Сила церковной молитвы. Эйиэхэ, Айыы Тойон

Авторы:


Самое главное, Сахалыы, Школа молитвы
Темы: , , , , , , .

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Всем ли понятно, что это дивное стихотворение Александра Блока – не о девушке, а о чудесной силе общей, соборной церковной молитвы, рождающей радость, вселяющей веру, дающей надежду, пробуждающей любовь?

Но что для нас церковная молитва? Нужна ли она? А если нужна, то правильно ли от­ступаться от неё только потому, что в первое время, когда человек приходит в храм, она бывает не совсем понятна? И что придаёт молитве, творимой в церкви, такую силу, действие которой описал поэт:

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь в себе обрели.

Вряд ли нечто подобное способен почувствовать тот, кто зашёл в храм, чтобы совершить «что положено»: наспех поставить свечку, кое-как перекреститься, написать записочку и убежать с уверенностью (или ожиданием), что вот теперь-то Господь подаст просимое. Нет, нет, это не христианство – это чистой воды магия, всегда ждущая от внешнего ритуала конкретной отдачи: я – тебе, ты – мне.

молитва

На самом деле Богу не нужно ничего, кроме нашего сердца, с любовью отданного во власть Его Любви. И если свеча, которую мы зажигаем, не становится продолжением горячей молитвы, то её пламя вряд ли рассеет мрак нашей души и жизни. Но даже тем, кто приходит в храм, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами, чтобы, заглянув в свою душу, вы­светленную лучом Божественной благодати, честно покаяться и помолиться, даже им бывает трудно на первых порах. К таким людям обращает свои советы диакон Андрей Кураев:

Человеку, кото­рый входит в мир молитвы, пред­стоит долгое путешествие и долгое восхождение. Когда вы бываете в храме, то пом­ните, что священники и дьяконы не молятся ВМЕСТО вас. Мы мо­лимся ВМЕСТЕ с вами. Не нужно думать, что, написав записочку и передав её в алтарь, ты тем самым снял с себя труд молитвы, передоверил его батюшке. Священник, совершая молитву, как бы призывает всю церковь к молению за тех людей, о которых вы просите в вашей за­писке, по­этому и зачитывает имена громко, чтобы весь храм мог молиться за них. Это при­гла­шение к соучастию всех в вашей молитве, а не замена её.

Так часто звучащие на право­славных службах молитвенные прошения (ектении) «Миром Господу помолимся» (то есть – все вместе, в мире друг с другом), сами по себе это не молитвы – это лишь приглашения к ним. Дьякон, скажем, го­ворит: «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся», и православный народ молитвенно просит об этом Бога. Дьякон возглашает: «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся!», а молитву о воинстве, о сохранении нашей страны, о вразум­лении властей, тво­рит каждый прихожанин, стоящий в храме. Дьякон призывает: «О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся», а верующие молятся о своём городе и земляках все вместе. Дьякон или священник просто называет тему для молитвы, например: «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных и о спасении их, Господу помолимся!» И вот пока хор поёт: «Господи, помилуй!» («Айыы Тойон, абыраа!»), вот в это время каждый из нас должен в своём сердце повторить эту просьбу, может быть, помянуть конкретных людей, нуж­дающихся  в нашей молитве.

школа молитвы

Ектении (греч. – усердие) охватывают всё, что окружает нас в этом мире: воздух и землю, растительный и животный мир, государство и Церковь, всех её членов, каждого из нас. Они составляют важную часть любого православного богослужения. Есть несколько видов ектений: великая или мирная, малая, сугубая, заупокойная и др. И всегда, когда в ответ на прошение, озвученное дьяконом или священником, хор поёт: «Господи, помилуй!», «Подай, Господи!», «Тебе, Господи!», прихожане единым сердцем и едиными устами (вслух или про себя) взывают к Богу. Голос молящегося и беседующего с Господом человека вливается в симфонию общей церковной молитвы. А она, в свою очередь, вводит нас в ту молитвенную атмосферу, которой Церковь дышит с апостольских времён.

Несколько раз во время богослужения звучит малая ектения, которая заключает в себе только одно, но очень важное прошение. В храмах г. Якутска в праздничные и воскресные дни она произносится и по-якутски[i].

Кылгас ектения (Малая ектения)

Диакон:

Паки и паки Господу помолимся.

Саҥаттан саҥалыы бары бииргэ эйэ-дэмнээхтик Айыы Тойоҥҥо үҥүөҕүҥ.

Хор:

Господи, помилуй.

Айыы Тойон, абыраа.

Диакон:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Айыы Таҥара, илгэлээх үтүөҕүнэн көмүскээ, быыһаа, абыраа уонна араҥаччылаа биһигини.

Хор:

Господи, помилуй.

Айыы Тойон, абыраа.

Диакон:

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми Святыми помянувше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Сибэтиэйтэн Сибэтиэй, Ыраастан Ыраас, Үтүө Алгыстаах, Албан Ааттаах Боҕуруодьусса Хотуммутун Мэлдьи Кыыс Марияны итиэннэ бары сибэтиэйдэри өйдөөн-санаан, бэйэбитин, бэйэ-бэйэбитин уонна бүтүн олохпутун Христос Таҥараҕа туттарыаҕыҥ.

Хор:

Тебе, Господи.

Эйиэхэ, Айыы Тойон.

Ектенья

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Для того все мы и собираемся в Церковь, чтобы успешнее преклонить Бога на милость; ибо, молясь сами по себе, мы бываем слабы, а вознося молитву в союзе любви, умоляем Бога даро­вать нам про­симое. Молясь сами по себе, мы бываем слабы, а когда соберёмся, стано­вимся сильными… Много может общение с Церковью, и кто не может сделать чего-либо сам собою, то сде­лает вместе с другими. Посему-то здесь особенно совершаются потребные молитвы о всём мире, о Церкви во всех пределах его, о благосостоянии, о находящихся в опасностях».

Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречтся». Так давайте же по­сещать храмы Божии не только по великим праздникам и в дни постиг­шего нас горя, но хотя бы по воскресным дням, чтобы своё молитвенное прошение подкрепить голосами других верующих и личным духовным уст­ремлением усилить об­щую – соборную – молитву, которая совершается о каждом из нас.

Марина ГОРИНОВА


[i] Сейчас Божественная Литургия переведена на якутский язык полностью и служится в некоторых храмах Якутии.