На эту тему уже давно рассуждает известный якутский писатель Михаил Дьячковский (Кельбё). Не скроем, напечатанный на русском языке в газете “Якутия”, этот материал вызвал неоднозначную реакцию, несмотря на то, что редакция благоразумно сменила название статьи. Некоторые тезисы автора и нам не кажутся безупречными. Но почему все должны думать одинаково? Давайте поспорим!
По-якутски вы можете прочесть эту статью только на нашем сайте.
В Москве руководитель уйгурской общины «Ватан» сказал мне с большой завистью к нам, саха: «Какое счастье ваше, что вы, якуты, соединились с русскими – имеете литературу на родном языке, своё национальное искусство, науку, государственность». И с болью в сердце поведал, что у них – живущем в Китае сорокамиллионном тюркском народе – ничего подобного нет и даже говорить об этом запрещено под угрозой политических преследований вплоть до расстрела.
Можно только радоваться, что вхождение в состав России так счастливо сказалось на судьбе народа саха. И вправду, хотя это счастье никто не принёс нам на блюдечке, и всё было оплачено по полному счёту многими жертвами, кровью в смертной схватке за выживание (стычки с казаками, две войны, репрессии, голод), но, в отличие от уйгуров, всё же мы сами определяем свою судьбу, и вряд ли кто станет сей факт отрицать.
На первый взгляд здесь как бы сами за себя говорят изначальная природная доброта русских и свирепость китайцев. Но ведь на самом деле, природа у нас одна – человеческая и всякому должно быть ясно, что суровый закон жизни везде один и тот же, и представителю любой нации своя рубашка ближе к телу. Жесток закон земной жизни, закон природы, по которому выживает сильнейший, хитрейший, коварнейший, подлейший. Закон, заставляющий волчицу кормить своих волчат рысятами, и человека ставит в то же самое положение, заставляя враждовать каждого с каждым, стравливая народы, племена, роды. Закон, по которому русские казаки по-зверски сожгли в Намском улусе целые семьи бетюнцев, а до этого якуты истребляли друг друга в междоусобных стычках (взять хотя бы резню нахарцев с теми же бетюнцами).
Что я хочу сказать этим? Дело не в китайцах и не в русских. Всё дело в Господе нашем Иисусе Христе. Если бы у русских не было христианства, они, возможно, оказались бы еще свирепее китайцев: у тех хоть учение Конфуция было, был Будда. А язычество есть язычество – обожествление природы. Это конечно очень красиво, но оно, что там ни говори, по сути коренится в животных инстинктах, лишенных какой бы то ни было духовности (отрешенности от всего земного, материального, преходящего), в жесточайшей борьбе за своё – личное, семейное, родовое, племенное – место под солнцем. А что это, как не сакрализация «закона джунглей», права силы. Упаси Бог нас от таких русских. Это, во-первых.
Во-вторых, где бы были сами русские без христианства, без Божьей помощи и благоволения, без Его милости к ним как хранителям Православной веры, по заступничеству Богородицы и сонма святых? Где бы они были сейчас со своими божками типа Перуна и Даждьбога – эти мелкие разрозненные языческие племена с чужими вождями? Где бы были сегодня русские, останься они папуасами перед мощью христианского Запада и мусульманского Востока, сильных уже не первобытным «законом джунглей», а чем-то выше его. Вряд ли спасло бы их даже самое «продвинутое» язычество со всей его экзотичностью и со всем его эгоцентризмом.
Но по воле Божией, по особому промыслу Господа ради спасения нас, якутов, (кто откажет народу саха в праве трактовать это так) именно на Руси воссияла Его самая благодатная Святая Православная Церковь. Недаром Русь называли святой, хотя под этим подразумевалась, конечно, не сама страна в действительности мирского бытия, а, так сказать, её духовная устремленность, духовный идеал, которого удавалось достичь лишь немногим святым.
Приезжали сюда, завоевывали край, конечно, не образцы христианской морали, не набожные смиренники, а удальцы из удальцов, лихие из лихих, но даже у них не могли быть стерты напрочь в сокровенных глубинах души впитанные с молоком матери слова Христа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». И вот в этом-то именно и состояло спасение наше (как, впрочем, и самих русских), благодаря именно этому-то и дано было нам ступить на счастливый путь развития и благоденствия (как, впрочем, и русским).
В прямой связи с тем, что Слово Божие распространилось у нас благодаря русским, бытует расхожее мнение, будто это они привели сюда Христа, словно Бог, сотворивший весь мир, ничего не знал о нашем крае, о нас, якутах, и русские притащили Его к нам, как быка за собой на поводе. Более того, приходится сталкиваться с узколобыми утверждениями, что православная вера – это русская религия. Рассуждения такого рода льют воду на мельницу русского национализма, пытающегося «национализировать» православие. Как же трудно человеку принять истину!
И как таким «властителям умов» согласиться с тем, что на самом деле Бог, Творец всего видимого и невидимого, был во всём человечестве ещё до того, как Он приклонил Небо к земле и спустился, воплотившись в человека. Он был тем Духом Божиим, который мы называем совестью. Был основой высшей Истины и Добра, всего святого и чистого, делающей человека человеком в отличие от животного, и называемой нравственностью. Был духовной вершиной человека в его извечной устремленности от низшего, земного, животного, от преходящих потребностей плоти к вечному, высшему, светлому, святому.
Поэтому-то и добро и истина в высшем их понимании одинаковы для всех народов, и все люди планеты чувствуют их на подсознательном уровне одинаково. Даже из этого видно, что духовный идеал человека действительно един для всего мира, общечеловечен, достоинства его неоспоримы, абсолютны и написаны, по словам апостола Павла, в сердце каждого.
Но, к сожалению, за тысячелетия земная жизнь по жестоким законам природы помрачила наши душевные очи, и всё труднее становилось читать, достигать умом, хоть чего-либо из написанного там. И только единичным гениям (древнееврейские пророки, Конфуций, Сократ, Платон и т.д.) – горящим, как факел во тьме, духовным пастырям человечества удавалось прочитывать самую малость как величайшее откровение. Но никого не нашлось из людей, кто бы мог прочитать написанное полностью. Да и не могло найтись.
Только Сам Бог – абсолютная Истина и Свет, Бог-Слово Иисус Христос, написавший эти письмена, прочитал их полностью от слова до слова на доступном и детскому пониманию языке и впечатал их в людские сердца. Он воочию явил Собой так свято взлелеянный в сокровенных глубинах сердца человеческого его духовный идеал. Человек, вот твоё призвание, вот то, к чему ты должен стремиться, если хочешь проявить в себе всё самое лучшее, что заложено в нас Богом, если хочешь вырасти в полную свою меру.
К чему я говорю это? Конечно, кто оспорит заслуги великого русского народа в том, что мы не только не исчезли как этнос, но и приобщились к мировой культуре (как не вспомнить тут дореволюционную городскую девушку-якутку из поэмы Кулаковского, читающую роман – Гюго? Бальзака? Флобера? – а ведь разве такое могло быть у родственных нам тюрков-мусульман, скажем, казахов или киргизов); в том, что вошли в мировую цивилизацию, достигли духовных вершин человечества; в том, что добрая слава народа саха разносится по всему миру.
Но ведь и то понимать надо: Кто на самом деле по глубинной сути вещей является Основой нашего благоденствия, Светом надежды, Держателем судьбы нашей. Кто с самого дня сотворения был в нас и по особой любви и милости к нам, на счастье и спасение наше, донёс нам учение, Слово Своё через русских (в таком случае, как ни верти, остаётся только согласиться с тем, что это не русские привели Его, а Он привёл их ради нашего спасения), и взял нас, взлелеял в лоне самой святой, самой благодатной своей Православной Церкви.
Надо понимать: Кто дал нам письменность трудами своих священников, издал первые книги и заговорил на нашем языке, чтобы позвать нас к добру, к вышнему, к свету, к спасению, к вечной жизни в Царствии Небесном и помогал нам в этом. Кто посредством Таинства Причащения наших предков до сих пор является живой частью нашей плоти и души нашей. Чья любовь, благоволение, благодатная сила по молитвам дедов и бабушек охраняет, защищает нас, помогает нам, спасает нас и ныне, и присно, и во веки веков.
Михаил КЕЛЬБЁ, писатель
Кельбё попал в самую точку, изложив просто и доступно: Бог есть совесть и нравственность, — помимо всего прочего — изначально присутствующие в любом человеческом существе
Спасибо, Геннадий, за поддержку! Статья вызвала споры, но мы их не боимся. Если в главном — любовь, пусть будут и разногласия)