Я часто привожу такой пример. Представьте себе водолаза, который спустился под воду, допустим, в Красном море, увидел замечательные картины, а ему сверху, с корабля кричат: «Давай, поднимайся!» Он возмущён: «Что, я буду зависеть от них?!» – берёт и пересекает шланг, соединяющий его с жизнью. Приблизительно такого рода необратимые процессы произошли при разрыве связи человека с Богом, когда человек противопоставил себя Богу, захотел стать как Бог без Бога.
Что произошло? Расщепление единства человеческого существа на три автономно функционирующие части: ум, сердце (как орган чувств) и тело. Этого никто не может отрицать. Все об этом говорят. Ум утверждает одно и говорит: «Вот как нужно делать». Сердце совершенно не признает доводов разума, противится, его влечёт совсем к другому, оно прямо стоит против ума. Тело вообще плюёт на обоих вместе.
Любые учения, любые реформаторы всех религий самое большее что предлагали? Хорошие нравственные правила. Но мы много знаем очень хорошего, а сделать-то что можем?! Природа остаётся той же…
Существо христианства состоит в том, что Христос есть Спаситель. Но спасением может воспользоваться только тот, кто погибает. Тому, кто не видит себя духовно погибающим, больным, Христос не нужен. Только тогда христианство начинается в человеке, когда он начинает видеть те страсти, которые его мучают.
Самая главная болезнь всего человечества – мы не видим своей повреждённости. Мне очень трудно себе представить, что я – ненормальный человек. Это просто оскорбительно звучит для моей человечности. Человек – это звучит гордо! И вдруг мне христианство заявляет, что я больной. Причём, не физически больной, ни даже психически, а духовно больной!..
— Я больной?! Да идете-ка вы сами полечитесь!
Стоит только повнимательнее понаблюдать (ну, за другими, конечно, легче – если бы за собой!) и обнаружится картина просто страшная: сколько в нас всякой зависти, лицемерия, притворства, сколько лжи!
Парадокс состоит в том, что мы видим себя в целом хорошими, здоровыми, разумными. Если кто-то мне скажет, что я плохой – я ему покажу, какой я плохой!.. Только иногда по милости Божией нас кое-кто трогает, и тогда мы взрываемся. То нас тронули – от зависти зеленеем, то нас тронули – от ярости краснеем. Это показывает нам – что в нас сидит, что человек не властен над собой.
Так вот христианином верующий человек становится тогда, когда он, во-первых, увидит хоть немножко те болезни, которые в нём находятся, и, во-вторых, осознает, что сам, только своими силами он избавиться от этих болезней не может. Он понимает, что ему нужен помощник, спаситель, Христос.
Никакое познание нравственных или религиозных учений нам не поможет. Только исправление самой природы человеческой даёт возможность изменения жизни. В том и особенность Жертвы Христа, что Он в отличие от всех прочих религиозных учителей, реформаторов, основателей, пророков, святых, воспринимает человеческую природу и исцеляет её в Самом Себе. Через Крест, через страдание Иисус Христос восстанавливает в Себе Самом эту природу человеческую и становится родоначальником нового человечества. Какого? От прародителя мы рождаемся естественным путём, природным и получаем от него всё то, что он имел. От Христа родиться человек может только свободно.
Православие постоянно обращает взор человека к тому критерию, который единственно является разумным для человека: если есть Бог, если есть Вечность, следовательно, весь смысл нашей человеческой жизни, смысл человеческой деятельности и отношения человека к жизни может рассматриваться только через призму того, что именуется Вечностью.
Православие утверждает Великую идею, что все мы живём, движемся и существуем Любвеобильным и премудрым Промыслом Божиим. Причем, этот Промсл не есть порабощение нашей свободы. Нет! Это полное соответствие нашему реальному духовному состоянию, в котором только человек показывает себя, а Господь создаёт наилучшие условия, при которых человек может познать себя и способен вновь и вновь осуществить свой выбор между добром и злом, между истиной и ложью.
Христианство утверждает беспрецедентную идею абсолютной свободы человеческой личности. Даже в полном, максимальном единении Бога с человеком личность не только не уничтожается, свобода наша не только не нарушается, а напротив, предполагается раскрытие в полноте всей человеческой природы и достижение личностью того высшего, что может иметь в себе человек как творение Божие.
Но для этого человек должен увидеть себя таким, каков он есть, познать свой внутренний мир. В конце концов, именно дух творит себе формы. Содержание духа, чистота духа или, напротив, страстность этого духа определяют характер всей нашей деятельности. И до тех пор, пока мы не победим в себе самые элементарные страсти и страстишки, – все наши даже самые высокие и прекрасные слова останутся бесплодными.
Дух творит себе формы. И всё, что мы видим, что совершается в нашей окружающей жизни, – это есть только вершочки, только ростки, а корни – они там, в душе, и определяют всю нашу жизнь – и политическую, и социальную, и подход ко всем нашим проблемам, с которыми мы сталкиваемся.
С христианской точки зрения мы должны понять, в чём заключается Промысл Божий. Что Он такое? Совершенно очевидно, Промысл Божий – это есть непрестающее действие Любви и Премудрости Божией, но направленное – к чему? Вот иногда мы говорим: к спасению – и всё. А что это такое – «к спасению»? Нужно яснее расшифровать, в чем тут дело.
Почему каждый из нас находится в разной ситуации? Почему у нас всего два-три процента богатейших людей, а девяносто процентов нищих? Почему всё корежится и ломается? Почему в нашей жизни столько невзгод и неприятностей? В чём причина? Промысл Божий – это есть такое действие, которое соотносится с нашим духовным внутренним состоянием. То, что можно дать одному, нельзя давать другому; то, что полезно для одного – вредно для другого. Это первый и важнейший элемент, входящий в понимание того, что мы именуем «Промыслом Божиим».
Второе – не менее, может быть даже более важное: Промысл Божий направлен как на каждого человека, так и на каждый народ, и на весь мир, на все человечество в целом. Кстати, в таком подходе берут начало корни христианской антропософии: на что направлен Промысл Божий? – на одно только.
Мы же утверждаем, что центральным и самым главным событием во всей человеческой истории является Пришествие Христа. Христа – то есть Спасителя. Спасителя как отдельного человека, так и человечества в целом. Какой вывод отсюда можно сделать? Совершенно очевидный: самое главное для каждого человека и для человечества в целом – убедиться, наконец, в том, что нужен Христос. Нужен для меня, для нас, для всех.
Вот в чём состоит главнейшее действие Промысла Божия. Он ставит каждого человека в отдельности, каждую социальную группу, каждый народ, государство, человечество в целом в такие условия – наилучшие условия, при которых, в конце концов, мы бы должны, я бы должен понять, что действительно: мне (нам) нужен Спаситель!
Все наши беды – не наказание, нет. Зло, которое совершается в человечестве – это болезнь, самоповреждение, а Бог остаётся Любовью, но все действия Бога сопряжены с человеческой свободой. С учётом того духовного состояния, в котором находится человек, Бог создаёт ему наилучшие условия, в которых человек может себя познать и реализовать свою личную свободу.
Жизнь человека совершается в потоке Промысла Божьего. Она оказывается ничем иным, как временным отрезком, в котором человек призван осуществить свою свободу, т.е. сделать выбор – чего он хочет, к чему стремится. Бог не может спасти человека без человека!
Главным творческим заданием для каждого из нас остаётся непосредственное творение собственной жизни в соответствии с Божественным Промыслом о ней, вот почему так важно понимать – в чём он состоит.
Алексей Ильич Осипов