Кто он – священник?

24_2009_11_m
Авторы:


Самое главное, Справочник неофита
Темы: , , , , , .

Любопытно, как по-разному реагируют люди, неожиданно встречаясь на улице с батюшкой: здороваются, отворачиваются, ухмыляются, смущаются, улыбаются, мрачнеют, удивляются, пугаются… На их лицах, как в открытой книге, можно читать отношение к священству, а значит, во многом и к Церкви. Реже всего сталкиваешься с безразличием.

Личная же встреча со священником для кого-то перерастает в начало совершенно новой жизни и очень трогательных, тёплых отношений со своим духовным отцом, а для кого-то, наоборот, становится незаживающей раной и соблазном на пути к Богу. В любом случае, от вопроса о правильном отношении к священству нельзя отмахиваться. Это очень важно как для людей, только ищущих Бога, так и для давно знакомых с храмом.

 

Откуда они берутся?

Ответ, вроде бы очевидный для разума, трудно воспринимается на практике. Священники – не небожители: учились вместе с нами в школе или институте, работали на том же производстве или в научном учреждении, что и мы, как все, приходятся кому-то сыновьями, братьями или отцами и т.д. Нередко люди, которые знали батюшку до рукоположения, так и не могут отнестись к нему как к священнослужителю, помня его просто как Васю, Петю или Мишу. Они отпускают ехидные замечания на его счёт и недоумевают: «Да он же вместе с моим сыном на дискотеки ходил!» или «У него же полно недостатков!»

Опишем типичный путь мирянина к священству. Молодой парень начинает регулярно ходить в храм на богослужения, участвовать в Таинствах исповеди и Причастия. Если духовник, который его исповедует, видит, что юноша в вере адекватен (не святой, а здравомыслящий), его приглашают помогать при храме, чаще всего в алтаре. Там к нему продолжают приглядываться: послушен ли, старается ли, трудолюбив ли, не дерзит? Если ничто не настораживает и человек соответствует каноническим требованиям, то вот вам и готовый кандидат на рукоположение. Даже семинарское образование иметь не обязательно – его можно получить заочно, совмещая учёбу со служением. Как видите – проза жизни.

24_2009_11_2

Несмотря на то, что к кандидату присматриваются много лет и, как правило, выбирают наиболее достойных, всё-таки невозможно абсолютно точно предсказать, какой из него выйдет священник. Так же, как до конца неизвестно, какая получится жена из доброй и милой девушки-невесты. У самих священнослужителей есть такая присказка: «Любая хиротония – кот в мешке».

 

Что происходит на хиротонии?

Как говорит Катехизис: «Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо христиан». Таким образом, рукополагаемому подаются дары и власть для совершения богослужения и попечения о народе Божием (христианах).

Однако нужно помнить, что любое Таинство – это дорога с двусторонним движением: Бог подаёт человеку свои дары, но сам человек должен суметь их принять и приумножить. Апостол Павел писал: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через… рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Хиротония не заменяет образования, жизненного опыта и не даёт безошибочности суждений, не говоря уже о святости. Не случайно католическое обращение «святой отец» не принято в православии. Уважение к себе как к личности священник должен ещё заслужить.

Тем не менее христиане должны относиться с благоговением и почтением к священническому сану. Почему? Благодать священства действует помимо личных достоинств или недостатков его носителя. Если вас повенчали, окрестили, исповедовали, причастили и так далее, эти Таинства будут действительны независимо от святости или греховности того, кто их совершал.

Кстати, во время богослужения священники на запястьях рук носят специальные поручи, которые напоминают именно о том, что совершитель Таинств – Бог, а не человек. Целуя пастырю руку после благословения, уважительно называя его «батюшка», «отче», мы выражаем почтение сану, который он носит, а не ему лично.

 

Не теряйте ответственность!

Как правило, люди приходят к священнику со своей бедой, проблемами, хотят получить совет или просто, чтобы его выслушали. И здесь есть одна опасность, о которой нельзя забывать. Свобода, к которой люди, особенно молодые, очень стремятся, оказывается тяжким грузом, когда надо принимать самостоятельное решение. Обращаясь за помощью к духовенству, многие пытаются избавиться от ответственности за свои поступки. Но вам, а не батюшкам надо решать, с кем и когда создавать семью, куда стоит пойти учиться, переезжать ли в другой город, разводиться или пытаться изо всех сил сохранить брак…

Фото Леонида Шеметова

Фото Леонида Шеметова

Священник может дать совет, но – исходя из своего личного опыта (иногда небольшого), а не потому, что ему Бог открыл Свою Волю о вас (в том числе и на исповеди). Более того, настороженно относитесь к любому (подруге, родителям, священнослужителю), кто пытается вмешиваться в вашу жизнь и за вас что-то решать (из лучших побуждений, конечно). Безусловно, когда человек уходит в монастырь и поступает в руководство к святому старцу, тогда можно говорить о послушании. А если ты живёшь в миру, будь добр сам отвечать за себя и за тех, кто от тебя зависит. У священника можно спросить, не будет ли грехом такое-то решение, узнать, что советовали в таких случаях святые отцы, но решать ТЕБЕ.

Если на вашем приходе пресвитеров несколько, то вполне естественно будет присмотреться к ним и выбрать для своего духовного окормления того, с кем у вас появилась душевная близость. Не торопитесь при этом выносить суждения о них (да и не только о них) на скорую руку (внешность, образование, возраст… – всё это так обманчиво!) или, тем более, основываясь на каких-то слухах. Необходимо хоть раз пообщаться лично, исповедоваться, послушать и священника, и своё сердце. Главное – искать духовника со смирением и любовью, а иначе вы в любом человеке будете видеть одни недостатки и нехватку способностей.

И ещё. Не следует переносить впечатление от какого-то одного священника (или его поступка) на всю Церковь Христову. Ведь их много (так же, как учителей, врачей…) и они могут быть разными. Наша задача – самим жить так, чтобы, глядя на нас, людям хотелось ходить в храмы.

 

Иерей Роман МАТЮКОВ

2 комментария

  1. Здравствуйте.
    Я считаю, что на священнике Дух Святой, поэтому он может советовать, после молитвы, ему свыше может прийти откровение. Если не придёт он так и скажет, что не знает. Как это не слушать его?

  2. Дело в том, Ирина, что на один и тот же Ваш вопрос пять священников могут после молитвы дать пять разных ответов, и что Вы тогда будете делать? Священник Роман не призывает не слушать своих собратьев, он просит только трезво и внимательно относиться к словам пастыря, потому что за свою жизнь отвечать будем мы сами.

Комментарии не допускаются.