29 Биир ассарийга [бытархай харчыга] икки барабыайы атыылаһыахха сөп буолбат дуо? Бэл кинилэртэн хайалара даҕаны, Аҕаҕыт көҥүллүөн иннинэ өлөн түһүө суоҕа; 30 оттон эһиги оннооҕор баттаххыт ахсаана кытта ааҕыллан турар. 31 Онон куттанымаҥ: эһиги үгүс барабыайдааҕар күндүгүт.
Матфейтан Сибэтиэй Евангелие, 10-с түһ.
Кто хозяин нашей судьбы?
«Я – хозяин своей судьбы», – так ответило большинство из опрошенных нами студентов. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать: задай мы тот же самый вопрос не в студенческой аудитории, а где-нибудь, скажем, в травматологическом отделении городской больницы или на развалинах разрушенного землетрясением дома, или в зале с норд-остовскими заложниками, то ответы услышали бы несколько иные.
Пока ты молод и здоров, всё, кажется, в твоих руках – и жизнь, и счастье. Но с возрастом каждый из нас накапливает опыт переживания таких жизненных ситуаций, в которых человек вдруг обнаруживает свою беззащитность перед «ударами судьбы», подстерегающими его повсюду. В результате тот, кто вчера был самоуверенным оптимистом, впадает в мрачный фатализм, начинает клясть «судьбу-индейку», записывается на курсы коррекции кармы, проводимые самозваным гуру, или тащит последние деньги очередному «целителю медицины».
Так что же, неужели от человека, в самом деле, мало что зависит? Есть такие религиозные учения, которые утверждают это. Но не православие! Оно учит: надо всегда, при всех обстоятельствах жизни делать максимум того, на что ты способен. И тогда Бог откроет твои пути. Однажды прославленный полководец Александр Суворов, идя по военному лагерю, обратился к конюху: «Что, братец, лошади кормлены?», а тот ему в ответ: «Ваше сиятельство, никак нет. Господь овса не послал». Суворов возмутился: «Господь Бог не конюх. Тебе поручили лошадей кормить. Изволь выполнять свои обязанности».
Конечно, когда в твоей голове ещё не сварилась каша из множества личных впечатлений и отрывочных, часто неверных знаний, трудно избавиться от иллюзий о себе и своей жизни, нелегко выстроить её в реально счастливую перспективу. Поэтому для начала, друзья, давайте разберёмся в понятиях.
«Карма» – синоним «гада»
«Не судьба крестьянскому сыну калачи есть», «От судьбы не уйдёшь», «Такая судьба!»… Не случайно термин «судьба» в словаре Даля помещён в статье к слову «судить» со значениями «участь», «жребий», «доля», «рок», «предопределение, неминучее в быту земном» и др. Многие ошибочно полагают: всё, что делается судьбою, что суждено провидением, исключает свободную волю человека. В этом есть насилие, деспотизм.
Когда в Священном Писании речь идёт о суде Божием, имеются ввиду судьбы Божии, а не человеческие. «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и всё, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своём, непостижимого в управлении Своём», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Он же уточняет, что предопределение Божие не стесняет человеческой свободы: «Не имея никакого влияния на деятельность человека, предопределение Божие не имеет и не может иметь никакого влияния на последствия этой деятельности, на спасение и погибель человека. В руководители поведению нашему даны с одной стороны разум и свободное произволение, с другой – откровенное учение Божие… Спасение и погибель человека зависят единственно от произвола его, а не от не известного ему определения Божия».
Ещё дальше от христианства употребляемое в восточных религиях и оккультизме понятие «кармы» – жестокого, слепого закона причин и следствий, воздаяния за дела. Оккультисты учат, что карму можно изменить, можно увернуться от кармической расплаты за деяния прошлой жизни, но не в настоящем. Наше будущее, по их мнению, – в наших руках, однако то, что происходит с нами сейчас, от нас ни капельки не зависит. «Но в том-то и дело, что только сейчас, только в моём настоящем я могу создать своё будущее… А если всё, что окружает меня в настоящем, и всё, что наполняет меня, мои мысли и мои желания от меня не зависит, то тогда не я творю моё будущее, а прошлое создаёт свою вечность. Я лишь посредник между во-о-он той причиной и во-о-он тем следствием», – говорит богослов, протодиакон, Андрей Кураев.
Те, кто верит в карму или судьбу, на самом деле верят в то, что они – марионетки. Ученик Елены Рерих А. Клизовский утешает тем, что карму можно изучить и увидеть в ней «порядок, к которому можно приспособиться». «В самом деле, если человек изучил распорядок лагеря и научился жить строго по режиму – вот он уже и свободен, ибо «осознал необходимость», – ехидно замечает о. Андрей.
С точки зрения приверженцев кармического мировоззрения требуется только понять, какие последствия имеют те или иные наши поступки и стараться их избегать, чтобы в будущей своей жизни не иметь проблем с детьми, супругом, хорошо зарабатывать и т.д. То есть когда человек старается побороть в себе, скажем, чувство зависти, то делает это не потому, что осознал, как отвратителен грех, не потому, что хочет стать лучше, чище, светлее, приблизиться к Богу, а ради того, чтобы в новой жизни у него не болела печёнка. Принцип кармы не только слишком примитивно объясняет многообразие мирового бытия, он ещё и этически ущербен.
Православную концепцию о Промысле Божием часто путают также с мусульманскими доктринами, согласно которым Бог является непосредственной причиной всего, что происходит в мире. Наиболее классический вариант этого мировоззрения, поясняет о. Андрей Кураев, мы находим в исламских традициях, прежде всего, в сунизме, а там, в свою очередь, – у мутакалимов, которые, в отличие от мутазилитов, верили, что Аллах каждое мгновение уничтожает всю вселенную и заново её творит. Пока вы читаете эти строки, Всевышний уже несколько раз успел уничтожить весь мир и создать его снова, в том числе – вас, ваше прошлое, ваше будущее, этот текст, и ваше отношение к нему, но чуть-чуть в иной вариации. В Коране сказано: «Не вы их убивали, но Аллах убивал их, и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил» (Коран 8,17). Если знать это, то понятнее становятся слова террориста Радуева, который оправдывался (помните?): «На всё воля Аллаха, я не виноват». Понятным делается и пафос рубаи Омара Хайяма:
Тревога вечная мне не даёт вздохнуть,
От стонов горестных моя устала грудь.
Зачем пришёл я в мир, раз – без меня ль, со мной ли
Всё так же он вершит свой непонятный путь?
В светской философии подобную концепцию окказионализма исповедовал Мальбранш, а в христианском мире – Кальвин и отчасти Лютер.
Но ещё раз повторим: идеи кармы, фатума, рока, судьбы чужды христианству. Чтобы понять насколько, необходимо обратить внимание на одну библейскую подробность. Только прежде вспомним, что у каждого языческого народа был и есть божок, чья область занятий – человеческие судьбы: Фатум, Мойры, Парки и т.д. Не исключение и тенгрианство, которое в современной Якутии часть интеллигенции хочет сделать национальной религией.
Возможно, в якутском варианте мифология этого языческого верования несколько иная, но в книге Алтун Битиг «Тенгрианство» – какая-то неразбериха: с одной стороны, говорится, что будущую судьбу человека определяет Тенгри. С другой – Ульгень и Эрлик, равные по силе, могуществу и власти, управляют судьбой всего мира, в котором всё зиждется на их хотении и подчиняется их воле. Ульгень творит добро, а Эрлик – зло. «Когда наступает время кому-то родиться, по воле Тенгри, кут падают со священной берёзы и попадают в дома через дымоходы. Творцом человеческого кута является Умай. Кут, ниспосланный Умай, через От-ану, воплощается в утробе матери и принимает вид красного червяка. Этот зародыш в дальнейшем переходит по естественному развитию в обычный плод человека». Впрочем, после того, как Эрлик был низвержен Ульгенем под землю, ему поручили судить и наказывать души умерших. Представляете нашу посмертную участь?! Не дай Бог! Впрочем, кому-то нравится…
Как относится к пассивной зависимости от «судьбы» Священное Писание? Наверное, ярче всего ответ звучит в словах пророка Исаии. Бог в гневе Своём говорит израильтянам: «А вас, которые оставили Господа, забыли и святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени – вас обрекаю Я мечу, потому что Я звал – и вы не отвечали, говорил – и вы не слушали» (Ис 65, 11-12). «Гад» – финикийское божество, «добрый бог фортуны». Что это слово значит в русском языке, мы все знаем. Забавное совпадение, не правда ли? Карма – синоним слова «гад», получается.
Промысл Божий – это диалог
Совсем другое – Премудрый и Благой Промысл Божий, Божественная деятельность, сохраняющая и направляющая мир к предназначенной цели бытия. Суть его – в постоянной заботе Бога о спасении души каждого. Господь зовёт людей, говорит с ними. Промысл Божий – это диалог свободного Бога, который не связан никакими законами, в том числе кармическими, и свободного человека. Если ситуации, с которыми мы сталкиваемся, определяются Божьим Промыслом, то поступки – нашей свободной волей.
Антоний Великий учит, что в человеке действуют три воли: Божия – всесовершенная и всеспасительная; собственная, человеческая – если не пагубная, то и не спасительная, и, наконец, бесовская – вполне пагубная. Силы Света помогают нам в добре и в духовном росте, если мы их об этом просим. Темные же силы толкают ко злу.
Но Господь – отнюдь не равнодушный сторонний Наблюдатель. Святитель Филарет, митрополит Московский, определял Божественный Промысл таким действием всемогущества, премудрости и благости, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляя их к благим целям. Он всякому добру помогает осуществиться; возникающее же через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. И всемирный потоп, и смешение языков, и гибель Содома и Гоморры объясняются в Священном Писании именно следствием действия Промысла Божия, направленного на прекращение и устранение препятствий со стороны злых начал.
В общем, нельзя верить одновременно в неотвратимость судьбы и в Бога любви и свободы. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, вера в Христа освобождает от веры во всё остальное. Если человек стал христианином, он уже не может верить в Будду, карму, гороскопы, приметы, сны и т.д. Впрочем, от веры в астрологию освобождает не только христианство, но и наука.
Почти все материалы номера, с разных точек зрения, раскрывают понятия Промысла Божия и свободы, но даже прочтя «Логос» от корки до корки, вы не сможете сказать, что поняли всё. Это естественно. Неестественно – бежать от подобных вопросов, стараться не думать о них. Ведь жизнь так коротка и хрупка. И она, конечно, зависит от нас самих. На сколько процентов? Об этом знают только наши студенты…
Ирина ДМИТРИЕВА
Очень интересная статья. Есть над чем поразмыслить. К тому же автор не тривиально дал расшифровку некоторых затертых понятий «судьба», «карма», «рок». Спасибо. С уважением Л.Винс
Спасибо, Любовь, за добрый отзыв!