9 Оттон эһиги талыллыбыт аймах – Ыраахтааҕы дьиэтин кэргэнэ, Таҥара үлэһиттэрэ, сибэтиэй норуот, эһигини хараҥаттан килбиэннээх сырдыгар ыҥырбыт Таҥара үтүөкэн дьайыыларын биллэрэргэ талыллыбыт Кини Бэйэтин тус дьоно – буолаҕыт.
10 Хаһан эрэ эһиги норуот буолбатах этигит, оттон билигин Таҥара норуота буоллугут; хаһан эрэ Таҥара аһыныгас сыһыанын билбэт этигит, оттон билигин ону биллигит.
Сибэтиэй Петр апостол бастакы илдьит суруга, 2-с түһ.
В молодости я не любила, когда при знакомстве люди начинали выяснять подробности жизни: где учишься, кем работаешь, кто родители, где живёшь… Мне казалось, что эти сведения не дают общаться свободно, потому что мы начинаем смотреть друг на друга сквозь искажающие очки стереотипов и трафаретов.
Ну, например, ты говоришь, что учишься в кулинарном училище, и к тебе одно отношение, рассказываешь, что закончил МГУ, – другое. Чего стоит подзабытое, но некогда популярное деление на физиков и лириков? Причём от тебя не только ждут, но требуют соответствия – профессии, социальному статусу и т.д. А если человек в стандарты не умещается, если не хочет жить в их тисках?!
Стыдно признаться, но я развлекалась враньём. Сочиняла о себе байки и наблюдала, как из собеседника лезут все эти навязанные ему предвзятости. Лишь с одним совладать не могла – всегда оставалась (и с удовольствием!) женского рода. Но, наверное, любая женщина знает: когда мужчине не хватает знаний, профессионализма, просто ума, как только у него заканчиваются аргументы, он вспоминает о том, что собеседница иначе физиологически устроена. Нет, нет, я не феминистка, Боже упаси, но придуманное ими понятие «гендер», означающее пол не в биологическом, а в социокультурном аспекте, имеет основания. Этот самый гендер включает в себя все те штампы, которые есть в данное конкретное время, в данном конкретном обществе, у данного конкретного народа в понимании роли, места, способностей, предназначения мужчин и женщин. Знакомо?
А сколько стереотипов, причём, естественно, ложных встречала я в отношении верующих, священства, монашества? Да что встречала – имела. Доказывать, что мы не такие уж дремучие, ограниченные, невежественные, глядя в снисходительно самодовольные лица тех, кто ничуть не менее… – я не стану. Но скажите, вы когда-нибудь задумывались над тем, что в вас есть своего? Не напяленного временем, не «впаренного» телевизором или интернетом, не предопределённого местом жительства и национальной принадлежностью – своего?
Как ни парадоксально, но наш опрос учащихся Якутского университета косвенно подтвердил научные данные психолингвиста Н.В.Уфимцевой. Студенты заявили, что для них важно чувствовать принадлежность к родной культуре (причём для некоторых только к ней, поскольку чужие им не нужны), и в то же время признали, что их внутренний мир формируют в основном СМИ, реклама, интернет, видео- и кинофильмы, то есть идеологическая продукция явно не «местного» производства. Казалось бы, где логика?! Но, если верить науке, всё верно. Просто ядро сознания человека настолько прочно, что образ мира в той или иной культуре может сохраняться даже при такой массированной агрессии чуждой среды, её представлений и ценностей, иными словами, при попытке тотальной перезагрузки.
Значит ли это, что все мы живём в матрице, передающей как эстафету некий этнокультурный импульс? Согласно словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, «Матрица – 1. Зеркальная копия печатной формы, служащая для отливки стереотипов. 2. Таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов». Но после знаменитой голливудской кинотрилогии братьев Вачовски это понятие расширилось, во всяком случае, для многих зрителей.
Помните, в этих фильмах компьютер «Матрица» контролирует психическую жизнь людей, которые лежат штабелями, каждый в своём саркофаге, а машины не только вливают им необходимые физиологические вещества, но и закачивают фантазии, заменяющие спящим реальность. И вдруг Нео просыпается… А вместе с ним и некоторые зрители, задумывавшиеся над тем, насколько свободны они от национальных традиций, социальных предписаний, окружающей действительности, семьи, друзей-товарищей, преподавателей, телеведущих, сетевых троллей, от всех, кто сознательно или бессознательно старается на них повлиять, – от матрицы?
Да, в каком-то смысле наш мир – это матрица, транслирующая набор форм, которые обеспечивают жизнеспособность всего человечества, нации и отдельного человека. Поэтому разрушение любой традиции небезопасно для самого существования того или иного народа. Но настоящая матрица (в том смысле, в каком она понимается создателями фильмов) – это иллюзия, которой мы живём! Иллюзия в отношении себя, других людей, мира, Бога.
Если я верю в гороскопы – я пленник матрицы; если я одержим идеей успеха – я пленник матрицы; если я несчастен от того, что у меня нет сапог или семьи, как у соседа, героя фильма, поп-звезды, – я пленник матрицы; если я зациклен на своём здоровье – я пленник матрицы; если я страдаю от того, что у меня фигура, не как у Барби или Кена, – я пленник матрицы; если я верю во что-то только потому, что такова религиозная традиция моего народа, – я пленник матрицы; если я отвергаю культуру других народов – я пленник матрицы.
Большинство из нас живёт по навязанным матрицей схемам, а если вдруг обнаруживает, что в них тесно или неуютно, воспринимает это как трагедию, от которой надо избавиться (отсюда неврозы, депрессии, уход в виртуальный компьютерный мир). Но есть другой выход из любой ситуации, кажущейся непоправимо трагической или, напротив, иллюзорно безмятежной, – проснуться. Выйти за границы навязанных нам мыслей, желаний, стремлений. Осознать свою зависимость от условий и условностей времени, от обстоятельств жизни, а значит, стать свободными, как наш земляк Иван Васильевич Попов. Был ли он самобытен? Конечно!
Многие наши ошибки и заблуждения проистекают из ложно понятого чувства национальной гордости. Глупо гордиться тем, что по воле случая или Бога (кто во что верит) ты родился в том или ином народе. Надо жить так, чтобы твой народ мог гордиться тобой. Замечательный философ Мераб Мамардашвили говорил, что человеческое бытие не существует в автоматическом режиме. Жить самобытно – значит постоянно находиться в человеческом режиме, там, где живут все человеческие «вещи» – благо, добро, любовь, честь, ум. Все они держатся только на волне человеческого усилия. Нет таких специфических усилий – и нет человека.
«В Евангелии, – писал он, – кроме известных всем заповедей, которые философы называют обычно исторической частью Евангелия, есть лишь одна действительная заповедь. Отец заповедовал нам вечную жизнь и свободу. То есть обязал нас к вечной жизни и свободе. Мы вечны, если живы, и нужно идти к тому, чего в принципе нельзя знать. А на это способны только свободные существа. И само это движение есть проявление свободы».
Ирина ДМИТРИЕВА