Экспонаты музея или живые существа?

шаман
Авторы:


Наедине со всеми, Самое главное
Темы: , , , , , .

Уважаемая редакция православной газеты «Логос», Ирина Дмитриева, здравствуйте!

Пишет вам Любовь Николаевна Дёмина, преподаватель труда в пос. Угольный Верхнеколымского района. Спасибо за вашу газету, интересное и душеполезное чтение.

Помогите, пожалуйста, разрешить особую проблему коренных жителей Якутии, связанную с крещением. К нам в пос. Зырянка два раза в год приезжает священник из г. Якутска. Допустим, принял крещение какой-либо юкагир или эвен, стал православным. Он начинает читать молитвы, святых отцов, иногда газету «Логос», т.е. работает над собой, потихоньку, с трудом познаёт Бога.

В очередную командировку наведывается из г. Якутска этнограф, работающий с ним как с информатором и говорит: «Какой же ты юкагир, ты отходишь от своих традиций, ты не любишь свой народ».

В Якутске на исповеди один батюшка говорил мне, что даже в игровой форме нельзя исполнять какие-либо языческие ритуалы. А ведь именно сейчас ведётся усиленная работа по возрождению культуры коренных жителей Якутии. Такой человек, коренной житель, в сомнении, на распутье.

В противовес православным проповедникам, ведущим людей ко спасению, выступает наша уважаемая интеллигенция – этнографы, лингвисты и т.д. В основном эти люди – энтузиасты своего дела, они искренне любят своих юкагиров, эвенов, они спасают культуру, народ.

Многие этнографические, музыковедческие конференции проводятся под лозунгом «Возрождение духовной культуры коренных народов Севера». Какая духовность – духовность настоящая? Ведь и православные священники, и этнографы заботятся о духовности?

Простите меня, грешную, хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.

Р.S. 26 ноября 2003 г. в г. Якутске на международной конференции «Фольклор палеоазиатских народов» магистр искусств Колумбийского Международного университета госпожа Харрис Рабина в своём выступлении «Гимны индейцев» подчеркнула, что в современной ситуации только приобщение индейцев к христианской вере способствовало сохранению их языка, т.к. они сочиняли и пели гимны Христу на своём родном языке.

Любовь Дёмина

 

Дорогая Любовь Николаевна, огромное спасибо Вам за письмо, которое оказалось в тему. Мне сразу вспомнились слова диакона Андрея Кураева: «Язычество терпимо в том смысле, что оно признаёт право каждого народа на своей территории чтить своих богов. Но языческая религиозная практика весьма требовательна по отношению к своим соплеменникам. Точнее говоря – она требует от любого человека, находящегося на территории, опекаемой тем или иным богом или сонмом национальных богов, знаков уважения к ним».

Подчиняться ли Вам этому требованию? Решить можете только Вы сами. Я не могу навязывать свою веру. В Небо нельзя войти за компанию – даже с симпатичным тебе человеком, даже со своим народом. Тут каждый в ответе за себя. И каждый должен сделать свой выбор. Но поскольку Вы спрашиваете совета, скажу, что думаю.

На мой взгляд, это очень правильно и хорошо, что Вы так по-доброму и с таким пониманием относитесь к учёным-этнографам. Нет сомнения, что они искренни в своей любви к родной культуре и стремлении сохранить хотя бы те крохи, которые от неё остались. Но, получается, что они, наверное, сами того не осознавая, относятся к вам как к музейным экспонатам, которые надо законсервировать и сберечь. Или как к части ландшафта, который надо сохранить в первозданном виде, создав некий заповедник.

Но вы же не вещи, не олешки, не воробушки, вы – одушевлённые, разумные существа! А люди тем и отличаются от животного мира, что у них есть свобода выбирать. Во всяком случае, христианский Бог оставляет такую свободу. Учёные говорят, что неоязыческие процессы почти не видны на пространствах мусульманского мира. И это не случайно. Бог христиан дал народам свободу выбора – идти ко Христу или от Него. И люди этой свободой активно пользуются – Европа давно уже стала антихристианской. Плохо? Да. Но никакого насилия над личностью Христос не приемлет.

Выбор должен быть осознанным. Разум и сердце должны слиться в гармонии, и тогда Вы поймёте, где Истина. Молитесь об этом.

А народ свой, конечно, надо любить. Но покажите мне человека, который, став христианином, разлюбил свою родину, свою культуру? Противопоставлять одно другому просто нечестно. Тем более не зазорно христианину изучать памятники языческой культуры. Скажите, откуда мы знаем эпос о Гильгамеше, Песни о Нибелунгах, Калевалу, Скандинавские саги, мифы индейцев Южной Америки? А разве не благодаря деятельности православного духовенства, особенно святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки, дошли до нас сохранённые в письменном слове древние предания и сказания коренных народов Якутии, «Олонхо»?

Для тех же, кто принял крещение, но ещё не стал православным христианином, я приведу ответ отца Андрея Кураева, приезжавшего в г. Якутск в 1999 году, который записала Нюргуяна Анисимова для газеты «Эхо столицы» (№ 33):

— Многие якуты, сознательно пришедшие в лоно православной Церкви, остаются, тем не менее, язычниками в какой-то мере, совершая языческие обряды и т.д. Ваше отношение к этому?

— Представьте себе, что у вас сложились серьёзные отношения с красивой, самой-самой «вашей» девушкой. Вы уже стоите на пороге свадьбы, но по инерции бегаете за каждой юбкой. Как вы думаете, приятно ей это видеть? Она знала, что и до знакомства вы так себя вели, но в её понимании есть мир до встречи с нею и после. Поэтому, я думаю, девушка была бы удивлена несерьёзным поведением своего возлюбленного. Так же и в отношении Христа с нами: флирт с иными духами и божествами есть некое унижение Христа. Он ждёт разговора, общения, для этого надо повернуться к Нему лицом, когда же человек флиртует с другими духами, это означает, что он повёрнут не лицом, а в лучшем случае, в профиль или затылком.

Я бы только добавила, что Господь предупредил нас о том, что с разных людей будет разный спрос. Одно дело, когда человек о Христе и не слышал, когда его воспитали в другой вере, и совсем другое, когда от Спасителя отказались сознательно.

Пусть простят меня все, кому что-то в моих словах показалось обидным. Мне хотелось не обидеть, а объяснить. К сожалению, нам не всегда удаётся то, к чему мы стремимся.

Искренне ваша,

Ирина ДМИТРИЕВА