За «дурака» – под суд, за «психа» – в геенну

25_2010_4_m
Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , , .

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
От Матфея святое благовествование, гл.12

 

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
От Матфея святое благовествование, гл. 5

 

3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла, гл.5

 

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

Соборное послание святого апостола Иакова, гл.1

 

Я только начинаю воцерковляться и многое мне непонятно. Недавно готовился к исповеди и Причастию, читал покаянный канон ко Господу и споткнулся о такие слова: «Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?» И задумался о грехах языка – какие они? Почему так уж страшно, если я матерюсь не в чей-то адрес, а просто так – для связки слов? Ведь никому от этого не плохо? И как нужно в них каяться?

Михаил

 

Священник Алексий ВОЕЦА, клирик Градо-Преображенского собора, преподаватель Якутского духовного училища.

Священник Алексий ВОЕЦА

Священник Алексий ВОЕЦА

Дорогой Михаил, это хорошо, что Вы поняли – Господь призывает каждого из нас исправить свою жизнь, освободить от греховного плена не только свои дела, но и слова, и даже мысли. Часто люди думают, что ничего плохого не совершают – ведь не убивают, не обворовывают. Но ведь и словом можно убить, украсть у человека его честь, доброе имя, разрушить мир – на работе, в семье, в душе. Да, «злые языки страшнее пистолета». Кто из нас не испытал этого на себе?

Грехи языка – это сквернословие, клевета, ложь, лесть, сплетни, пересуды, празднословие, пререкание, дерзость и др.

За клевету, порочащую честь и достоинство, за нецензурную брань, употребляемую в публичных местах, гражданин отвечает перед законом. Тем более все мы в ответе перед Богом за то, что делаем и говорим, за то, чему наши слова и действия учат окружающих, особенно детей. Поэтому Евангелие очень требовательно к тому драгоценному дару речи, который у нас есть. Мы не имеем права злоупотреблять возможностями языка. Слово должно созидать, быть путеводной нитью к красоте и святости. Вадим Шефнер выразил в стихах силу слова:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…

Народ недаром передаёт из поколения в поколение мудрые поговорки: «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет», «На языке медок, а на сердце ледок», «Доброе молчанье лучше худого ворчанья», «На чужой роток не накинешь платок», «У злой Натальи все люди канальи»…

Сегодня, к сожалению, даже люди высокообразованные, считающие себя вполне благопристойными, не боятся матриться. Для многих это осознанно выбранный стиль общения. Но надо понимать, что мат – явное проявление зла в человеке. Неслучайно матерщина называется сквернословием – от слова «скверна», которая по Далю значит «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат».

Апостол Павел призывал: «А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас… » (Еф 5, 3). Но именно это люди и именуют, произнося матерные слова. Святые отцы говорят, что блудные грехи смердят. Вот почему апостол называет подобные слова «гнилыми». «Родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая у ребёнка чувство стыда, является мостиком к дальнейшим преступлениям. Пусть не ищут они виновных в случае несчастия с сыном или дочерью – они сами запланировали его», – пишет священник Сергий Николаев.

Но некоторые люди избегают ненормативной лексики, а потому греха за собой не чувствуют – или не замечают, или не очень-то беспокоятся по поводу того, что кого-то обидели, огорчили, унизили, ранили, пустили дурной слушок. Однако же апостол учит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак 1, 26). О том, что гнилые слова и мысли – это пороки, особенно говорит та боль, которую мы испытываем, видя их в наших близких, любимых, родных.

Многим кажется, что ничего страшного нет в грубых словах, а Господь говорит: «Кто же скажет брату своему: «рака» (то есть – «дурак»), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф 5, 22). Словесные грехи на самом деле вовсе не безобидны. Апостол Павел предупреждает: «…Злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6, 10). «Злословие есть смерть души», – учат отцы Церкви. Под горами песчинок мелких ежедневных сплетен, укоров, праздных и бранных слов душа человеческая мертвеет, совесть глохнет и перестаёт слышать голос Божий. А ещё святые отцы предупреждают, что стоит только осудить ближнего, как мы немедленно сами впадаем в те же самые грехи. «Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой», – говорит преподобный Антоний Великий.

И наоборот – благочестивая речь, внешняя доброжелательность имеют могучую живительную силу, когда исходят от чистого сердца. Поэтому Господь призывает нас очистить свою душу. Как? С чего начать?

25_2010_4_3

В первую очередь необходимо правильно поставить цель: не уменьшить духовные болезни – злобу, зависть, осуждение, лукавство, а искоренить совсем. Второе – следует запастись терпением и упорно работать над собой. Для этого нам даны внимание и воля. Третье – нужно убрать из своей жизни всё, что нас развращает и портит. Наконец, то доброе, что в нас есть, надо стараться довести до совершенства, а злое вырвать с корнем. Нельзя замыкаться только, скажем, на сквернословии, необходима борьба по всем фронтам. Однако, каждый, кто начнёт работать над собой по этим правилам, увидит, что ему не под силу избавиться от зла – оно всё равно постоянно будет побеждать. Что же делать?

Часто говорят: дескать, любые, в том числе нехристианские нравственные ценности одинаковы – это всего лишь список более или менее схожих правил о том, что считать хорошим, а что плохим. Но христианство глубже, оно знает: даже если человек искренне стремится к добру, надеясь только на себя, он многого не добьётся. Душа будет противиться греху, однако, победить зло без Бога не сможет. Смириться с этим фактом трудно, поэтому многие из нас стараются либо выглядеть в глазах других хорошими, порядочными, добрыми, тщательно скрывая свои недостатки, либо сокращают нравственные требования до того минимума, который им по силам. Но этот жалкий самообман не делает человека по-настоящему свободным, счастливым и совершенным.

Православная нравственность самая безжалостная, потому что требует полного искоренения пороков. Она требует невозможного! Почему? Потому что невыполнимое для человека может совершить Господь: «Богу же всё возможно» (Мф 19 26). В Церкви христианин слышит не только: «Делай!», «Ты должен!», «Это заповедь!» Посредством Таинств Исповеди и Причастия он получает от Бога благодатные силы на исполнение заповедей. Всякий избравший такой путь борьбы вскоре убедится, что слова Спасителя, обращённые к ученикам и тем, кто получит от них дар священства: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 23) и «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (то есть сатанинскую)…» (Лк 10, 19) – не простое сотрясание воздуха, это реальность.

Конечно, легко наши грехи не побеждаются, злые духи, ненавидящие человека, станут препятствовать всякому, кто решит искоренить в себе зло, да и собственные порочные привычки будут мешать укореняться в добре. Святые отцы предупреждают: перед началом хорошего дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине. Но нельзя отказываться от борьбы из страха перед трудностями, ведь и помощь Божия во всяком добром деле велика. Поэтому в своих молитвах христиане каждый день просят у Господа прощения даже за непреднамеренные клевету, ложь и сквернословие, даже за невольные плохие мысли и просят помощи в борьбе со злыми духами.

Нас не должно смущать, что для одних людей внешнее благочестие и показное смирение – это лишь маска, прикрывающая тёмную душу, а для других благообразная речь без мата – дань культуре, общепринятым нормам поведения и этикету. Нам важно помнить, что были и есть те, для кого мирное, любовное отношение к людям обычно и естественно, потому что оно твёрдо стоит на фундаменте святости. Невозможно представить, чтобы святые – самые прекрасные люди нашей планеты – были способны на клевету, осуждение, брань.

Не забудем же, что нас слышат не только окружающие люди, но и ангелы, и Матерь Божия, и Сам Господь! И каждое не только дурное, злое слово, но даже пустословие, если человек не раскается, искажает в нём образ Божий, убивает душу. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», – предупреждает Христос (Мф 12, 36-37).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *