Со слезой, от которой становится легче

По следам фестиваля короткометражных фильмов «Золотые купола» 

Авторы:


Берег культуры
Темы: , .
С 27 апреля по 4 мая в Якутске прошёл VII Республиканский Пасхальный фестиваль. В его рамках в кинотеатрах «Лена» и «Центральный» были показаны фильмы-лауреаты II Международного кинофестиваля «Верное сердце». В гости к якутянам приехали Борис Галкин – заслуженный артист РФ, президент Гильдии актёров России, режиссёр телецикла «Монастырские вечера Московской Патриархии», автор стихов и прозы, а также Александр Ковтунец – генеральный продюсер кинофестиваля «Верное сердце», генеральный директор киностудии «Илья Муромец».

 

На всех фестивалях короткометражных фильмов я получаю массу хороших впечатлений, но этот, скажу без преувеличений, был особенным. Правда, из четырёх картин удалось посмотреть только три, но после каждой у меня невольно вырывалось: «Вот это кино!» Про себя я думала, что вот такие фильмы нужно снимать, вот на такие фильмы не жалко тратить деньги, вот такие фильмы способны пробуждать в человеке что-то светлое, доброе, тёплое, вот такие фильмы способны изменить сознание людей в лучшую сторону. Такие фильмы должны прокатываться в лучших кинотеатрах страны, чтобы их увидело как можно большее количество народу.

В них не было компьютерной графики, взрывов машин, погонь, стрельбы – ничего такого, что способно собрать внушительную кассу и озолотить создателей фильма, но было в них что-то такое, что может сделать добрее сердце и красивее душу. Думаю, каждый, кто посмотрел эти фильмы, не ушёл равнодушным и пустым, как это зачастую бывает после просмотра пресловутых блокбастеров, экшенов, фильмов ужасов и т.п.

В киноленте «Трамвайный отец», главный герой, водитель трамвая, приводит в семью пожилого человека, который не хотел выходить из вагона. Старик всё понимал и слышал, но не произносил ни слова. Водитель решает, что это его отец, который когда-то ушёл из семьи к другой женщине. Он пытается выяснить, так ли это. Жена героя недовольна появлением странного гостя в доме, ссорится с мужем, который пытается объяснить ей, что как бы там ни было, старику некуда идти, и они должны ему помочь. Пожилой человек несколько дней живёт в семье, играет с их дочкой. В конце фильма он уходит, оставив записку, из которой становится понятно, что он действительно отец главного героя. Он просит прощения за то, что когда-то бросил жену и детей и признаётся, что лучше женщины, чем их мать, в его жизни не было. Перед смертью ему хотелось повидать сына и его семью, вот он и решился на такой поступок.

В фильме «Чудотворная» главный герой, сантехник, выпивает и ворует по мелочам. Однажды он крадёт маленькую иконку. Жена с матерью ругаются с ним из-за того, что он не работает, а только пьёт. Его сына вот-вот посадят за решётку. Достав краденную иконку, он жалуется ей на свою судьбу. В этот момент приходит сын и рассказывает, как случилось, что он попал под следствие. Оказывается, соседский парень оскорблял отца, называя его вором, потому что, ремонтируя их унитаз, тот украл дорогой одеколон. Сын вступился за отца и побил обидчика, за что ему и хотят дать срок. Главному герою становится стыдно, он идёт к родителям обиженного, рассказывает правду, просит прощения, говоря, что во всём виноват он. Родители решают забрать заявление из милиции.

В третьем фильме, «Стеклянная стена», мужчина и женщина застревают в лифте. Между ними происходит откровенный разговор. Они рассказывают про своих бывших супругов, как они любили друг друга и из-за чего расстались. Каждый высказывает свои претензии, обиды и т.п. В конце выясняется, что разговаривали вовсе не незнакомые люди, а муж с женой. Впервые они попытались услышать друг друга. Они вдруг понимают, что раньше каждый из них хотел заботиться о себе, не думая о ближнем.

Я видела на экране картины из реальной жизни. Герои любили, страдали, смеялись и плакали, их жизнь не казалась лучше или легче нашей, но они не сетовали на жизнь, не винили кого-то в своих бедах и несчастьях, не пытались решить свои проблемы за счёт других, не пытались задавить кого-то с выгодой для себя. Несмотря на все трудности и испытания, они оставались ЛЮДЬМИ! Они просили прощения, если были не правы, они умели прощать, если кто-то в этом нуждался, они не оставляли ближнего в беде, а напротив, сплачивались ещё больше и вместе преодолевали трудности. Взаимоотношения их строились на понимании и доверии.

Казалось бы, это всё простые и понятные каждому человеку вещи. Но мы, всё больше погружаясь в самих себя, почему-то забываем, что вокруг нас – те, кто нуждается в нашей заботе и те, кто готов протянуть руку помощи. Мы закрылись в панцире недоверия, гордыни, злобы и ненависти. Я смотрела на героев фильмов, и мне было стыдно за то, что иногда я эгоистично ставлю свои проблемы выше интересов близких людей, что часто я предпочитаю недоверие открытости, а обиду – любви.

Я не воцерковлённый человек, но эти простые жизненные фильмы вызвали во мне раскаяние, любовь и слезу, от которой стало легче на душе…

 

Мария ЛИ,
студентка сценарного факультета ВГИКА