На хотенье есть терпенье

Авторы:


Анти-стресс, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , , , , , .

19 … Терпением вашим спасайте души ваши.
От Луки святое благовествование. Гл. 21

19 …Тулуурдаах буолуҥ – тулуургут эһигини быыһыаҕа.
Лукаттан Сибэтиэй Евангелие. 21-с түһ.

 

Есть такие вопросы, которые, что называется, витают в воздухе. Мы постарались их услышать и получить ответы у давнего друга «Логоса» Дмитрия Вениаминовича КОТЛЯРОВА – психолога, психотерапевта, аспиранта факультета психологии Российского университета дружбы народов, диакона РПЦ[1]. Напомним, что отец Дмитрий имеет большой опыт индивидуального и организационного консультирования, тренинговой работы. Он был научным сотрудником Центра экстренной психологической помощи (г. Москва), преподавателем кафедры психологии РУДН.

 

Диакон Дмитрий КОТЛЯРОВ

Диакон Дмитрий КОТЛЯРОВ

– В христианстве терпение и смирение расцениваются однозначно как добродетель. У неверующих людей даже сами эти слова часто вызывают отторжение. Они связываются с забитостью, бессмысленным повиновением. Можно сказать, что к ним относятся интолерантно. Скажите, отец Дмитрий, а с точки зрения психологии терпение – это плохо или хорошо?

– Путаница происходит оттого, что у большинства современных людей смирение ассоциируется с рабской покорностью. Именно это и вызывает протест у мирян, а у новообращённых христиан чуть ли не целенаправленный поиск условий, в которых необходимо проявлять покорность. Ладно бы они для себя «подвигов» искали, многие создают невыносимые условия для других, чаще близких.

На самом деле семантика слова «смирение» иная. Смиряться значит пребывать с миром в душе, несмотря на все трудности и сложности, встречающиеся на нашем жизненном пути. А в числе значений слова «терпеть» (по Далю) – «крепиться, мужаться, стоять не изнемогая, не унывая». С этой позиции терпение и смирение предстают как качества силы духа, а не слабости. Вспомним слова Серафима Саровского: «Стяжи мир в душе твоей и тысячи вокруг тебя спасутся».

С точки зрения психологии терпение и смирение являются необходимыми положительными качествами, позволяющими достигать целей, не расходуя эмоциональную энергию впустую. При отсутствии терпения создаются условия для излишней тревожности, которая, в свою очередь, губительна не только для дела, но и для здоровья человека – психического и соматического. Недостаток терпения и терпимости приводит к возникновению конфликтов как внутриличностных, так и межличностных. Поэтому культивировать в себе смирение и терпение со всех точек зрения хорошо, но для этого требуется сильная воля и вера.

– Откуда у людей возникает негативное отношение к «не таким», как они сами? В чём, на ваш взгляд, психологические причины нашей нетерпимости друг к другу?

– В процессе воспитания, приобретения жизненного опыта у каждого из нас складывается определённая картина восприятия мира. Это своеобразная «карта», которая выполняет защитную функцию, обеспечивающую безопасность при соприкосновении с постоянно меняющимся миром. Но схема может создавать большие проблемы, если человек не осознаёт, что «карта» – отнюдь не реальный мир. Во внутреннем, «виртуальном» мире всё предсказуемо, знакомо, надёжно. А при соприкосновении с реальностью мы не можем знать, что нас ожидает в следующее мгновенье, и это пугает.

Общаясь с другими людьми, мы также проводим бессознательное сравнение с внутренним шаблоном. И если человек не соответствует нашим стереотипам, представлениям, мы воспринимаем его как реальную опасность для нашей жизни или внутреннего мира, что на психологическом уровне равнозначно. А от опасности надо или убежать или её уничтожить, поэтому «иных» мы и воспринимаем как врагов. Можно сказать, что защитная функция бессознательной «карты мира», которая была полезна в детские годы жизни, во взрослом возрасте становится непродуктивной и больше мешает, чем помогает. То есть любые фобии (страхи), к чему бы они ни относились, – к иному цвету кожи, иной национальности, иной культуре, иному социальному положению, иному вероисповеданию, иной государственной принадлежности и т.д., –  связаны с незрелостью личности. Инфантильный человек всегда стремится переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого.

фашисты

Фашисты

– А параноидальный поиск «врагов народа» – что в миру, что в Церкви – это откуда? Сами православные часто бывают нетерпимы. Причём наша нетерпимость проявляется на разных уровнях. Всё начинается с того, что некоторые прихожане не могут потерпеть девушку в брюках, зашедшую в храм, и заканчивается поисками врага, в образе которого могут выступать самые разные силы – демократы, коммунисты, либералы, журналисты, американцы, евреи, китайцы и т.д., и т.п. Как это может быть? Ведь православие призывает любить, терпеть, носить тяготы друг друга, прощать и бороться не с чужими, а со своими страстями – внутренним врагом?

– Все мы несовершенны, именно поэтому Господь и призывает нас стяжать добродетели. Но «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Необходим труд над собой и терпение, чтобы приобрести положительные качества, а пороки, как сорняки, растут сами. Чем больше человек говорит о добродетели, тем дальше он находится от её воплощения. Проще ведь воспитывать других, чем себя, при этом на фоне «не таких», грешников сам выглядишь вполне «прилично».

Любой социальной группе людей свойственны такие же психологические механизмы, что и отдельной личности. Есть даже подход в психологии, который позволяет рассматривать группу как отдельную личность, и личность как группу. Любая группа строит своё существование на определённой идеологии (это та же «карта»). Всё, что не вписывается в её границы, кажется опасным, отсюда – «охота на ведьм». Паранойя группы очень похожа на реальное психическое расстройство отдельного человека.

К сожалению, христианство, помимо учения Господа, догматических основ и канонических правил, утверждённых на Вселенских соборах, со временем «обросло» домыслами, народными поверьями, обрядами и традициями, ничего общего не имеющими с реальным учением Матери Церкви. Отсюда – и нетерпимость, и суеверия, и ложные представления, что в период критических дней или беременности женщине запрещается заходить в храм, что в канун празднования усекновения главы Иоанна Крестителя нельзя есть ничего круглого и т.д., и т.п. Проще говоря, бред отдельных членов организации – не норма православия, а беда, с которой надо бороться, но со смирением и терпением, как делала и делает это сама Церковь во все века.

– Если терпение помогает человеку не только выжить в мире, но и жить полноценно, радостно, не сжигая себя огнём внутреннего раздражения, обид, злопамятности, гнева и т.д., то значит ли это, что нужно терпеть ВСЁ? Где предел человеческому терпению? Как и кто может его определить за меня, для меня?

– Можно ли достичь того бесстрастного состояния, о котором Вы спрашиваете, и затем жить полноценно и радостно? На примере святых мы можем видеть, что для обретения неколебимого мира в душе порой требуется вся жизнь. Однако не стоит отчаиваться, ведь хотя на пути нам постоянно придётся сталкиваться с собственным или чужим раздражением, обидами, гневом как неотъемлемой частью нашей человеческой жизни, среди всего негативного, тёмного будет много радостных моментов добра и счастья. Необходимо лишь иметь открытое сердце для принятия света и двигаться вперёд вопреки детским страхам.

Конечно, терпение терпению рознь. Ни в коем случае нельзя позволять унижать свою личность, топтать нравственные основы, смиряться с угрозой жизни. Сохраняя уважение к позиции другого человека, к его праву на ошибку, мы не должны позволять ему всё что угодно в отношении себя, своих близких, своих святынь. Порой необходимо быть жёстким, но не жестоким.

Границы собственного терпения человек определяет сам, но только если ситуация зависит от него. Нелепо самовольно искать условия для мученичества и «тренировки» смиренности. С другой стороны, бывают обстоятельства тяжёлые, порой трагические, которые возникают независимо от человека – потеря близких, катастрофы, военные действия, тяжёлый диагноз и пр. – так называемые ситуации острого стресса. В такие моменты бесполезно обращаться к логике и разуму. Тут особо необходимо терпение – надо принять и пережить случившееся, пройти через боль и страдание. Меру терпения здесь никто не может определить и измерить – это сугубо личная боль. Никто не сможет ответить, как долго она продлится и чем закончится. Смиряясь с совершившимся фактом, необходимо не просто пассивно и покорно склонить голову, но, проявляя всю полноту душевной активности, стараться найти, увидеть некий смысл – личностный, неповторимый, явленный лишь самому участнику происходящего.

Терпение необходимо и людям, которые находятся рядом с теми, кто страдает (ведь их поведение часто бывает неадекватным), для полноценного целительного сопереживания, и это имеет огромное значение для всех.

Скинхеды

Скинхеды

– Есть стереотип: христианство требует безусловного безропотного терпения. Насколько он соответствует действительности? Однажды моя знакомая подошла к священнику и спросила с укором: «Моя подруга живёт с мужем, который пьёт, бьёт её, обижает ребёнка. Она мотивирует это тем, что разводиться нельзя, потому что брак венчанный. Неужели, чтобы спасти душу, нужно терпеть унижение, побои и мучить ребёнка?» Священник удивился: «А кто сказал, что ей такое нужно терпеть?» Не нужно?

–  Да, христианство зовёт человека к совершенству, но язык Библии часто иносказателен, порой гиперболизирован. Православие никогда не требовало тотального и без-умного терпения. Даже фрагмент о «другой щеке» больше говорит о незлобии, чем о необходимости ходить и подставлять свою физиономию под чужие кулаки. Иное толкование противоречило бы фактам спасения из плена апостолов, или изгнания торговцев из храма Самим Иисусом. Именно поэтому Церковь провозглашает святость защиты отечества.

Венчанный брак действительно нерасторжим, но никто не призывает жить вместе в условиях физического насилия. Если нет возможности изменить обстоятельства, повлиять на обидчика, то и с нравственной позиции, и с позиции защиты психического здоровья ребёнка необходимо выходить из ситуации, стараясь при этом не озлобляться и сохраняя право человека на исправление. Кстати, объективных причин насилия в семье очень много, и, зачастую, дело бывает не только в агрессоре.

Предательство – это то, что наиболее трудно простить, если вообще возможно. Каждый несёт ответственность за свои поступки перед своей совестью как первой инстанцией и перед Богом – как последней. И если Господь по своему милосердию прощает любой грех, в котором человек искренне раскаялся, то совесть, как безжалостный палач, может покарать даже спустя много лет.

– С подачи некоторых психологов (в том числе) сексуальные извращения принято называть «толерантно» или политкорректно «иной ориентацией», а людей, одержимых этими страстями, – «сексуальными меньшинствами». С точки зрения христианства гомосексуализм – это грех, причём такой, который разрушает человеческую личность, убивает, мертвит душу. Но уже в школе детям объясняют, что современная наука доказала – люди не виноваты, сбой в программе, гены, хромосомы и т.д. Есть ли в науке однозначный взгляд на подобные явления? Правомерно ли учить школьников относиться как к норме к тому, что мировые религии считают грехом? А если я от природы жесток, ну наследственность такая? Папа был алкоголик – терпите теперь! Есть ли альтернатива такой «толерантности»? Какова она?

– Психологи – такие же люди, и их профессиональное становление происходит на том нравственном и идеологическом фундаменте, который закладывают родители и общество в целом. К сожалению, за годы перестройки были уничтожены почти все основы и нравственные ценности нашего прошлого, национальных культур, а «новое», причём, далеко не лучшее, мы слепо черпали на Западе.

В результате принцип свободы был извращён, и величайшая ценность человечества превратилась в его порок – вседозволенность, которая коснулась и сексуальной сферы. Извращения в наше время начали рассматривать чуть ли не как достоинства, но с точки зрения психиатрии это считается патологией.

Гомосексуальные отношения всегда и неизбежно деструктивно отражаются на психике человека, особенно в период его личностного развития, поскольку противоестественны самой природе человека, функциональным особенностям его организма. Толерантность к этой группе населения, на мой взгляд, может быть понимаема только как терпимость в отношении тяжело больных, порой не осознающих тяжесть своего состояния. Гомосексуалисты будут доказывать, что это их свободный выбор, но вы спросите любого шизофреника, болен ли он? Каждый с уверенностью ответит, что здоров.

Шахиды

Шахиды

Соответственно, и к гомосексуалистам нужно относиться терпимо, как к тяжко больным людям с повреждённой психикой и душой. Мы призваны ненавидеть грех, но не человека, потому что для Бога все люди – дети, пусть даже и заблудшие. Каждому он даёт возможность спасения, для каждого открыты двери Его Царства, и всех Господь призывает любить ближнего своего. Но наша терпимость не должна превращаться в смирение по отношению к поступкам, несущим соблазн другим людям. Таким, как совращение малолетних или демонстрация, а по сути, рекламирование своего порока как нормы. Ведь очень многие из них считают себя чуть ли не избранными, «людьми лунного света».

Весь вопрос в том, принимать ли свои страстные влечения как должное или, осознавая их греховность, пытаться бороться с собственной нечистотой. Ведь можно совершать плотские грехи (например, быть неразборчивым в своих связях), имея и нормальную сексуальную ориентацию. Вообще любой грех строится на гипертрофированной естественной потребности, за исключением грехов противоестественных (противоречащих природным потребностям организма).

Наследственность, возможно, и объясняет механизм каких-то явлений человеческой жизни, но нисколько их не оправдывает. На примере многих людей мы можем видеть, как человек развивается и достигает целей вопреки противодействующим условиям и наследственным факторам. Мера ответственности лежит на конкретной личности и её самоопределении. Господь дал нам самое главное – свободу, а как мы будем обращаться с ней, как использовать – зависит от нас, от каждого в отдельности. Печально, что в современном социуме многие понятия поставлены с ног на голову, а принятие законов часто зависит от людей с извращённой психикой.

– Как Вам кажется, нужно ли воспитывать в людях терпимое отношение друг к другу? 

– Обязательно. Вспомним золотое правило: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Однако любое изменение к лучшему нужно начинать с себя, и терпимое отношение в других следует воспитывать с терпением и любовью. Главное при этом – не впасть в самолюбование и гордыню. Когда человек поймёт, что терпимость даёт ему преимущества, помогает в отношениях с другими, с самим собой, делает его жизнь более уравновешенной и здоровой, он сам будет стремиться к миру с другими.

– Что делать, если тебе самому не хватает терпения?

– Когда у нас возникает ощущение потери контроля над собственной жизнью, силами, чувствами, мы обращаемся к Богу. Возможно, эти минуты беспомощности оберегают нас, если мы начинаем казаться себе самодостаточными, забываем о Господе. И тогда мы обращаемся к воле гораздо более могущественной, чем наша: «Отец наш, помоги, научи, дай сил…» У каждого свои слова рождаются в такие моменты. Главное – понимать, что наши добродетели – это не только наша заслуга, но и дар. И, конечно, терпение, как и любое другое доброе качество, необходимо развивать непрерывно. Но начинать надо с малого, нельзя завышать предел своих возможностей.

Даже к самому себе, к своим слабостям, которые так и сопротивляются нашей с ними борьбе, необходимо проявлять терпение. Когда видишь, осознаёшь и признаёшь свою немощь, легче перенести это понимание на другого: «все мы немощны», «я не могу требовать от других того, к чему не способен сам»… Ни в коем случае нельзя отчаиваться и навязчиво осуждать себя за недостаток терпения. Давайте со смирением признаем, что мы – несовершенные создания, но именно это понимание даёт нам возможность для развития.

 

Марина ГОРИНОВА

[1] Сейчас отец Дмитрий Котляров – священник одного из московских храмов.