Что такое случай в нашей жизни? Комментарий физика

Авторы:


Наука+вера=
Темы: , , , , , , .
Я никогда не поверю, чтобы Бог играл в кости при сотворении мира.
Альберт Эйнштейн
Заранее оговорюсь, я писал этот текст, не обращая внимания на то, что аудитория у меня преимущественно гуманитарная (как мне представляется отсюда, из Москвы). Поэтому, если кому-то некоторые места будут непонятны, или покажется, что в материале слишком много физики, прошу прощения. Мне всегда можно предъявить претензии по электронной почте. Но для этого статью надо, по крайней мере, дочитать. Постарайтесь, пожалуйста.

Цепь непознанных причин?

Философский словарь толкует: «Случай – наступление непредвиденного, непредполагаемого события и особенно его непредусмотренное заранее совпадение с другими событиями. То, что часто изображается как случай, вообще говоря, есть цепь непознанных или недостаточно познанных причин». Так, есть ли на самом деле место случаю в нашей жизни? Или всё, что с нами происходит – результат каких-то причин, об истинности которых мы просто не догадываемся?

И учёные, и далёкие от науки люди по-разному решают для себя этот вопрос. Они верят или не верят в случай в зависимости от того, как в их мировоззрении разрешаются две антиномии: случай – Провидение и случай – естественные закономерности. То есть те, кто не верит в случай, могут принадлежать к двум часто непримиримым лагерям: одни противники случайности – безнадёжные фаталисты, другие – законченные рационалисты.

Механистическое мировосприятие, господствовавшее в XVIII веке среди французских атеистов-просветителей, предполагало полный детерминизм (обусловленность, взаимозависимость) всех явлений мира и человеческой жизни. Вселенная, органический мир, человек – всё представлялось по аналогии с машинами и объяснялось с позиций ньютоновской механики. Считалось, что однозначно фиксированные начальные условия задают совершенно определённое поведение системы. Соответственно отрицалась случайность в природе и свобода воли человека (коль скоро всё психическое также сводилось к механическому).

Религиозные убеждения в пределах такой идеологии ограничивались в лучшем случае деизмом: Бог задаёт начальные условия мира, «заводит» мир, как часовщик, после чего Вселенная развивается по внутренним законам.

Физика не верит в случайность

В более позднее время были объяснены те факты классической физики, которые воспринимаются нами как случайные, например, непредсказуемое поведение шарика при игре в рулетку. Не вдаваясь в математические подробности, можно сказать, что в данном случае ничтожное изменение начальных условий приводит к значительным отклонениям результата, поэтому предсказать поведение такой системы, сколь бы точно мы ни знали начальные условия и какими бы мощными вычислительными ресурсами ни располагали, нельзя.
Такое поведение в математике называется неустойчивым. Поведение физических систем, существенным свойством которых является неустойчивость, изучается быстро развивающейся областью современной физики – динамикой хаоса, или нелинейной динамикой. Можно сказать, что объекты, изучаемые этой наукой (классический пример для любителей научно-популярных статей – аттрактор Лоренца), «моделируют» философское понятие случайности.

Однако проблема абсолютного детерминизма в современной физике не снята. Конечно, ньютоновского, механистического понимания следствия и причины в ней нет, ибо на место законов классической механики пришли квантово-механические вероятностные закономерности. Но здесь нет замены «строгих» законов «приблизительными». Мы просто сталкиваемся с детерминизмом иного рода, который выражается в иных категориях, чем те, к которым мы привыкаем по «школьной» физике и обыденной жизни. Он не вполне понятен с точки зрения «здравого смысла», чему яркими примерами являются квантово-механические «парадоксы».

На деле в квантовой теории для случайности (в философском смысле) места не больше, чем в классической физике, изменился лишь язык изложения. Случайность в квантовой физике присутствует лишь в качестве языка описания – результат опыта описывается не конкретным значением измеряемой величины, а вероятностью обнаружить при наблюдении то или иное ее значение.

Между двух крайностей

А как смотрят на понятие случайность представители различных религиозно-философских систем?
Провиденциализм, к которому склонны были многие средневековые исламские мыслители, как и представители радикальной протестантской мысли (Жан Кальвин), тоже устраняет случайность, но совершенно на других основаниях: весь мир настолько подконтролен Богу, что в нём нет места для свободной воли даже разумных существ. Или, та же идея, но немного по-другому: Бог полностью предузнает то, как именно человек воспользуется своей волей, поэтому поступки каждого из нас, а значит, и посмертная судьба, полностью предопределены ещё от создания мира.

Некоторые мусульманские мыслители были ещё более решительны. Отрицая какое-либо собственное бытие законов мироздания, они считали, что Бог творит мир в каждое мгновение из ничего. Каждое явление мира рассматривалось ими как результат сверхъестественного вмешательства Бога. К подобным утверждениям пришли и некоторые католические богословы.

Существенные возражения с христианской точки зрения высказал против таких идей Фома Аквинский, утверждая, что Бог действует не столь примитивно, но более мудро, используя естественные причины (т.е. законы природы) в качестве инструментов своего Промысла.

Близко к этому, но более глубоко, православное решение проблемы случая, закономерности и свободы. Богословие восточно-христианской Церкви не впадает ни в одну из мировоззренческих крайностей: оно утверждает, что всё в мире происходит отнюдь не случайно и в то же время понимает Провидение не как что-то безапелляционное, оставляя за человеком право сотворчества Творцу. Промысл Божий предполагает внутреннее соприкосновение Божества с каждым явлением и событием в мире, но с учётом свободы человеческой воли.

Карма (понятие, существующее в ряде восточных учений, в первую очередь, в течениях, возникших в рамках индуистской традиции) отлична от Промысла тем, что она есть тотальный безличный закон, определяющий посмертную судьбу (инкарнацию) человека на основе совокупности поступков, совершенных в этой жизни. Промысл Божий в христианстве есть воля Личности – божественной и любящей человека, устраивающей его жизнь так, чтобы, даже погрязнув в грехе, он имел возможность обратить свою волю к Богу.

Только Промысл уважает бесконечную экзистенциальную глубину человека, ставя его постоянно перед выбором своего пути. Карма же осуществляет некий духовный детерминизм: никакое покаяние не спасет человека (в этой жизни или следующей) от последствий его греха. Учения, исповедующие принцип кармического мздовоздаяния, имеют дело с холодным и безжалостным духовным миром, где нет места прощению и милосердию.

Агностицизм настаивает на том, что истинных причин явлений мы познать не можем, равно как и существования причинно-следственных связей. В данной парадигме остаётся место для случайности как таковой, но нет места ни объективным законам природы, ни воле Бога. Человек сам предписывает природе её законы, но не может утверждать, что те или иные явления мира связаны каузальным образом, а не одним лишь последовательным наступлением во времени. Подобным же образом в рамках агностического мировоззрения невозможна никакая положительная теология, однозначное разрешение вопроса о смысле человеческой жизни, бессмертии души и так далее.

Какая точка зрения близка вам, дорогой читатель? Решайте сами, кто Вы – игрушка случая или судьбы? А может быть, тот, кто со-творит свою жизнь вместе с Богом?

Андрей ЗАЯКИН