Представьте себе: вы плывёте вниз по могучей, полноводной реке, которая становится всё шире и шире, так что с одного берега не видно другого, а сама эта твердь, стискивающая воду с двух сторон и гонящая её к Ледовитому океану, столь живописно и разнообразно украшена, словно Художник Изрядный позаботился, чтобы не устал глаз путешественника. Не пресытится он ни выгоревшими под жгучим якутским солнцем песчаными косами, ни отвесными, обнажающими горную породу, как слоёный пирог, обрывами, ни подобными средневековым замкам неприступными скалами, ни весёлыми на ветру, разноцветными по осени лиственными сарафанами смешанных лесов, ни сумрачной неподвижной зеленью тайги, выставившей сосны, ели и лиственницы в торжественный караул, ни бескрайними перспективами скромной, местами цветущей, местами пожухлой тундры, ни островами – малыми и прямо-таки океанскими по своим размерам.
Представьте, что лодки и пароходы пробираются, преодолевая мощное течение, вам навстречу или устремляются поперёк властных, путающихся, затягивающих в хороводы, струй воды. Правда, случается это лишь там, где обитают люди, но человеческое жильё показывается (особенно ближе к северу) столь редко, что начинает казаться – вот он край света, рукой подать! И только меняющийся говор колоколов догоняет вас словно бы ниоткуда, словно с самих небес, напоминая путнику о возможности пристать к берегу и зайти в храм Божий, чтобы там, где совершается литургия, помолиться в тишине и покое.
Так более трёхсот лет было в Якутии, где уже с середины XVII столетия звучало с трепетом имя Господа. К началу ХХ века край этот преобразили 134 церкви и около 150 часовен и молитвенных домов. Многие храмы строились по берегам рек, самым быстрым дорогам того времени.
Юкагирка Екатерина Николаевна Дьячкова в конце жизни своей рассказывала: «Помню с тех времён: спускаемся по речке, много лодок идёт, так много, что даже поворот реки закрывается. Спускаемся с Коркодона в Верхнеколымск, в Петро-Павловскую церковь. Коркодон, Ярходан, Россоха, Балыгычан… Все спускаемся вниз по реке в лодках. Много-много людей. Смотрим – церковь! Далеко видно. Не один крест – три креста. И молимся. Стоим в лодке и все молимся и крестимся». Так же, вероятно, спешили на службы в православные храмы и по матушке-Лене – Улахан-Юрях (Большой реке, как она называлась у якутов).
Потом случилась революция, храмы снесли, переделали в склады и клубы, многие впоследствии сгорели или сильно пострадали при пожарах. Но в 1993 году Якутская епархия была воссоздана, и над землёй Олонхо вновь полился колокольный звон. Не сразу, конечно. Строить труднее, чем разрушать.
Мы расскажем вам о храмах и часовнях, возведённых некогда по берегам Лены нашими боголюбивыми предками, разрушенных их сыновьями и внуками, восстановленных из праха или построенных заново правнуками, чтобы каждый мог сойти со своего корабля, со скоростью рассекающего гладь отпущенного нам земного времени, войти в один из них и… помолиться.
На заставке: Вид на Иннокентьевский храм в г. Ленске с реки. Фото Елены Платоновой
Добрый день , Ирина !
Большое спасибо за развёрнутый очерк о Ленских храмах . Хочу заметить , что моего прадеда крестил Иннокентий Вениаминов ,
возможно поэтому ему дали имя Иннокентий . А его отец Пётр Михайлович Бердеников был настоятелем храма в Томторе , где и был
похоронен с супругой Евгенией Христофоровной Бенземан в 1895г. В середине 90-х я был проездом в этом месте , зрелище печальное …
Одно время в этом храме был склад коровьих шкур … . Я хотел уточнить . Этот храм находится по дороге в Борогонцы , когда высаживаешся
с «Метеора» и движешься в сторону Борогонцев , он находится спрва от дороги , недалеко от берега . Храм , который Вы называеате Усть-Сольским,
находится там где я описал ? Найти их могилы , я думаю невозможно . Я попросил своего друга Панкратия Петрова ( он уроженец Борогонцев )
сделать фото развалин этого храма . Он обещал . Он сын д.и.н. Д.Д.Петрова профессора ЯГУ , занимается историей, краеведением .
Мой прадед Иннокентий Петрович Бердеников , который был протоиреем Свято-Троицкого каф.собора , также был похоронен на территории
храма в 1925г. Его могила находилась за алтарём .
Спасибо.
С уважением , В.Г.Бердников.
P.S. — Хочу сообщить , что мы с дочерью Ольгой планируем этим летом посетить Ситку , родину моих предков . Найти их могилы , если удастся .
Спасибо за такой интересный отзыв! Мне сложно ответить на Ваш вопрос. Скорее Вам поможет директор музея православия в Якутии Валерий Егорович Дмитриев. Я ведь теоретик — сама только мечтаю увидеть все своими глазами) Напишите нам о своем путешествии на Сотку!
Как можно осуществить эту поездку?
О, Татьяна, хотела бы я знать)))
Ирина, спасибо за вашу благодатную деятельность по возрождению духовности и памяти духовенства. Жаль, что сгорела церковь на острове Кыыллаах… Купол этой церкви был расписан итальянской (Венецианской) росписью — сюжетами, которые были закрашены позже эмалевой краской. Но можно было различить их неувядаемую годами историю сюжетов на библейские темы даже под много раз закрашенными пластами краски. Свет и родник образования — верные служители духовенства, которые дали стране и республике столько грамотных деятелей-просвещенцев! Спасибо!!!