Как умирать по-православному?

Авторы:

и


Самое главное, Справочник неофита
Темы: , , , , , , , , , , .

Ужас в том, что мы вечны

Наверное, тебе, дорогой друг, этот вопрос показался странным? Некоторое время на телевидении шла программа Ивана Демидова, бывшего ведущего музыкального «ОБОЗА», она называлась «Как жить по-православному». Однажды Иван поставил перед своим постоянным собеседником, священником Татьянинского храма при МГУ Владимиром Вигилянским, вопрос: «Как относиться к смерти и как принимать смерть, будучи человеком верующим?»

«Смерти нет, – ответил отец Владимир. – Ужас заключается в том, что мы вечны – в радости, живя в раю. Но и живя в аду – вечны. Для кого-то эта вечность – блаженство, а для кого-то ужас. В смысле смерти души – смерть есть. Смерть – это когда нет Бога, потому что Бог – Жизнь. Место, где нет Бога, – это ад. А место, где есть Бог, – это рай. Жизнь в аду – это и есть смерть души, потому что там нет Бога».

Когда человек встречается со смертью, для него это всегда глубокое духовное переживание, иногда – потрясение. Но, дорогой друг, смерти не надо бояться, к ней надо готовиться самому и подготовить своих близких.

«Я знал одного человека, который провёл в гестаповской тюрьме два года в полной темноте, – рассказал отец Владимир. – Когда он вышел, то ослеп. Бывает часто, что для человека, долгое время находящегося в подземелье, темноте, свет невыносим. Для человека, находящегося в страстях, в грехе, свет Божий является мукой, наказанием. Грешники уязвляются Божиим светом, говорит один из святых отцов. То же самое относится к пониманию рая и ада. Грешнику в раю невыносимо. Ему лучше быть в аду».

Если человек в течение всей жизни не хотел себя приготовить к вечной жизни с Богом – это его свободный выбор. Господь Себя никому не навязывает. Но Он готов прийти к каждому, у кого только желание появилось двинуться к Нему.

Сборы

Христианин должен иметь память смертную. Это значит – убирать из жизни всё суетное, всё, что встаёт преградой между ним и Богом. «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь», – говорит Иисус, Сын Сирахов.

После Причастия

Симеон дождался исповеди и причастия. Жиганская больница

Любой недуг может стать последним в жизни человека. Что делать, если это произошло? Как в буре горестных эмоций не потерять самообладание? Прежде всего, надо позаботиться о духовной помощи, которую оказывает Церковь. Родственники должны (именно должны, потому что это святой долг их) пригласить священника, который исповедует больного и причастит его Святых Христовых Таин.

В Причастии человек мистически, духовно-телесно соединяется со Христом. Блаженный Симеон Солунский говорил: «Прикоснувшись ко Христу, и кровоточивая исцелилась, и прокажённые единым прикосновением Его были очищены, и мёртвые восставали, когда рука Его касалась их. И тебя Он оживит, а не умертвит. Если же предназначена тебе кончина, и пришло твоё время, – тем с большей поспешностью иди, чтобы здесь принять Его в залог, ибо там Он будет для тебя и жизнью, и пищею, и светом, и упокоением…»

Предсмертное таинство Причастия не отличается от обычного, но исповедь отличается. Отец Владимир Вигилянский говорит: «Те люди, которые всю жизнь ходили в церковь и исповедовались, перед смертью особо исповедуются. Выясняется, что все предыдущие исповеди были приготовлением к этой – последней. И конечно, трудно бывает людям, которые никогда не исповедовались, и только перед смертью Господь их сподобил. Но очень важно, чтобы человек перед кончиной обозрел свою прошлую жизнь и покаялся».

Есть ещё одно таинство церковное, в котором Господь приходит на помощь больному – это соборование или таинство Елеосвящения. Следуя совету апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15), семь священников (хотя их может быть меньше и даже один) молятся о здравии больного и помазывают его освящённым елеем (маслом). Некоторые люди неверно думают, что таинство Елеосвящения является последним обрядом перед смертью. Это совершенно не так. Соборование направлено против болезни, в нём подаётся прощение забытых грехов.

Св. Иоанн Златоуст предупреждал, что «если родные и близкие умирающего не позаботились о том, чтобы призвать священника, то весь грех ложится на них».

Но, конечно, не надо забывать: самое великое, что есть в наших собственных силах – это ухаживать за больным с любовью и терпением. Часто тяжело больной становится обузой, и даже наше «ну, как ты?» наполняется тяжестью ожидания скорейшего конца. Величайший подвиг – разделить судьбу ближнего. Именно в этом проявляется всё, чем держится этот мир – любовь, которую мы все так ищем, и от отсутствия которой так страдаем.

Ещё Церковь имеет средства, облегчающие предсмертную агонию. Во время исхода человек уже начинает видеть иной мир, и это видение может быть пугающим или радостным – душу встречают ангелы-хранители и полчища бесов. Тут можно окропить комнату святой водой и почитать вслух Евангелие, молитвы, канон на исход души, даже если нам кажется, что больной нас не слышит. И конечно, очень важно проститься, сказать умирающему не «прощай», а «прости».

Свершилось

И вот Господь призвал человека. Три дня, считая и день смерти, идёт приготовление к отпеванию. Покойника следует обмыть, положить на стол. Одеть в чистые, желательно светлые одежды – символ чистоты. Он должен быть с сомкнутыми устами, с закрытыми глазами. В это время близким, друзьям, родственникам следует читать над его телом Евангелие, Псалтырь и, конечно, молиться.

Отпевание Суоруна Омоллоона

Отпевание Суоруна Омоллоона в Преображенском Кафедральном соборе, г. Якутск

На третий день (хотя бывает и иначе, по обстоятельствам) утром в церкви служится заупокойная Литургия, на которой близкие могли бы исповедоваться и причаститься. Потом совершается отпевание. Это умилительнейшая служба, она называется «На погребение мирских тел». Отпевание желательно совершать в храме. Есть форма заочного отпевания, но в этом случае принимаются во внимание лишь крайние обстоятельства (например, трагедия с подводной лодкой «Курск»).

Содержание церковного чина погребения не усиливает скорбь, не возбуждает плача, но вселяет надежду на будущее воздаяние праведным, а нас, грешников, побуждает следовать по их скорбному, но спасительному пути.

Не отпевают самоубийц и людей, погибших в разбое, при сопротивлении тех, на кого они напали. Самоубийство – это грех уныния, ненадеяния на Бога, грех гордости, когда сам человек становится самому себе судьёй.

Потом усопшего везут на кладбище, где предают его земле с молитвой и краткой панихидой, она называется лития. На могиле христианина ставится восьмиконечный крест и пишется его имя, чтобы за него могли помолиться. Если всё же родственники хотят непременно установить памятник, то желательно на нём изобразить крест, особенно, если почивший был верующим.

Поминки

Сорок дней мы особенно усердно молимся за усопших. На третий, девятый и сороковой дни происходят сугубые поминовения. Третий день – день Воскресения Христа из мертвых. На девятый – Воскресший Спаситель явился ученикам, запертым в горнице, показал Фоме свои раны и уверил апостолов в Своём телесном Воскресении. В сороковой день Господь телесно вознёсся на небо, указав всем христианам путь в Царство Небесное.

На кладбищеПо Преданию, душа в течение двух дней пользуется относительной свободой, посещает места на земле, ею любимые, рассматривает свою жизнь. На третий, как учат отцы Церкви, душа человеческая восходит на Небо (символическое, конечно), предстаёт перед Богом. «При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих её в различных грехах, на которые они сами же соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха», – учил архиепископ Иоанн (Шанхайский и Сан-Францисский). Мытарь – это сборщик налогов и мытари-начальники (так называются в богослужебной литературе те, кто испытывает совесть человека) предъявляют душе счёт: будь то неисповеданный грех или добрые дела. Судьёй является сам человек. Если он всю жизнь страдал от страсти жадности или мщения своим врагам, то эта страсть от него не отпадёт никогда и в будущей жизни.

Душе сначала показываются райские обители, а потом адские мучения, она «посещает селения небесные и пропасти адские, не зная ещё, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется её место до Воскресения мертвых». Никакой математики в суде Божием нет: сумма грехов – сумма добрых дел. По учению святых отцов, человек получает большее милосердие, чем заслуживает по справедливости.

В третий, девятый и сороковой дни бывает поминание усопшего. Уже в слове «поминки» есть объяснение того, что это такое. Мы вспоминаем человека, молимся о нём. Поминки – хорошая вещь, если они не сопряжены с пьянством и разгулом. На благочестивых поминках люди вспоминают всё хорошее – это и усопшему приятно, и Господу. Мы любим этого человека, а любое проявление любви Богу угодно.

Но, увы, редко сейчас так поминают усопшего. Мало того, что люди себе водку наливают, они ещё и покойничку ставят стакан, дескать, он любил… А если покойный телевизор любил смотреть? Все эти тарелочки, приборы, завешенные зеркала, остановленные часы к Церкви не имеют никакого отношения. Только молитва является смыслом и содержанием поминок. Она может совершиться дома, но лучше в храме, и только затем молитвенно потрудившихся родственники угощают поминальной трапезой.

Молитвой облегчается загробная участь людей. «Одни души находятся в предвкушении вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны ещё перемены в состоянии душ… Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы о усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной Литургией.

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба, могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас!» – призывал святитель Иоанн (Шанхайский и Сан-Францисский).

Священник Вячеслав ВИДИНЕЕВ,
Марина ГОРИНОВА