Лекарство против шума

или Верую, Господи! помоги моему неверию! Итэҕэйэбин, Тойонуом! — Итэҕэйэрбэр көмөлөс!

30_2012_7_m
Авторы:

и


Самое главное, Сахалыы, Школа молитвы
Темы: , , , , , , , , , , , , , .

Бог говорит: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Но, думается, каждый из нас когда-нибудь о чём-нибудь молил Господа безуспешно. И многие в результате заключали: «Значит, Бога нет!» Обычно я комментирую подобные рассуждения таким образом: «Друг попросил у тебя что-то, ты не дал. Значит, тебя нет!» Где логика?

Но почему всё же Господь не исполняет наши желания? Не потому ли, что мир, в котором мы живём, был бы ещё ужаснее в этом случае? Если даже исполнение НЕ ВСЕХ человеческих «хотелок» рождает такое вот безобразие!

На самом деле причин может быть много, учит Церковь. Часто в молитве мы просим то, что нам не полезно и даже вредно, хотя по видимости и хорошо. Бывает, мы молим о чём-то противоположном воле Божией, Его любви – о противном Ему. Иногда наш Спаситель пытается чему-то нас научить: терпению, молитве, доверию Себе. Порой Он испытывает нашу христианскую веру. Но чаще… этой веры в нас не находит.

В четвёртую Неделю (воскресный день) Великого поста в храмах читается отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка. Событие, о котором в нём говорится, произошло сразу после чуда Преображения Господня, когда Христос с учениками спустился к подножию горы Фавор. Один человек привёл к нему своего больного сына, одержимого духом немым, который бросал бедного юношу и в огонь и в воду. Долгие и тяжкие страдания бесноватого, особенно тот факт, что и ученики Христовы не могли изгнать беса, поколебали веру бедного отца, а потому он с робостью и сомнением стал просить Иисуса: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Когда же Спаситель сказал ему на это: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему», – тотчас отец отрока воскликнул со слезами:

«Верую, Господи! помоги моему неверию»

«Итэҕэйэбин, Тойонуом! Итэҕэйэрбэр көмөлөс!»

И Христос тут же исцелил больного.

Имел ли этот человек такую веру, которая может двигать горами? Нет. «Всё, что он смог собрать из глубин своего отчаяния, было доверие, доверие Христову состраданию, доверие Христовой любви и доверие, что Тот, Кто может так глубоко быть ранен нуждой другого человека, имеет и силу помочь», – говорит митрополит Антоний Сурожский. Может, владыка прав, именно в этом наша главная трагедия:

«Мы боимся, что если мы скажем: «Помолимся Господу, и Он поможет», – то ничего не случится, и мы будем посрамлены, а из-за нас будет посрамлён и Господь. Тогда как надо сказать: любовь Божия такова, что Он отзывается и на самую недостойную молитву, если только молитва эта искренняя, родившаяся из подлинного сострадания, из всей меры любви, которую мы можем собрать, как её ни мало».

30_2012_7_5

Отец бесноватого не имел веры, но любовь к сыну породила в нём такую мощную надежду на Бога, что само его желание уверовать было принято Господом как вера. Вера началась в измученном отце не с чуда, не с откровения свыше, не в результате долгих размышлений, а с горячего, искреннего, деятельного желания её и покаяния.

Святитель Николай Сербский (Велимирович) пишет:

«В час, когда человек сей заплакал пред Господом, он покаялся в своём неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нём стремительно, словно речная вода в половодье. И тогда он произнёс слова, оставшиеся громогласным поучением для всех поколений людских: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Эти слова показывают, что человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, сомнение и в добре, и во зле. Но от маловерия до истинной веры – долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия. Помоги мне, Боже, веровать в Тебя! Помоги мне не веровать в зло! Помоги мне полностью отлепиться от зла и сочетаться Тебе! Вот что означают слова: помоги моему неверию».

Эти слова «очень близки каждому из нас, потому что наша вера тоже нуждается в укреплении, потому что она очень слабая, она постоянно колеблется, обуревается всякими искушениями. Самое печальное, что наша вера оторвана от нашей жизни, она почти мёртвая и бесплодная… Это самая главная проблема нашей христианской жизни, о которой мы должны переживать и думать. Потому что без веры Богу угодить невозможно», – цитируя апостола Павла, сокрушается протоиерей Андрей Овчинников.

Священник называет несколько факторов, которые способствуют укреплению веры. Это – видимый пример («Если бы рядом с нами жил бы настоящий христианин, мы бы тоже такими стали»), это – опыт деятельной любви к людям («Никакие искушения, никакие наветы и разговоры не смогут увлечь человека от того, что он сам лично пережил. Вот почему мы и говорим, что христианство – это постоянная практика, постоянное накапливание опыта – религиозного, покаянного, молитвенного, благодарственного»).

Но первым средством обретения веры отец Андрей считает молитву:

«Мы должны верить, что источником всякого блага является Бог. Вера – это есть благодатный плод, духовное дарование Божие, которое даётся человеку, который стремится к этому дару. А вот молитва – это путь и средство для того, чтобы стяжать этот благодатный дар. Поэтому мы должны постоянно, может быть, первым прошением во всякой молитве обращаться к Богу со словами: «Господи, умножь мою веру, сделай её живой, сделай её состоящей из конкретных дел, потому что вера без дел мертва есть». Нам могут возразить: «А как я могу молиться, когда у меня нет этой самой веры? Когда моё сердце потеряло связь с Богом. В нём я не чувствую Его присутствия». И вот здесь надо понимать значение христианского подвига. Веришь ты или не веришь, коснулась твоего сердца благодать Божия или не коснулась – ты должен трудиться в молитве. Для новоначального христианина иного пути нет. На первых порах необходим труд, иногда кажущийся бесплодным, однообразным, совершающийся ежедневно без особых результатов».

30_2012_7_3

О, как это скучно, насколько не соответствует чаяниям современного человека, ждущего от Господа чуда для себя, а вовсе не призывов к смирению, терпению и труду! Нам часто кажется, что если Бог исправит мир вокруг нас, изменит других людей, если Он даст то, что нам представляется необходимым, мы станем счастливыми, хорошими, любящими (уж тогда-то мы сможем любить даже ближних своих, «исправленных» и обожающих нас!).

Но эта притча евангельская помогает нам извлечь ещё один урок: зло, отравляющее нашу жизнь, делающее нас больными, – в нас самих. Протоиерей Александр Шаргунов говорит, что мы можем сравнить себя не только с отцом, но и с его бесноватым сыном:

«Мы тоже порой страдаем, как этот отрок, от глухоты, потому что поражены болезнью греха и мучительно ищем от неё избавления. А часто мы не слышим, потому что не хотим слушать. И Господь говорит, что немощь нашей веры связана с ослаблением нашей молитвы. «Всё возможно верующему» – всемогущей силой Божией. В наших отношениях со Христом многое зависит от нашей веры, и многое обещается вере. «Веруешь ли сему?» «Если сколько-нибудь можешь веровать», твоё окамененное сердце смягчится, и твои духовные недуги будут исцелены. И как бы ни был ты немощен, ты можешь устоять до конца...

Господь зовёт к вере. В Его Божественной Личности зло побеждено. Исцеление отрока совершается, когда его муки достигают предела. «Вскрикнув и сильно сотрясши его, бес вышел». «И отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал»...

«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Почему? Потому что вера – живая связь с Богом. Она – молчание слушания, молчание внимания. Вся моя жизнь устремлена к Нему. Вера – проста, в ней не должно быть никаких примесей, она – чиста. Напротив, дух немой и глухой, о котором возвещает Евангелие, – нечистый. Он не говорит, он только производит шум. Он всегда нечист, этот шум, производимый им в нашем сердце. И только благодаря молитве всё становится чистым. Молитва – не просто предстояние пред лицом Божиим, как если бы мы были внешними по отношению к Нему. В молитве, которая и есть чистая вера, я – в Нём и Он – во мне. Мне не надо искать Его вовне. Это предельно просто: когда я принимаю Его, Он находит меня, и я нахожу Его».

30_2012_7_2

Как благодарна я Богу за эту молитву, которая спасает всегда, когда сердце моё сотрясают страсти, когда сознание схватывают и повергают греховные мысли, когда отчаяние заставляет скрежетать зубами. Тогда я обращаюсь ко Христу: «Верую, Господи! помоги моему неверию! Помоги преодолеть сомнение, восполни благодатью Своей недостающее моей вере!» И довольно бывает благодати Его. Довольно, чтобы жить и верить.

 

Марина ГОРИНОВА

 

Марктан Сибэтиэй Евангелие

9

17 Мустубут дьон быыһыттан биир киһи хоруйдаабыта: «Үөрэтээччи! Мин быртах тыыҥҥа буулаппыт тыла суох уолбун Эйиэхэ аҕалбытым. 18 Оҕобун абааһы ханна хам ылла да, сонно охторон түһэрэр. Оччоҕо оҕом, айаҕыттан күүгэн алла-алла, тииһин хабырынар, чиккэччи тартарар. Үөрэнээччилэргиттэн тыыны үүрэн таһаарыҥ диэн көрдөспүтүм да, кыайбатылар».

19 «Оо, итэҕэлэ суох көлүөнэ! – диэбитэ Иисус кинилэргэ. – Хаһааҥҥа диэри эһигини кытта сылдьабын? Хаһааҥҥа диэри эһигини тулуйабын? Кинини Миэхэ аҕалыҥ».

20 Уолу аҕалбыттара. Быртах тыын буулаабыт уола, Иисуһу көрөөт да, тартаран барбыта, сиргэ охтон түһэн, айаҕыттан күүгэн алла-алла, төкүнүйэ сылдьыбыта.

21 «Маннык буолбута төһө өр буолла?» – Иисус уол аҕатыттан ыйыппыта. «Олох кыра эрдэҕиттэн, – диэбитэ аҕата. – 22 Оҕобун өлөрөөрү, элбэх төгүл ууга да, уокка да түһэрэ сатаабыта; Эн тугу эмэ кыайан оҥоруох буоллаххына, биһигини аһын, көмөлөс».

23 Иисус киниэхэ эппитэ: «Итэҕэйэр кыахтаах буоллаххына, итэҕэйээччигэ туох ба-рыта кыаллар».

24 Сонно уол аҕата хараҕыттан уу-хаар баһан туран: «Итэҕэйэбин, Тойонуом! – диэн саҥа аллайбыта. – Итэҕэйэрбэр көмөлөс!»

25 Иисус дьон саба сырсан иһэллэрин көрөн, быртах тыыны боппута: «Тыла суох дьүлэй тыын! Эйиэхэ этэбин: киниттэн таҕыс уонна хаһан да киниэхэ кииримэ!»

26 Быртах тыын үөгүлээн баран, уолу күүскэ титирэстэппитинэн, тахсан барбыта. Уол өлбүт курдук буолан хаалбыта, ону көрөн үгүстэр: «Өллө», – дэспиттэрэ. 27 Иисус уолу илиититтэн ылан өрө тарпытыгар, уол туран кэлбитэ.

28 Кини дьиэҕэ киирбитигэр үөрэнээччилэрэ атын ким да суоҕар: «Биһиги быртах тыыны киниттэн тоҕо кыайан үүрэн таһаарбатахпытый?» – диэн ыйыппыттара.

29 «Абааһы ити бииһин ууһун Таҥараҕа үҥүү уонна пост эрэ күүһүнэн үүрүөххэ сөп»,  диэбитэ Иисус.

30 Мантан тахсан Галилея сиринэн барбыттара; Иисус бу сири ким да билбэтинэн ааһыан баҕарбыта: 31 Кини үөрэнээччилэрин үөрэтэ-өйдөтө, Киһи Уола дьон илиитигэр бэриллиэхтээҕин, Кинини өлөрүөхтээхтэрин, ол эрээри Кини өлөн баран үһүс күнүгэр тиллиэхтээҕин кэпсии испитэ.

 

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *