Господь сказал о женщине, оказавшей Ему милость и помазавшей ноги миром, что она не будет забыта во веки! Поистине Божье вознаграждение! Неслучайно Церковь верит, что милостыня спасает от смерти.
В древнем патерике рассказывается о человеке, некогда жившем в Константинополе и пекшем хлебы. Был он очень алчный и жадный, хотя считал себя христианином. Один нищий поспорил с другим, что всё равно выпросит у него подаяние. И когда хлебопёк ехал на телеге со своим товаром, нищий так к нему стал приставать, что немилосердный христианин просто швырнул в назойливого попрошайку одним из хлебов, чтобы его отогнать. Предание повествует, что через несколько дней этот богач внезапно заболел, умер и был приведён ангелами на Суд Божий. Там он увидел две чаши – одна была полна его злых дел, а другая совершенно пустая. Бедняга уже решил, что всё, ему конец, как на пустой чаше появился тот самый хлеб, которым он запустил в нищего. Но эта вынужденная милостыня не смогла перетянуть чашу со злом. Тогда хлебопёк услышал голос: «Иди и наполни эту чашу добрыми делами». Он ожил, но стал уже другим человеком – милостивым.
Мы живём грешно, постоянно согрешаем делом, словом или помышлением. Каким же судом будем судимы, если сами не творим милость? Если мы богаты, то можем подавать большую милостыню, если бедны, можем проявлять милость иначе – утешить человека словом, поддержать участием.
А нищих, по слову Божию, мы действительно всегда имеем перед собой. И всегда можем оказать благодеяние – соседу, сослуживцу, родственнику. Постоянно кто-то нуждается в нашем утешении.
Когда умирает некрещёный, мы, христиане, беспокоясь о его судьбе, начинаем делать тайные милостыни, то есть даже не просим, чтобы человек помолился о нашем близком, но про себя говорим: «Господи, прими это от меня как милостыню о родном человеке». Оказав благодеяние, мы делаем Бога себе должником. Однако следует помнить, что главный наш благотворитель – Сам Господь.
В требнике среди прочих молитвословий имеется специальный чин «Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием». В нём есть очень интересный текст. Громко и открыто священник произносит возглас: «Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков!» Мы воспринимаем Бога как нашего Благодетеля – Он податель всякого блага. Поэтому когда человек творит нам добро, он делает дело Божие. И мы должны поминать его как своего благодетеля, молиться о нём. Священник обязан учить своих прихожан благодарить Бога и людей за помощь, потому что «всякий дар совершен свыше есть».
Когда Храм Христа Спасителя строили в Москве, это были 90-е годы, вороватые, жуткие, когда народные средства разбазаривались, тогда жертва на главный Российский храм собиралась всем миром, а многие говорили: «Зачем? Лучше раздайте деньги нуждающимся или больницу постройте». Но если бы тогда не воздвигли храм – символ возрождения России, то неизвестно, чем бы перестройка закончилась. В самые смутные и трудные времена русские люди начинали строить храмы и во многом благодаря этому, как ни парадоксально, тяжёлые периоды заканчивались. Строительство храма – общее, всенародное дело, оно объединяет людей доброй воли и всех направляет к общему благу.
Нищих мы всегда имеем перед собой и должны помогать им. Но построение храма – это призыв к Богу о помощи: «Помоги нам, Господи!» Ведь если Дом Божий на земле не нужен, тогда и Богу он не нужен. Почему в 20-х годах прошлого века многие храмы были сожжены, уничтожены? Потому что люди перестали ходить молиться в них. Храм – Дом, куда мы идём в гости к Богу, где общаемся с Ним. И это богообщение помогает нам разобраться в себе.
Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов)