Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Всем ли понятно, что это дивное стихотворение Александра Блока – не о девушке, а о чудесной силе общей, соборной церковной молитвы, рождающей радость, вселяющей веру, дающей надежду, пробуждающей любовь?
Но что для нас церковная молитва? Нужна ли она? А если нужна, то правильно ли отступаться от неё только потому, что в первое время, когда человек приходит в храм, она бывает не совсем понятна? И что придаёт молитве, творимой в церкви, такую силу, действие которой описал поэт:
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь в себе обрели.
Вряд ли нечто подобное способен почувствовать тот, кто зашёл в храм, чтобы совершить «что положено»: наспех поставить свечку, кое-как перекреститься, написать записочку и убежать с уверенностью (или ожиданием), что вот теперь-то Господь подаст просимое. Нет, нет, это не христианство – это чистой воды магия, всегда ждущая от внешнего ритуала конкретной отдачи: я – тебе, ты – мне.
На самом деле Богу не нужно ничего, кроме нашего сердца, с любовью отданного во власть Его Любви. И если свеча, которую мы зажигаем, не становится продолжением горячей молитвы, то её пламя вряд ли рассеет мрак нашей души и жизни. Но даже тем, кто приходит в храм, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами, чтобы, заглянув в свою душу, высветленную лучом Божественной благодати, честно покаяться и помолиться, даже им бывает трудно на первых порах. К таким людям обращает свои советы диакон Андрей Кураев:
Человеку, который входит в мир молитвы, предстоит долгое путешествие и долгое восхождение. Когда вы бываете в храме, то помните, что священники и дьяконы не молятся ВМЕСТО вас. Мы молимся ВМЕСТЕ с вами. Не нужно думать, что, написав записочку и передав её в алтарь, ты тем самым снял с себя труд молитвы, передоверил его батюшке. Священник, совершая молитву, как бы призывает всю церковь к молению за тех людей, о которых вы просите в вашей записке, поэтому и зачитывает имена громко, чтобы весь храм мог молиться за них. Это приглашение к соучастию всех в вашей молитве, а не замена её.
Так часто звучащие на православных службах молитвенные прошения (ектении) «Миром Господу помолимся» (то есть – все вместе, в мире друг с другом), сами по себе это не молитвы – это лишь приглашения к ним. Дьякон, скажем, говорит: «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся», и православный народ молитвенно просит об этом Бога. Дьякон возглашает: «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся!», а молитву о воинстве, о сохранении нашей страны, о вразумлении властей, творит каждый прихожанин, стоящий в храме. Дьякон призывает: «О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся», а верующие молятся о своём городе и земляках все вместе. Дьякон или священник просто называет тему для молитвы, например: «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных и о спасении их, Господу помолимся!» И вот пока хор поёт: «Господи, помилуй!» («Айыы Тойон, абыраа!»), вот в это время каждый из нас должен в своём сердце повторить эту просьбу, может быть, помянуть конкретных людей, нуждающихся в нашей молитве.
Ектении (греч. – усердие) охватывают всё, что окружает нас в этом мире: воздух и землю, растительный и животный мир, государство и Церковь, всех её членов, каждого из нас. Они составляют важную часть любого православного богослужения. Есть несколько видов ектений: великая или мирная, малая, сугубая, заупокойная и др. И всегда, когда в ответ на прошение, озвученное дьяконом или священником, хор поёт: «Господи, помилуй!», «Подай, Господи!», «Тебе, Господи!», прихожане единым сердцем и едиными устами (вслух или про себя) взывают к Богу. Голос молящегося и беседующего с Господом человека вливается в симфонию общей церковной молитвы. А она, в свою очередь, вводит нас в ту молитвенную атмосферу, которой Церковь дышит с апостольских времён.
Несколько раз во время богослужения звучит малая ектения, которая заключает в себе только одно, но очень важное прошение. В храмах г. Якутска в праздничные и воскресные дни она произносится и по-якутски[i].
Кылгас ектения (Малая ектения)
Диакон:
Паки и паки Господу помолимся.
Саҥаттан саҥалыы бары бииргэ эйэ-дэмнээхтик Айыы Тойоҥҥо үҥүөҕүҥ.
Хор:
Господи, помилуй.
Айыы Тойон, абыраа.
Диакон:
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Айыы Таҥара, илгэлээх үтүөҕүнэн көмүскээ, быыһаа, абыраа уонна араҥаччылаа биһигини.
Хор:
Господи, помилуй.
Айыы Тойон, абыраа.
Диакон:
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми Святыми помянувше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Сибэтиэйтэн Сибэтиэй, Ыраастан Ыраас, Үтүө Алгыстаах, Албан Ааттаах Боҕуруодьусса Хотуммутун Мэлдьи Кыыс Марияны итиэннэ бары сибэтиэйдэри өйдөөн-санаан, бэйэбитин, бэйэ-бэйэбитин уонна бүтүн олохпутун Христос Таҥараҕа туттарыаҕыҥ.
Хор:
Тебе, Господи.
Эйиэхэ, Айыы Тойон.
Святой Иоанн Златоуст говорил: «Для того все мы и собираемся в Церковь, чтобы успешнее преклонить Бога на милость; ибо, молясь сами по себе, мы бываем слабы, а вознося молитву в союзе любви, умоляем Бога даровать нам просимое. Молясь сами по себе, мы бываем слабы, а когда соберёмся, становимся сильными… Много может общение с Церковью, и кто не может сделать чего-либо сам собою, то сделает вместе с другими. Посему-то здесь особенно совершаются потребные молитвы о всём мире, о Церкви во всех пределах его, о благосостоянии, о находящихся в опасностях».
Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречтся». Так давайте же посещать храмы Божии не только по великим праздникам и в дни постигшего нас горя, но хотя бы по воскресным дням, чтобы своё молитвенное прошение подкрепить голосами других верующих и личным духовным устремлением усилить общую – соборную – молитву, которая совершается о каждом из нас.
Марина ГОРИНОВА
[i] Сейчас Божественная Литургия переведена на якутский язык полностью и служится в некоторых храмах Якутии.