Знаете ли вы, что в английских школах практикуются платные… заплывы в бассейне? Так дети ЗАРАБАТЫВАЮТ на милосердие. За каждый такой заплыв туда-обратно ребёнок по подписному листу получает от родственников, знакомых, соседей некую сумму, которая идёт на помощь слепым, сердечникам, раковым больным и т.д.
Студенты участвуют в благотворительных спортивных марафонах, оплачиваемых порой в двойном размере спонсорами и работодателями (последние заинтересованы, чтобы работники были активно представлены в общественной жизни).
Для нас это звучит как фантастика.
Ответы даёт опрос 174 студентов нескольких факультетов Якутского государственного университета и Ленского филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта.
На первый вопрос – «Как вы относитесь к благотворительности?» 138 человек (77%) ответили, что «она должна быть делом каждого в меру его возможностей». 24 человека (14%) убеждены, что «это – доля только людей состоятельных».
Остальные считают благотворительность:
— уделом истинных патриотов;
— испытанием себя, любимого (на жадность, что ли?)
— делом выгодным, если делать добро расчётливо (просто нет слов!)
Ответы на второй вопрос – «Должна ли благотворительность быть анонимной? Почему?» – были полярными. «Да» и «нет» распределились поровну по 49 человек (28%), 64 респондента, не дав чёткого ответа, попытались выразить свою точку зрения в духе: «В благотворительности важен сам процесс». Остальные от ответа воздержались вовсе.
Аргументы в пользу анонимности:
— «Если человек искренен, то слава благодетеля ему не нужна»,
— «Хорошими поступками не хвастаются»,
— «Нуждающийся не должен чувствовать себя обязанным»,
— «Для борьбы с собственным тщеславием»,
— «Гарантирует отсутствие последствий» (видимо, благотворителя когда-то чуть не задушили в благодарных объятиях осчастливленные!).
Есть и такие, кто считает, что анонимность необходима для… КОНСПИРАЦИИ (!!!), «чтобы не просили ещё».
Контраргументы:
— «Страна должна знать своих героев»;
— «Чтобы знать, кого благодарить»;
— «Чтобы знать, к кому обращаться за помощью».
Третий вопрос звучал так: «Всё ли равно, какими мотивами руководствуется благотворитель? Если нет, то какие вы считаете самыми достойными?» Почти единодушно (141 голос – 81%) был выбран ответ: «Милосердие, желание помочь ближнему».
«Налоговые льготы» не прочь получить 11 человек (6%). «Желанием славы, общественного одобрения» руководствовались бы 14 студентов. Потребность «замолить грехи» и надежда, что «Божией канцелярией» им это зачтётся, присутствуют у 16 респондентов. При этом милосердие совместили с желанием замолить грехи 14, а с желанием славы – 6 человек (к слову, именно те, кто резко был против анонимности в благотворительности).
Некоторыми руководит: «желание поделиться своим счастьем» и «получить собственное одобрение». Восемь отвечавших уверены, что мотивы не важны, главное – помочь.
«Может ли благотворительность принести вред, и если да, то кому – тому, кто помогает, или тому, кто принимает помощь?» – на этот вопрос подавляющее большинство (113 человек – 65%) ответили: «Нет».
41 опрошенный (24%) согласен, что да, навредить может. Но скорее, тому, кто принимает (20 человек), чем тому, кто помогает (12 человек). 9 человек искренне полагают, что это вредит обоим.
В целом вопрос вызвал неоднозначную реакцию. Одному он показался глупым (явно не склонен к философским рассуждениям человек!) Другому – сложным. Трое вообще умствовали не по теме.
Вред благотворительности, по мнению студентов, заключается:
— в её возможности быть использованной во вредных целях (наркотики, водка);
— в её способности делать человека зависимым, иждивенцем.
Многих волнует тот факт, что благотворительность может стать благодатной почвой для аферистов и мошенников. (Согласитесь – ответ в духе времени!)
Наибольшие затруднения у опрашиваемых вызвал пятый вопрос: «Помогаете ли вы лично кому-нибудь? Как именно? Если нет, то готовы ли участвовать в благотворительной деятельности? Всегда или при каких-то условиях?» Многие, не мудрствуя лукаво, просто пропустили его или ответили односложно. И всё же порядка 43% уже сейчас помогают или готовы к этому.
75 опрошенных вносят посильную лепту деньгами и… знаниями. 14 человек отдают в ночлежку для бездомных, погорельцев, в АСП «Подросток» и в детдома вещи и игрушки. Двое делятся одеждой с родственниками и друзьями. Подают милостыню деньгами 10 человек. Некоторые подчёркивают, что помогают, но не бомжам и алкашам. Кто-то пытается накормить голодных. Самый популярный ответ: «Помогаю, чем могу, – деньгами, одеждой, едой».
Считая, что помощь может быть не только материальной, студенты участвуют в демонстрациях, маршах протеста (по какому поводу, правда, не уточняется) и в благотворительных мероприятиях (одна студентка, видимо, высокооплачиваемая певица, обещает петь даром). Пятеро назвали помощью советы, которые они дают, одна девушка бесплатно решает задачи друзьям и знакомым (вот только принесёт ли это им пользу?) Кто-то облегчает жизнь животным. «Материальную и моральную поддержку» оказывают шестеро.
Есть среди опрошенных и уникальный товарищ, переводящий бабушек через дорогу. Вспоминается анекдот: «Тимуровцы организовали благотворительную акцию и перевели через дорогу сотни бабушек. Сотни разгневанных дедушек остались на обочине».
29 человек признались, что на крик о помощи всегда готовы протянуть ближнему… фигуру из трёх пальцев (не помогают никогда и никому).
Если бы наши студенты вдруг стали очень богатыми, в первую очередь они бы материально поддержали сирот, находящихся в детских приютах, детдомах, доме малютки и интернатах (82). На втором месте – помощь «просто нуждающимся и малоимущим» (38 упоминаний). На третьем – Дому престарелых, инвалидам, старикам (18). Четвёртая позиция – помощь бездомным животным (12 упоминаний), в том числе и занесённым в Красную Книгу (они, по сути, тоже бездомные).
Девять респондентов склонны к гипотетическому выделению средств на больницы, здравоохранение и Красный Крест. Столько же были бы готовы помочь детям-инвалидам и больным детям, ещё девять – тяжелобольным и инвалидам. Позаботились бы о лечении малообеспеченных детей и взрослых трое, о детях с пороком сердца – один, один респондент занялся бы разработкой лекарств против неизлечимых болезней. Больным СПИДом помог бы также один студент. В фонд помощи детям, больным раком, выделили бы деньги двое. «Тяжелобольным детям, но не в детдом», возможно, даст средства 1 человек.
В церковь отнесли бы деньги пятеро. Пострадавших от стихийных бедствий поддержали бы трое. На приют для бездомных пожертвовали бы двое.
Видимо, уже лично столкнувшись с проблемой нехватки школ и детсадов и плохим их обеспечением, четверо, не задумываясь, вложили бы средства в образование, а один студент благодарно не забыл родную школу и Аlma Mater. Двое облагодетельствовали бы ИнтернЕт, (или неправильно написали «интернАт»).
Ещё о детях. Многодетным семьям помогли бы двое, беспризорникам – четверо, просто «детям» – пятеро.
При этом оставил бы всё себе только один.
Не знающих, куда вложить деньги, оказалось 18 человек.
По широте душевной наши студенты готовы помогать, строить, лечить и поддерживать материально ближнего даже в Африке.
Читая ответы, я с удовлетворением ощутила, что младшее поколение – те, кто дышит нам по жизни в затылок, отнюдь не черствы душой и настроены на волну человечности. Исключения типа единичных индивидов, жаждущих славы, личного обогащения, которые, если и делают добро, то «расчётливо», получая выгоду, – лишь подтверждают правило.
Теперь главное – с этой волны не «переключиться». И, конечно, не ограничиваться только намерениями, пусть и благими. А быть активными проводниками добра. Ведь, как верно сказал один из героев книг Виктории Токаревой, человек – это маленькая электростанция. Он может вырабатывать добро, а может зло. Если он выбрасывает зло, мир становится хуже.
Поэтому, совсем по Окуджаве: «Не делайте запасов из любви и доброты и про чёрный день грядущий не копите милосердье…»
И, к слову, почему бы не попытаться организовать платный заплыв в бассейне?
Елена ПАВЛЕВСКАЯ