Варежка для молодёжи

31_2012_18_m
Авторы:


Самое главное, Церковь и поколение next
Темы: , , , , , .

Знаете, друзья, занимаясь подготовкой нашего съезда православной молодёжи, я задумался: а что вообще значит «православная молодёжь», чем эта тусовка отличается, скажем, от субкультур эмо или готов и как туда можно попасть. Насколько я знаю, для того, чтобы быть готом, нужно одеваться во всё чёрное, делать себе зловещий макияж, любить кладбища и ходить с печальным лицом. Сегодня в Церкви найдутся те, кто скажет: чтобы принадлежать к православной молодёжи, нужно надеть чёрный платок «внахмурку», чёрную юбку до пят, чёрные кирзовые сапоги, размышлять только о смерти и ходить с постным, угрюмым лицом.

Но в чём тогда разница между православной и «готической» молодёжью?

Лично мне кажется, что быть «православной молодёжью» не означает быть в чёрном. Быть «православной молодёжью» значит быть в варежке. Но не просто носить её, а именно быть в ней.

Не удивляйтесь, друзья. Есть у одной могилёвской рок-певицы Алёны Кавковой такая песня: «В варежке пальчики вместе и им теплее, в перчатке же каждый одет в отдельность». И мне показалось, что в этой строчке дан замечательный образ двух обществ: Христовой Церкви и социума.

Люди в современном обществе живут по принципу пальцев в перчатке. В этом перчаточном обществе, помимо того, что каждый мальчик-с-пальчик и так отделён от других собственной кожей, он ещё напяливает на себя дополнительный слой кожи искусственной. Он отгораживается в этом дерматиновом коконе собственного эгоизма от остального мира и полностью замыкается на себе. «Есть только я, мои права и свободы, а другие пальчики меня не интересуют. Мне и без них в своей ячейке тепло». В перчатке пальчики обособлены и разобщены. Они очень берегут своё личное пространство, проводя границы между собой и тщательно их охраняя.

В варежке же всё совсем иначе. Здесь граница проходит не между пальчиками, а вокруг них. Она их не раз-ъединяет, а об-ъединяет. Они представляют собой одно целое. Они живут вместе и согревают друг друга своим теплом. Если замерзает один пальчик, в перчатке это чувствует только он сам. В варежке все связаны и все чувствуют, что одному холодно, и греют его. Никто при этом не теряет здесь своей индивидуальности и не старается так усиленно подчеркнуть свою отдельность от остальных. Каждый остаётся собой: мизинец – мизинцем, а указательный – указательным.

Одним словом, если в перчатке царят эгоизм и разделение, то в варежке – любовь и единство.

И я считаю, что быть «православной молодёжью», быть в Церкви – значит «быть в варежке», т.е. пребывать в любви со своими братьями. На это указывал и Сам Господь: «По сему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35).

Заметьте, братья и сестры, «перчаточный» мир не знает любви. Предел возможностей современного гуманистического общества – толерантность. То есть, ты меня не трогаешь, и я тебя не трогаю. Живём каждый в своём коконе. Иначе говоря, идеал этого общества называется пофигизмом: мне на тебя наплевать, и ты на меня наплюй, ибо мне всё равно.

31_2012_18_2

Христианину же не может быть всё равно. Он не отделён от других. Он чувствует свою связь с остальными людьми. И это единство выражается в любви и сострадании. Если мир проповедует а-патию по отношению к другим, то внутри Церкви отношения строятся на сим-патии.

Проповедь этой любви мы и должны нести людям. Я бы даже сказал, что главной целью нашего съезда являются не многочисленные интересные доклады и мастер-классы, а то, что греки называют кинонией, общением. Нам предоставляется уникальная возможность общаться друг с другом на протяжении нескольких дней и в этом общежитии опытно испытать единение друг с другом и взаимную любовь. То есть не просто общаться, а общаться в состоянии любви друг к другу, на примере нашего съезда, нашей маленькой общины явить эту любовь миру. Запомните, друзья, это время, проведённое здесь, запомните ваш опыт общения друг с другом в любви.

Только тогда будет удачной наша миссия и проповедь в мире.

Знаете, среди многочисленных пиар-технологий есть один всем известный способ для привлечения внимания – сделать что-то необычное, к чему люди не привыкли, взорвать эдакую информационную бомбу.

Что-то похожее мы должны делать в нашей миссии. Вот смотрите: когда человека бьют, все ожидают, что он ударит в ответ. Это логично: око за око. Никого такая реакция не удивит. Но абсолютно не логично будет поступить по-христиански, т.е. стерпеть удар и ответить на злобу любовью. Это непривычно, удивительно, для современного мира это – нонсенс! И это заставляет задуматься, почему ты так поступаешь.

Христа невозможно навязать или доказать. Его можно только показать. Как показать, Он Сам однажды поведал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20).

Сегодня нас не двое или трое, нас гораздо больше. Все здесь собраны во имя Христа, все мы чувствуем единение друг с другом. И я уверен, что между нами уже явился Христос. Его даже можно увидеть. Вот обернитесь друг к дружке, посмотрите в глаза своему брату или сестричке и обязательно увидите там Его.

 

Епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ