Спасибо – это тоже молитва. Айыы Тойон, алҕаа!

Авторы:


Самое главное, Сахалыы, Школа молитвы
Темы: , , , , , , , .
Молись, дитя! Сомненья камень
Твоей души не тяготит.
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов…
И.С. Никитин

Говорят, детская молитва скоро доходит к Богу. Почему? Да потому, что даже в современных детях, с младенчества погружённых в атмосферу злобы, разврата, цинизма, царящих в нашем «цивилизованном» мире, каким-то непостижимым образом сохраняется невинность и чистота. Чистые сердцем, по слову Христа, видят Бога. Даже тогда, когда их родители и слышать о Боге не хотят.

Дьякон Андрей Кураев в статье «Детская вера» пишет: «Вырастет – сам разберётся», – один из самых ложных педагогических лозунгов. Не допуская ребёнка к беседам о душе и о Боге, о Евангелии и чудесах, родители отнюдь не оставляют чистым религиозное сознание малыша… Дело в том, что родители, журналисты и педагоги лишь друг друга могут убедить в том, что до получения паспорта ребёнку ни к чему знать о духовном мире. А Князя Тьмы они убедили в том же самом? Ему они запретили прикасаться к детским душам? И никогда они не замечали в своих собственных детях, воспитуемых по самым прогрессивно-научным методикам, приступов неописуемой и неспровоцированной ярости? Не видели в них припадков буквальной одержимости?.. Детей надо защищать. От духовной отравы надо защищать духовным же оружием. Таблетки, умные книжки и рисунки тут не помогут. Церковь защищает детей Крещением и Причастием».

А ещё можно и нужно обучить своего малыша защищать себя самому. Чем? Молитвой. Как же научить молиться ребёнка? И какие молитвы он должен знать? Философ Василий Розанов обратил внимание, что православие на протяжении веков не создало ни одной специальной детской молитвы. Возможно, этому есть две причины.

Дети молятся, поют, церковь, хор

Фото Сергея Долгих

С одной стороны, как пишет Александра Соколова в книге «Дочь Иерусалима» (опровергая собственные же наставления о детской молитве, изложенные в предшествующей книжке «Две моих свечи»): «Маленькие дети должны молиться Богу своими словами, и так должно быть у них долго, очень долго, и молитвы большие, взрослые, им почти не нужны в это время совсем».

А с другой стороны, есть в нашей Церкви молитвы отнюдь не дет­ские, но такие, которые, благо­даря своей краткости и ясности, легко запоминаются даже крохами. О них мы расскажем сегодня с помощью священника Артемия Владимир­ова, автора замечательного «Молитвослова для самых маленьких».

Стиль отца Артемия неповторим, он трогает детскую душу, как будто её ласкает. Отрывки из этого «Молитвослова» мы дополним молитвами на якутском языке:

«Пре­жде всего, сложи три пальчика правой руки: указательный, большой и средний, затем пригни к ладони безы­мянный палец и мизинец, и, наконец, осени себя крестом. Сна­чала прикоснись ко лбу, по­том к поясу, вслед за тем к правому и левому плечу со сло­вами:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Аҕа, Уол уонна Сибэтиэй Тыын аатыгар. Аминь.

«Аминь» значит: истинно так, сущая правда. Кто так помолится, тому Бог поможет – предстоит ли начать уче­ние, или убрать свою комнату, или идти гулять.

8_2004_3_4

А когда самый первый раз так помо­литься? Когда ещё лежим в постели и только-только проснулись. Не забудешь утром этой молитвы – и весь день Бог будет с тобой».

Сле­дующая молитва:

Господи, благослови!

Айыы Тойон, алҕаа!

Отец Артемий говорит, что с её помощью дети никогда не сделают ничего плохого:

«Захо­тел ты что-либо сотворить, предполо­жим, взять без спроса печенье. Сможешь ли перед тем сказать: Господи, благослови? Нет, не сможешь. А раз не произносится молитва, то и не бери: значит, Господь не ве­лит». Этими же словами молимся и перед едой.

Всякий раз, ко­гда хотим у Господа по­просить прощения, произносим:

Господи, помилуй!

Айыы Тойон, абыраа!

Знаешь ли ты слово СПАСИБО?.. А какая в нём буква самая главная? Ты ответишь: Ну, конечно же, заглавная. А вот и неправильно! Раньше, да и сейчас нередко, верующие люди говорят вместо спасибо: Спаси тебя Бог! Иначе можно сказать: Спаси вас Господи… И это тоже молитва, самая настоящая».

«Учись, дорогой, – пишет отец Артемий, – ещё одной молитве святой, такой короткой, что просто диву даёшься:

Слава Богу!

Заболела ли голова, поднялся жар, простыло горло, не сомневайся, го­вори: Слава Богу! – и вскоре всё пройдёт… Долго не возвращается мама. Уже темно, страшно. Вдруг дверь открывается, мамочка дома! Какая радость! Не забудь тогда сказать: Слава Богу!»

А что если совсем стало страшно? На всю жизнь предлагает запом­нить отец Артемий: «Во-первых, ничего не бойся, Господь всегда с тобой. Во-вторых, достань твой нательный крестик из-за пазухи и горячо поцелуй его. В-третьих, по­смотри, что на нём на­писано с обратной стороны, и тотчас произнеси эти всесильные слова:

Господи, спаси и сохрани!

Пусть эта молитва будет написана в твоём сердце золотыми буквами, ибо сам Христос в Евангелии говорит: «Без воли Отца Небесного и волос не упадёт с головы на­шей!»

А вот как можно молиться Божией Матери:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Сибэтиэйтэн Сибэтиэй Боҕуруодьусса, быыһаа биһигини!

Любит Бог молящихся ему малышей и исполняет их прошения. Вот почему очень важно детям уметь молиться за своих родителей, родных, за всех людей:

Спаси, Господи, и помилуй маму и папу, моего дедушку и мою бабушку, брата, се­стру и всех моих друзей. Их молитвами спаси и помилуй меня грешного. Аминь.

Родителям, приучившим своего ребёнка к молитве – к труду духовному, направлен­ному на добро и благо, вряд ли придётся впоследствии страдать от жестокосердия и чёрствости повзрослевших детей. Надо только, чтобы этот труд не был принудительным и формальным, важно не оттолкнуть детей от молитвы. Митрополит Антоний Сурожский часто приводил в качестве примера такую историю: «Один мальчонка как-то сказал своей матери, после того как она его заставила вычитать вечерние молитвы: «Мама, теперь что мы намолитвословили, давай-ка в своё удовольствие помолимся Богу, скажем Ему сами то, что мы о Нём чувствуем или что нам хочется Ему сказать». Надо давать ребёнку возможность говорить Богу то, что ему хочется (пока ещё хочется).

Свеча, ребёнок, молитва, икона, ребёнок ставит свечу

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Александра Соколова пишет: «Да, я им что-то объясняю в молитвах, рассказываю, читаю по книжке. Ну, запоминают дети. Могут что-то сказать об этом сами. Много ли это? Мало, очень мало! Я хочу другого. Мне надо, чтобы в их душах горел маленький молитвенный огонёк. Чтобы дети к будничным делам и нуждам прикладывали свою простую немногословную молитву, взятую не из книжки, а из души. Зачем мне это нужно? А затем, что если в них – рано или поздно – разгорится молитвенный огонь, то они останутся в Церкви Господа навсегда».

Об этом же в своей автобиографической книге «Под покровом Всевышнего» пишет и Наталия Николаевна Соколова, дочь известного духовного писателя, доктора химических наук, профессора Н.Е.Пестова, художница, жена священника, мать пятерых детей (все сыновья её стали священнослужителями: один в сане епископа, двое других – протоиереи, две дочери руководят церковными хорами), бабушка четырнадцати внуков:

«Ребята говорили: «У папы как встал, так и стой всю службу, не сходя с места». Да, отец был строгий. Но я боялась, что строгость оттолкнёт от храма детские сердца. Я слышала мнения некоторых детей: «Храм – это место, где дети мучаются, выстаивая часы». Упаси Боже, да не сложится такое понятие у детей верующих родителей… Чтобы такого не случилось, я в гребневском храме никогда не заставляла детей стоять по принуждению. Едва замечаю, что ребёнок начинает крутиться, вздыхать, умоляюще спрашивать, скоро ли конец, я тут же отпускаю дитя на улицу: «Устал? Иди, побегай, посиди на лавочке, а соскучишься – приходи обратно»… Но в церковной ограде я требовала поведения, соответствующего месту: не кричать, не носиться на велосипеде, не валяться в снегу или на траве и т.п… Я говорила детям: «Отдыхайте, но ходите, как перед лицом Господа Бога, чтобы не стыдно было вам снова вернуться в церковь…»

Кто приводил ребёнка в храм хоть раз, знает: детям радостна жизнь в Церкви. И если сами мы в силу косности мысли и чёрствости сердца лишены этой благодати, давайте постараемся не лишать её малышей. «Церковь – это огромная радость… А знать Бога – это вообще невообразимое счастье! Вот и давайте жить в Церкви радостно, посильно и счастливо», – призывает Александра Соколова, а вместе с ней и мы.

Марина ГОРИНОВА

На заставке фото Сергея Долгих

2 комментария

  1. Очень хорошая и полезная статья. Нас давно интересовала данная тема, как начать ребёнку молиться. И вот нашли хороший и качественный и что немаловажно полезный материал. Спасибо автору за предоставленную информацию

    • Спасибо, Елена! Бог Вам и Вашим детям в помощь!

Комментарии не допускаются.