Чурапча: священник вместо иконы

Авторы:


Самое главное, Якутия христианская
Темы: , , , , , .

Чурапча – это якутское село, где проходило моё «боевое крещение» как священника. Архиепископ Якутский и Ленский Герман (Моралин) рукоположил меня 25 марта 2001 года и уже на следующий день взял с собой вместе с инокиней Ларисой (Зайцевой) в миссионерскую поездку.

Мы отправились в знаменитую Чурапчу, примечательную тем, что её жителей отличало особое национальное самосознание. Для меня же она была особенной ещё и потому, что я здесь уже бывал, когда участвовал в миссионерских поездках по Якутии, будучи студентом Белгородской духовной семинарии.

Тогда, в далёком 1997 году, несколько сотен человек приняло крещение (в том числе и при моём содействии!) в здании Вознесенского храма, которое тогда занимал краеведческий музей. Правда, к великому нашему сожалению, оказалось, что многие крестились «за колбасой и зарплатой», то есть надеялись, что Бог поможет им решить насущные земные проблемы. Но поскольку зарплату продолжали задерживать месяцами даже после крещения (!), люди глубоко разочаровались. Не сработало! Было и такое, что даже возвращали нательные крестики за ненадобностью.

Осенью 2012-го, подъезжая к селу и увидев большую деревянную стелу с названием селения, я снова мысленно перенёсся в 26 марта 2001 года. Тогда своего архиерея, священника (т.е. меня) и инокиню Ларису Чурапча встретила бредовыми криками одного безумца: «Оккупанты приехали! Люди, они нас оккупируют!» Кажется, переговоры с главой улуса тогда ничего не дали. Владыка Герман в тот же день уехал в Якутск, благословив нас с м. Ларисой остаться и потрудиться здесь.

Жить пришлось у православных гагаузов, куда на следующий же день пришёл выяснять отношения пьяный якут с ножом в рукаве. Благо, хозяйка дома, Мария Кусурсус, нашла правильные слова и отправила гостя восвояси. Уже тогда мы с матерью Ларисой пытались собрать приход, но безуспешно. Видимо, людям надо было созреть.

Сегодня в Чурапче складывается небольшая православная община. Луиза Викторовна Саввина, в крещении Елизавета, скорее всего, будет старостой прихода. Познакомившись с ней на исповеди в Якутске и узнав, что эта женщина-якутка из Чурапчи, я почему-то подумал: «Пришло время». Мы обменялись телефонами, и уже через пару месяцев она принимала у себя дома двух священников. С тех пор мы побывали в Чурапче ещё несколько раз.

И вот теперь я прибыл в село по благословению Преосвященнейшего Романа, епископа Якутского и Ленского, уже как благочинный православных церквей Заречных улусов с целью организации прихода.

Нас с иереем Дионисием Минеевым встретили бессменные друзья – Иван Иванович Гулька, главный врач чурапчинского туберкулёзного диспансера, Луиза Викторовна с мужем Серафимом и любимая бабушка Полина Прохоровна, в гостях у которой побывал почти каждый священник, когда-либо приезжавший в Чурапчу. Общаясь за круглым столом, мы вспоминали о прошлых наших приездах, о том, как выдавалось нам с матерью Ларисой, помимо духовных забот, сходить по грибы, а потом сидеть несколько часов во дворе, чистить и перебирать добытые шампиньоны, подготавливая их для сушки. Признался я бабушке Полине и в том, что, когда слышу слово «кёрчэх», вспоминаю именно её взбитые сливки с вареньем, которые она всегда старалась готовить для своих дорогих гостей.

32_2012_11_Churapcha

В первый же день состоялась встреча с главой Чурапчинского улуса С.И. Яковлевым. Я рассказал ему о наших ближайших намерениях относительно прихода в селе, а также о запланированных встречах с населением и богослужениях. Семён Илларионович, услышав, что я назначен благочинным II Центрального округа, а значит, и вверенного ему района, взялся за мобильный телефон и со словами «Благочинного по такому случаю надо запечатлеть» сфотографировал меня. Отец Дионисий сделал то же самое моим фотоаппаратом. Глава поблагодарил нас за приезд и подчеркнул необходимость постоянного присутствия священнослужителя в Чурапче. Мы обсудили вопрос о возможности продолжения восстановления старинного Вознесенского храма и передачи его Якутской епархии.

Для первой встречи с населением нам предоставили помещение актового зала администрации, где мы провели беседу с чурапчинцами о духовной жизни, исповеди и Причастии, а также о сложностях приходской жизни зарождающейся православной общины на примере других приходов Якутии.

В воскресенье 2 сентября верующие и желающие принять Таинство крещения, с детьми, собрались в Вознесенском храме. Надо сказать, что церковное здание нуждается в серьёзной реконструкции, особенно внутри. Экспонаты музея перевезены в другое помещение. Остался лишь хлам. Былое величие, церковная красота и благолепие потеряны. Чурапчинская церковь сейчас в плачевном состоянии. Но прихожан не смутило отсутствие святых икон и позолоченных подсвечников. Перед столом, накрытым скатертью и ящиком с землёй для свечей собрались 40 человек, объединённых чистым желанием молиться Богу в настоящем храме. А иконой для них в этот момент стал священник.

Впервые за постсоветскую историю в Чурапче прозвучал возглас «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа», и люди стали участниками первой Божественной литургии с комментариями. Пока отец Дионисий исповедовал желающих, я приступил к «Общему делу», Таинству Евхаристии, прерываясь и объясняя смысл основных священнодействий. Многие старались подпевать «Господи помилуй!» на родном языке. 23 человека причастились Святых Христовых Таин.

После литургии по просьбе родителей был отслужен молебен перед началом нового учебного года. В благословение от владыки Романа всем были подарены иконки Пресвятой Богородицы «Моздокская», а некоторым и молитвословы на русском и якутском языках.

Люди не скрывали своей благодарности Богу, правящему архиерею епархии епископу Роману и главе улуса за внимание и выражали надежду на скорейшее восстановление храма и возможность участия в регулярных богослужениях. А мы в свою очередь пообещали не оставлять их без внимания надолго.

 

Протоиерей Сергий КЛИНЦОВ

2 комментария

    • А здесь фото не хватает)

Комментарии не допускаются.