Как дети?

Авторы:


Колонка редактора, Самое главное
Темы: , , , , , , , .
14 …«Оҕолору Миэхэ аһардыҥ, кинилэр Миэхэ кэлэллэрин мэһэйдээмэҥ: Таҥара Саарыстыбатыгар манныктар киирэллэр. 15 Кырдьыгы эһиэхэ этэбин: Таҥара Саарыстыбатын оҕо курдук ылымматах киһи онно киириэ суоҕа».
Марктан Сибэтиэй Евангелие, 10-с  түһ.

Мы сомневались: будет ли молодым людям интересно читать о детях и «для» детей? А потом решили: наверное, да. Ведь и студенты, и преподаватели, и те, кто ещё сами прячутся за родительские спины, и те, кто уже стали мамами и папами, – все призваны быть как дети. Нам чётко сказано, что если мы не станем такими, как эти маленькие люди, то не сможем войти в Царство Божие. Конечно, кто-то решит, что ему туда и не надо. Дело, как говорится, хозяйское. А вот если я ХОЧУ протиснуться в Вечность, причём, в Вечность, наполненную Божией любовью, Его светом, радостью, теплом, покоем, благодатью, – как быть тогда?

Стать как дитя? Но в чём? И как? Что это значит – «как дети»?

Да вы только посмотрите на наших деточек, больших и маленьких! Ему от горшка два вершка, а он уже истерики закатывает, кулачками машет, вредничает. Ему ещё памперсы не сняли, а он уже в песочнице чужую машинку с рёвом тянет и готов подобному себе вопящему «ангелочку» своё ведёрко на голову надеть! Он ещё только в школу недавно пошёл, а мечтает уже о лимузинах, домах, богатстве (ответы некоторых младших школьников на вопросы нашей анкеты об этом свидетельствуют).

Вот вроде бы и в церковь его водят, и воскресную школу чадо посещает, но о чём он с Богом хочет поговорить? Нет, не о любви своей к Отцу Небесному, не о желании всегда быть с Ним, не о том, как трудно жить на радость Богу. Почти никому из опрошенных нами ребятишек не пришло в голову спросить, как тот богатый юноша: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Дети почему-то живо интересуются, когда этот свет кончится, один ребёнок про 666 умудрился осведомиться, а есть и такая девочка, которая Богу на подружку свою донесла. Нет, конечно, много ответов трогательных, искренних, но в них, как правило, есть боль (о зле, войнах, болезнях, пьющих родителях, исчезнувших папах) и очень редко – радость, благодарность, вера.

малыш

Фото инокини Ларисы (Зайцевой)

Ясно, что фантазмы детей отражают мироощущение взрослых, воспринятое в семье и с телеэкрана. В миру одни духовные болезни – алчность, зацикленность на материальном; там абсолютными ценностями являются богатство, власть, успех. Но в Церкви, у взрослых – свои недуги. Люди болеют «антихристом», «концом света», «ИНН», «погоней за старцами», «отчитками бесноватых», «почитанием за святых Иоанна Грозного или Распутина», «поиском врагов православного народа» (штаммы этого духовного гриппа, как показывает клиника, различны: в качестве супостатов могут фигурировать масоны, католики, евреи, интеллигенты, агенты ЦРУ, коммунисты, демократы, «либерасты», и т.д. и т.п.). Вирусы этих заболеваний периодически дают вспышки, перерастая в эпидемии и сотрясая ещё не окрепшее (после восьмидесяти лет насилия) тело Церкви. Как показал опрос, дети, увы, тоже подвержены «взрослым» заболеваниям. Так в чём же тогда мы должны быть им подобными?

«Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него», – говорит Иисус (Лк 18, 17). Значит, мы должны ПРИНЯТЬ так, как принимает ребёнок Благую Весть, – с доверием, с радостью, с надеждой, с детской непосредственностью. Но чтобы принять, надо прежде её УСЛЫШАТЬ. Правда? Надо, чтобы мы, взрослые, поняли сами и рассказали своему малышу самое основное – главный вопрос Бога к человеку: «Любишь ли ты меня? Потому что – если любишь, ты уже со Мной и уже ничто не отлучит тебя от Моей любви».

Причастие, ребёнок, священник, Сергий Клинцов, Якутск

Фото Леонида Шеметова

– Да, ничто не отлучит – ни скорбь, ни веселье, ни теснота, ни комфорт, ни гонение, ни благоденствие, ни голод, ни пир, ни нагота, ни убранство. Потому что ты пребываешь во Мне, и Я в тебе. Это и есть жизнь, и нет никакой подлинной жизни, кроме этой, кроме любви… Потому что только в Боге есть жизнь, а Бог есть Любовь. Всё прочее – ад, смерть, тление, небытие, вонь, деревенский сортир, – так говорит герой книги Олеси Николаевой «Мене. Текел. Фарес» отец Гавриил (Габриэль, Поль Делакруа, француз, ставший православным монахом и священником в далёкой мордовской деревне).

Задача взрослых – сделать так, чтобы наши дети расслышали этот главный вопрос Бога к человеку, и научиться у них искренности в своём собственном ответе на него.

– Любишь ли ты Меня, чадо?

– Да, Господи, люблю. Об этом я бы хотел Тебе рассказать…

– Отче! Как научиться этой любви? Об этом я бы хотел Тебя спросить.

– Желаю любить, Боже мой! Об этом я бы хотел Тебя попросить.

Впрочем, есть ещё нечто, что стоит выше любых самых «правильных» понятий христианства. Понаблюдайте за тем, как причащаются совсем маленькие детки, которых родители и крёстные подносят ко Святой Чаше с самого рождения. Радостно, как птенцы, открывают они свои ротики, чтобы принять Тело и Кровь Господа, умилительно тянут губки, чтобы поцеловать святыню. И надо быть слепым, чтобы не видеть, как наполняются малыши Божиим светом. Так и хочется повторить за Христом: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10, 21).

Вот и выходит, что тайны Царствия, глубины Откровения постигаются не искажённым падшим человеческим разумом, а доверием и верой, способностью воспринимать благодать сердцем – так, как дети.

Ирина ДМИТРИЕВА

На заставке фото протоиерея Сергия Клинцова