Федор Михайлович Достоевский – другими глазами

Авторы:


Берег культуры
Темы: , , , .
Что было раньше – Достоевский или Церковь, не помню, они появились в моей жизни почти одновременно. Полтора года назад, будучи на девятом месяце беременности и осознав ответственность за будущего ребёнка, я, естественно, потянулась в храм, чтобы причаститься. Университет был позади, до родов оставалось время, и я решила заполнить его чтением Достоевского. Чуть позже, (для верующих – промыслительно, для атеистов – случайно), мне в руки попала книга жены писателя «Воспоминания». Каково же было моё удивление, когда я поняла, что Фёдор Михайлович исповедовал Православие не только в своём творчестве, но и в жизни. Это настолько не вязалось с тем стереотипом великого классика, который в нас формировали во время учёбы, что мне захотелось поделиться с читателями своим «открытием». Если вам будет интересно, мы продолжим разговор на эту тему.

Достоевский родился в религиозной семье, получил соответствующее воспитание и с детства был верующим человеком. В период сомнений, начавшийся в Инженерном училище, он знакомится с социалистом и атеистом Белинским и подпадает под его влияние, но ненадолго.

В 1847 году Фёдор Михайлович стал посещать пятницы Петрашевского. «Общение с петрашевцами не возвратило его к взглядам Белинского, а, скорее, наоборот, ускорило осознание им религиозно-философских основ его несогласия с атеистическим социализмом, надеющимся осуществить счастье человека путем превращения общества в муравейник», – пишет Н.О. Лосский. В кружке петрашевцев Достоевский интересовался вопросами о реформе суда, о свободе печати и об уничтожении крепостного права.

Участие в этом кружке чуть было не окончилось для писателя смертной казнью и обернулось каторгой, где началось углубление религиозной жизни в духе христианства, «не сектантского, а примирительно-церковного, стремящегося к всеобъемлющему синтезу» (Н.О. Лосский). Вся его дальнейшая жизнь была сопряжена с длительной внутренней работой, ведущей к осознанию того, что именно православие есть истинное выражение религиозной жизни. Плодом этой работы стал литературный труд, венцом которого являются романы «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», которые стали православным откровением для всего мира. Правда, в европейском гуманистическом сознании слово «православный» заменили на «нравственный», но второе вытекает из первого. Об этом говорит сам Достоевский.

Надеюсь, мы обсудим эту тему в других номерах газеты, а сейчас мне бы хотелось остановиться на некоторых фактах из жизни писателя. Он был натурой противоречивой, страстной. В его характере имелось много недостатков, но, как верно подметил Н.О. Лосский, если кто-то захочет очернить Достоевского, «ссылаясь на тёмные стороны его характера, тому следует напомнить пословицу: случается орлам и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться».

Самыми явными пороками Достоевского были ревность, порой доходившая до бешенства, и увлечение игрой в рулетку. Это увлечение очень тяготило его совесть, но он сумел излечиться от этой «болезни». Вот что написал Фёдор Михайлович своей жене 28 апреля 1871 года: «Надо мною великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет (или, лучше, со смерти брата, когда я вдруг был подавлен долгами); я всё мечтал выиграть; мечтал серьёзно, страстно. Теперь же всё кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой; я теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это». Больше Достоевский в рулетку не играл.

А вот несколько эпизодов из воспоминаний жены писателя Анны Григорьевны, которые, мне кажется, говорят о нём как о человеке больше, чем биографические труды.

…Как-то раз Фёдор Михайлович подвергся нападению пьяного человека, который ударил его по затылку с такой силою, что он упал на мостовую и в кровь расшиб лицо. Собралась толпа, и пьяного повели в участок, где Достоевский просил отпустить обидчика, так как он его «прощает». Но ввиду литературного имени потерпевшего протокол был передан на рассмотрение мирового судьи. На разбирательстве ответчик, крестьянин Фёдор Андреев, объяснил, что был «зело выпимши и только слегка дотронулся до «барина», который от этого и с ног свалился». Судья учёл просьбу Фёдора Михайловича не подвергать его наказанию и постановил, однако, «за произведение шума» и беспорядка на улице подвергнуть Андреева денежному штрафу в шестнадцать рублей, с заменою арестом при полиции на четыре дня. Достоевский подождал своего обидчика у подъезда и дал ему шестнадцать рублей для уплаты наложенного штрафа.

…Однажды у жены Достоевского украли лисий салоп. На расспросы полицейского она сказала, что её муж необыкновенно добрый человек и не имеет силы кому-нибудь отказать в помощи. Если у него нет при себе мелочи, то он приводит нищего на квартиру и там выдаёт деньги. Полицейский показал Анне Григорьевне альбом с фотографиями, в котором она нашла много «знакомых», оказавшихся ворами и даже убийцами. После этой истории Фёдор Михайлович перестал приводить нищих домой, а если не было, что дать, то просил их подождать у подъезда и высылал деньги со служанкой.

Виктор Михайлович Васнецов. С квартиры на квартиру  [1876].  Холст, масло.  Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Михайлович Васнецов. С квартиры на квартиру [1876].
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

…Достоевский с семьей постоянно жил в стесненных обстоятельствах, обременённый долгами. Как только у него заводились деньги, у всех его родных сразу же появлялись неожиданные, но настоятельные нужды. Писатель никогда не отказывал своим близким, и на следующий же день от полученных денег почти ничего не оставалось, а нужно было ещё кормить семью и уплачивать долги.

Лишь самая малая доля этих долгов была сделана им самим, главным образом это были долги его умершего брата по табачной фабрике и по журналу «Время», которые Достоевский счёл своей обязанностью взять на себя. Но он слишком верил в людскую честность и благородство. Его обманывали, и векселя с него брали все, кому было не совестно и не лень. Почти никто не предоставлял ему доказательств того, что покойный остался им должен, а Фёдор Михайлович их и не спрашивал, и выдавал векселя на своё имя, обещал вернуть долг.

Ещё Анна Григорьевна Достоевская вспоминает: «В девять часов детей наших укладывали спать, и Фёдор Михайлович непременно приходил к ним «благословить на сон грядущий» и прочитать вместе с ними «Отче наш», «Богородицу» и свою любимую молитву: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!»

С точки зрения православия, очень важно как, в каком состоянии духа умирает человек. Можно всю жизнь прожить благочестиво и на смертном одре отпасть от Христа. А можно быть разбойником, но на пороге смерти так глубоко раскаяться, что совершенно перемениться душой – стать на самом деле другим человеком и этим другим войти в Вечность. Конечно, никто не может надеяться на то, что с ним это произойдёт, поэтому вся жизнь христианина разворачивается как бы в перспективе смерти – перехода в мир иной. Каждый православный молит Бога о том, чтобы Он дал ему «христианския кончины». Достоевский умер, как подобает православному христианину.

После грудного кровотечения писатель обратился к жене: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедаться и причаститься». Жена исполнила его просьбу. Через день, утром Фёдор Михайлович сказал проснувшейся Анне Григорьевне: «Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру». Он поблагодарил ее за счастливую жизнь, поручил ей детей и сказал такую фразу: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!» С женой он прожил в браке 14 лет. По умиротворенному лицу его, как свидетельствует Анна Григорьевна, было видно, что «мысль о смерти не покидает его, и что переход в мир иной ему не страшен». Вечером этого же дня Достоевский умер.

Что касается места захоронения писателя, то жене его было предложено от имени Александро-Невской лавры выбрать любое место для упокоения мужа. Вот что сказал ей В.В. Комаров, редактор «С.-Петербургских ведомостей»: «Лавра просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры». Свободное место оказалось рядом с памятником поэту Жуковскому, произведения которого очень любил Фёдор Михайлович.

Екатерина СОФРОНЕЕВА