в состав России так счастливо сказалось на судьбе народа саха. И вправду, хотя это счастье никто не принёс нам на блюдечке, и всё было оплачено по полному счёту многими жертвами, кровью в смертной схватке за выживание (стычки с казаками, две войны, репрессии, голод), но, в отличие от уйгуров, всё же мы сами определяем свою судьбу, и вряд ли кто станет сей факт отрицать.

На первый взгляд здесь как бы сами за себя говорят изначальная природная доброта русских и свирепость китайцев. Но ведь на самом деле, природа у нас одна – человеческая и всякому должно быть ясно, что суровый закон жизни везде один и тот же, и представителю любой нации своя рубашка ближе к телу. Жесток закон земной жизни, закон природы, по которому выживает сильнейший, хитрейший, коварнейший, подлейший. Закон, заставляющий волчицу кормить своих волчат рысятами, и человека ставит в то же самое положение, заставляя враждовать каждого с каждым, стравливая народы, племена, роды. Закон, по которому русские казаки по-зверски сожгли в Намском улусе целые семьи бетюнцев, а до этого якуты истребляли друг друга в междоусобных стычках (взять хотя бы резню нахарцев с теми же бетюнцами).

Что я хочу сказать этим? Дело не в китайцах и не в русских. Всё дело в Господе нашем Иисусе Христе. Если бы у русских не было христианства, они, возможно, оказались бы еще свирепее китайцев: у тех хоть учение Конфуция было, был Будда. А язычество есть язычество – обожествление природы. Это конечно очень красиво, но оно, что там ни говори, по сути коренится в животных инстинктах, лишенных какой бы то ни было духовности (отрешенности от всего земного, материального, преходящего), в жесточайшей борьбе за своё – личное, семейное, родовое, племенное – место под солнцем. А что это, как не сакрализация «закона джунглей», права силы. Упаси Бог нас от таких русских. Это, во-первых.

Якутск. Крестный ход

Якутск. Крестный ход

Во-вторых, где бы были сами русские без христианства, без Божьей помощи и благоволения, без Его милости к ним как хранителям Православной веры, по заступничеству Богородицы и сонма святых? Где бы они были сейчас со своими божками типа Перуна и Даждьбога – эти мелкие разрозненные языческие племена с чужими вождями? Где бы были сегодня русские, останься они папуасами перед мощью христианского Запада и мусульманского Востока, сильных уже не первобытным «законом джунглей», а чем-то выше его. Вряд ли спасло бы их даже самое «продвинутое» язычество со всей его экзотичностью и со всем его эгоцентризмом.
Но по воле Божией, по особому промыслу Господа ради спасения нас, якутов, (кто откажет народу саха в праве трактовать это так) именно на Руси воссияла Его самая благодатная Святая Православная Церковь. Недаром Русь называли святой, хотя под этим подразумевалась, конечно, не сама страна в действительности мирского бытия, а, так сказать, её духовная устремленность, духовный идеал, которого удавалось достичь лишь немногим святым.

Приезжали сюда, завоевывали край, конечно, не образцы христианской морали, не набожные смиренники, а удальцы из удальцов, лихие из лихих, но даже у них не могли быть стерты напрочь в сокровенных глубинах души впитанные с молоком матери слова Христа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». И вот в этом-то именно и состояло спасение наше (как, впрочем, и самих русских), благодаря именно этому-то и дано было нам ступить на счастливый путь развития и благоденствия (как, впрочем, и русским).
В прямой связи с тем, что Слово Божие распространилось у нас благодаря русским, бытует расхожее мнение, будто это они привели сюда Христа, словно Бог, сотворивший весь мир, ничего не знал о нашем крае, о нас, якутах, и русские притащили Его к нам, как быка за собой на поводе. Более того, приходится сталкиваться с узколобыми утверждениями, что православная вера – это русская религия. Рассуждения такого рода льют воду на мельницу русского национализма, пытающегося «национализировать» православие. Как же трудно человеку принять истину!

И как таким «властителям умов» согласиться с тем, что на самом деле Бог, Творец всего видимого и невидимого, был во всём человечестве ещё до того, как Он приклонил Небо к земле и спустился, воплотившись в человека. Он был тем Духом Божиим, который мы называем совестью. Был основой высшей Истины и Добра, всего святого и чистого, делающей человека человеком в отличие от животного, и называемой нравственностью. Был духовной вершиной человека в его извечной устремленности от низшего, земного, животного, от преходящих потребностей плоти к вечному, высшему, светлому, святому.

Поэтому-то и добро и истина в высшем их понимании одинаковы для всех народов, и все люди планеты чувствуют их на подсознательном уровне одинаково. Даже из этого видно, что духовный идеал человека действительно един для всего мира, общечеловечен, достоинства его неоспоримы, абсолютны и написаны, по словам апостола Павла, в сердце каждого.

Якутская бабушка-христианка

Фото Ивана Попова

Но, к сожалению, за тысячелетия земная жизнь по жестоким законам природы помрачила наши душевные очи, и всё труднее становилось читать, достигать умом, хоть чего-либо из написанного там. И только единичным гениям (древнееврейские пророки, Конфуций, Сократ, Платон и т.д.) – горящим, как факел во тьме, духовным пастырям человечества удавалось прочитывать самую малость как величайшее откровение. Но никого не нашлось из людей, кто бы мог прочитать написанное полностью. Да и не могло найтись.

Только Сам Бог – абсолютная Истина и Свет, Бог-Слово Иисус Христос, написавший эти письмена, прочитал их полностью от слова до слова на доступном и детскому пониманию языке и впечатал их в людские сердца. Он воочию явил Собой так свято взлелеянный в сокровенных глубинах сердца человеческого его духовный идеал. Человек, вот твоё призвание, вот то, к чему ты должен стремиться, если хочешь проявить в себе всё самое лучшее, что заложено в нас Богом, если хочешь вырасти в полную свою меру.

К чему я говорю это? Конечно, кто оспорит заслуги великого русского народа в том, что мы не только не исчезли как этнос, но и приобщились к мировой культуре (как не вспомнить тут дореволюционную городскую девушку-якутку из поэмы Кулаковского, читающую роман – Гюго? Бальзака? Флобера? – а ведь разве такое могло быть у родственных нам тюрков-мусульман, скажем, казахов или киргизов); в том, что вошли в мировую цивилизацию, достигли духовных вершин человечества; в том, что добрая слава народа саха разносится по всему миру.

Но ведь и то понимать надо: Кто на самом деле по глубинной сути вещей является Основой нашего благоденствия, Светом надежды, Держателем судьбы нашей. Кто с самого дня сотворения был в нас и по особой любви и милости к нам, на счастье и спасение наше, донёс нам учение, Слово Своё через русских (в таком случае, как ни верти, остаётся только согласиться с тем, что это не русские привели Его, а Он привёл их ради нашего спасения), и взял нас, взлелеял в лоне самой святой, самой благодатной своей Православной Церкви.

Надо понимать: Кто дал нам письменность трудами своих священников, издал первые книги и заговорил на нашем языке, чтобы позвать нас к добру, к вышнему, к свету, к спасению, к вечной жизни в Царствии Небесном и помогал нам в этом. Кто посредством Таинства Причащения наших предков до сих пор является живой частью нашей плоти и души нашей. Чья любовь, благоволение, благодатная сила по молитвам дедов и бабушек охраняет, защищает нас, помогает нам, спасает нас и ныне, и присно, и во веки веков.

Михаил КЕЛЬБЁ, писатель

На заставке фото протоиерея Сергия Клинцова

2 комментария

  1. Кельбё попал в самую точку, изложив просто и доступно: Бог есть совесть и нравственность, — помимо всего прочего — изначально присутствующие в любом человеческом существе

    • Спасибо, Геннадий, за поддержку! Статья вызвала споры, но мы их не боимся. Если в главном — любовь, пусть будут и разногласия)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *