Венчание – не панацея от разводов

Авторы:


Самое главное, Справочник неофита
Темы: , , , , , .

Приходят к священнику муж и жена и говорят:
— Разведите нас, мы больше не любим друг друга!
Священник берёт с полки Библию и бьёт по голове сначала мужа, потом жену.
— Ну что, всё ещё хотите развестись?
— Да.
Опять изо всей силы бьёт обоих по головам.
— Хотите развестись?
— Да!
Так повторилось ещё несколько раз. Не выдержав, жена вскричала:
— Доколе, святой отец?!
— Как написано в Библии: «Пока смерть не разлучит вас».

(Анекдот)

В каждой шутке есть только доля шутки. Для большинства людей венчание, с одной стороны, – красивый обряд, а с другой – осознание того, что венчанный брак должен быть уже навсегда, так как Таинство совершается на небесах. Что называется, и хочется и колется.

 

И хочется и колется 

А хочется многим. В последние годы молодожёны, вступая в брак, часто стремятся повенчаться. Однако распространённое представление о том, что люди ищут венчания только ради моды, не совсем верно. Подобные разговоры – из серии советских стереотипов: «В храм ходят одни пенсионеры» или штампов 90-х: «Сейчас модно быть православным». Не так это всё.

Давно уже в храмах не «одни пенсионеры» и не «модно быть православным». То же и с венчанием. Безусловно, есть категория людей, как правило, молодых, для которых это Таинство – просто красивое дополнение к свадьбе. Что, кстати, по-человечески простительно, ведь молодёжи хочется праздника. И большинство искренне надеются, что их любовь и брак действительно навсегда.

В желании венчаться обнаруживается вполне естественное стремление к прочному, неразрушимому благословенному брачному союзу. Но многие молодые пары отсеиваются после того, как узнают, что им надо будет обязательно подготовиться к исповеди и Причастию, да и свадьбу с Таинством брака нередко необходимо сильно развести по времени, т.к. большую часть года венчаться не разрешено по уставу (посты, праздники и т.д.).

Те же, кто остаётся, подходят к венчанию уже более серьёзно. Молодёжь не так уж легкомысленна в вопросах веры, как принято думать. Беда в том, что сам институт семьи у нас стоит на коленях, и каждая вторая пара заканчивает семейную жизнь разводом, но ведь, когда женишься, об этом не думаешь.

22_2008_5_2

Брак есть Таинство. Брак – действительно одно из самых трепетных и загадочных событий, которое может случиться с человеком. Священное Писание говорит нам: «…Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19, 5-6). И в чине венчания говорится: «Венчай я (т.е. их) в плоть едину».

Сам брак видится как образ любви Христа к Своей Церкви (Еф 5, 32). Протопресвитер Иоанн Мейендорф так характеризует сущность христианского брака: «Христианин призван – уже в этом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестаёт быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух супругов в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединёнными не только «друг с другом», но и «во Христе».

 

Не споткнись о «пробный камень» 

Единство брачного союза настолько высоко, что апостол Павел сравнивает его с союзом Христа и Церкви. О каком разводе тут может идти речь? Когда священника спрашивают: «Как нам можно «развенчаться?», сам вопрос звучит кощунственно. Если такая беда, как разрушение венчанного брака, произошла в жизни человека, это должно быть источником покаяния и долгих слёз о порушенной святыне. И не так уж важно, кого считать виновным, потому что в распаде семьи всегда виноваты оба.

Хотелось бы предостеречь тех, кто думает, что венчание – панацея от разводов и семейных драм. Мы – не язычники, чтобы считать Таинство чем-то вроде оберега или талисмана. Аргументы вроде «может, лучше жить станем» здесь неуместны. Таинство брака может помочь семье вырасти до нового уровня взаимных отношений, а может и опалить дерзающих приступать к этой святыне недостойно. Венчание – фундамент, а что на нём будут строить, зависит уже от супругов.

К тому же надо понимать: когда Господь даёт людям свою благодать, Он обязательно посылает и испытания. Как невозможно переходить из класса в класс, не сдавая экзамены, так нельзя расти внутренне без преодоления искушений. Нередки случаи, когда после венчания семье посылается своего рода «пробный камень» – довольно серьёзные внутренние или внешние испытания, с которыми необходимо будет справиться.

22_2008_5_3

Да и сама семейная жизнь полна проверок на терпение, мудрость, уступчивость, верность и жертвенность. И здесь главной опорой венчанной семьи должны стать молитва, упование на Бога и верность Его заповедям. Если же этого нет, то сам факт венчания не спасёт семью от возможного распада.

«Когда крещёные люди приходят в церковь и хотят повенчаться, но по своему сердцу они христианами не являются, то естественно, что брак будет христианским только по форме, но он не может стать христианским по существу. Как нельзя, например, соединить между собой два куска железа и получить золото, так и здесь – нельзя, соединивши в браке двух не православных людей, получить православный брак», – говорит протоиерей Владимир Воробьёв.

 

Телеге впереди лошади – не место

В полуцерковной среде бытует предрассудок, что жить в законном, но невенчанном браке, – блуд. Отсюда – «муки совести» некоторых верующих, которые считают, что они или их взрослые семейные дети живут во грехе.

В «Основах социальной концепции», принятой Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, ясно осуждаются такие взгляды и говорится о недопустимости отлучения от Причастия или других епитимий для тех, кто живёт в зарегистрированном, но невенчанном браке. Церковь осуждает незаконное сожительство без регистрации, но если двое официально оформили свои отношения, то для Церкви это полноценная семья, достойная чести и уважения.

22_2008_5_venchanie-mihail-i-maria-verkhneviliuiskii-s-meik

К сожалению, у многих прихожан их вторая половина пока не пришла ко Христу. Понятно желание человека, пережившего встречу с Богом, призвать Божие благословение и на своего супруга. Но здесь главное – не ставить телегу впереди лошади. Супруг должен полностью разделять ваше благоговение перед этим Таинством (а не просто быть «не против») и понимать, что смысл венчания, прежде всего, в совместной Евхаристии – Таинстве Причастия. Если для вашего мужа (или жены) пока не актуальны такие слова, как покаяние, исповедь, Причастие, молитва и т.д., то лучше всё-таки не торопиться и не превращать великое Таинство в профанацию. Тем более, что никакие церковные правила и уставы от вас обязательного венчания не требуют.

Но если оба супруга – люди воцерковлённые и при этом отказываются от церковного благословения на свой брак, это можно рассматривать как самонадеянность и безответственность.

В последнее время нередки случаи, когда к венчанию стремятся уже немолодые люди, которые глубоко осознали, что семья – не совместное старение перед телевизором, а возрастание в любви и правде Божией. Церковь с пониманием и уважением относится к таким парам и поддерживает их желание скрепить свой союз перед Богом.

22_2008_5_m

Важнейший критерий в ответе на вопрос «венчаться или нет?» – готовность обоих супругов всеми силами следовать заповедям Божьим и осмысленное участие в церковных Таинствах, главные из которых – исповедь и Причастие. Тогда и Божье благословение будет пребывать с семьёй неразлучно.

 

Священник Роман МАТЮКОВ,
пос. Хандыга

[В настоящее время клирик Воскресенского храма г. Железногорска]

Фото на заставке: flickr.com