Архимандрит Серафим (Винокуров): будем помнить, чтобы жить!

Авторы:


Реанимация памяти, Самое главное
Темы: , , , , .

«Как вы думаете, кого называют новомучениками?» – спросила я своих однокурсников по историческому факультету СВФУ. Некоторые честно признавались, что не знают, другие отвечали нечто невразумительное. Но можно ли винить в этом современную молодёжь, если в обществе говорят только о политических репрессиях, забывая о том, что тысячи людей в нашей стране погибли за свою веру! Думаю, что виноваты в этом, прежде всего, мы, православные христиане, ведь наш долг, узнать подлинную историю своей Церкви и своей Родины и рассказать о ней людям.

Я поняла это, получив письмо от одного из авторов «Логоса», Андрея Заякина. Он писал: «От Якутии, по моим сведениям, не прославлен ни один новомученик. У Вас есть все шансы открыть эту страницу в якутской церковной истории».

Сегодня мы попробуем это сделать.

 

Октябрьская революция 1917 года перевернула не только власть, но и жизнь обычных, далёких от политики людей. Наступило «новое» время. Но что делать со всем старым? Разрушить, уничтожить, стереть из памяти… Духовные основы «старой» России – в первую очередь.

Согласно декрету Советского правительства, Церковь отделялась от государства, но трудно назвать «отделением» то, что происходило с ней и её служителями.

В 1918 – 1919 годах «красная» власть в Якутии сделала всё, чтобы прекратить деятельность епархии. Вместо консистории вводились епархиальные советы (что на деле означало ликвидацию местных церковных органов управления), сокращалось количество приходов, закрывались храмы – их разрушали или приспосабливали под хозяйственные нужды, уменьшалось количество духовенства.

Пик гонения на церковную жизнь в Якутии пришёлся на 1928 – 1929 годы, когда массово закрывались храмы по всей республике.

В 1928 году профсоюз работников искусств (Рабис) поставил вопрос об изъятии Троицкого кафедрального собора и размещении в нём недавно сгоревшего национального театра. Настоятель собора, отец Серафим, подал жалобы в Совет народных комиссаров РСФСР, ВЦИК и Главнауку (в этом ведомстве храм состоял на учёте как историческая ценность – одно из самых старых каменных зданий столицы). Он хотел защитить собор, но не смог этого сделать: до сих пор в здании главного храма Якутска находится Театр эстрады.

26_2010_10_yak-troitc-kaf-sobor

Знал ли отец Серафим, какая участь его ожидает? Наверняка, догадывался. И тем не менее не испугался, не отступил. Каким же был этот человек? К сожалению, мы о нём почти ничего не знаем.

Архимандрит Серафим, в миру Иннокентий Зиновьевич Винокуров, родился в г. Якутске в семье протоиерея Зиновия Винокурова в 1882 году. Учился в Якутской духовной семинарии. Не закончив обучение, он был отправлен епархиальным начальством в Московское синодальное училище церковного пения, где и получил музыкальное образование. В 1902 году епископ Якутский и Вилюйский Никанор (Надеждин)[1] назначил Иннокентия регентом при архиерейском соборе.

Служение будущего мученика началось в походной Благовещенской церкви, которая станет частью его жизни и в которую после долгих испытаний и трудностей он вернётся уже опытным священником.

Через два года Иннокентия Винокурова рукоположили во дьякона. Но, не прослужив в этом сане и полугода, он становится иереем, и его отправляют настоятелем в Нюрбинскую Николаевскую церковь. Однако и там молодой священник находился недолго, вскоре он был назначен заведующим приходом Кочайского Александро-Невского храма.

В 1907-м на основании предложения Преосвященного Макария (Павлова)[2] отца Иннокентия снова перевели в его родную походную церковь, но ненадолго.

23 мая 1909 года священник был назначен благочинным седьмого участка Якутской епархии с переводом в Тюгюлинскую Петро-Павловскую церковь.

А уже в сентябре он получил новое назначение – владыка Иннокентий (Пустынский)[3] определил отца Иннокентия Винокурова регентом архиерейского хора г. Якутска и секретарём канцелярии его Преосвященства, с поручением преподавания церковного пения в епархиальном женском училище и во второклассной церковно-приходской школе.

Точно неизвестно, когда батюшка овдовел, но мы знаем, что в 1911 году, когда его по состоянию здоровья перевели в Нерюктейскую Иоанно-Предтеченскую церковь Олёкминского округа, с ним поехали только маленькая дочка Людмила и мать. Начиная с этого момента и до конца жизни в биографии отца Иннокентия Винокурова довольно много белых пятен. Мы не знаем даже, когда и при каких обстоятельствах он принял монашество с наречением ему имени Серафим. Только благодаря исследовательской работе якутских архивистов И.И. Юргановой и И.И. Столяровой, удалось восстановить некоторые сведения.

26_2010_10_yak-troitc-kaf-sobor2

В 1916-м священник был освобождён от служения в Нерюктейской церкви и с 1 сентября назначен заведующим Якутской второклассной школой. В октябре 1919 года занимал должность ключаря кафедрального собора, имел сан архимандрита, в марте 1921-го был экономом архиерейского дома.

5 ноября 1929 года отца Серафима арестовали. Ему предъявлялось обвинение в руководстве подготовкой восстания в г. Якутске, «распространении антисоветского движения, антисоветской агитации среди населения». В официальном обвинительном заключении сказано, что «…антисоветская деятельность архимандрита Серафима одновременно была направлена и на путь подрыва авторитета якутского правительства перед центральной властью РСФСР. В своих телеграммах и отправляемых через оказию донесениях на имя ВЦИКа и СНК РСФСР архимандрит Серафим клевещет, что местные власти отбирают церкви незаконно, что власти уничтожают памятники старины на дрова…»

Отца Серафима приговорили к высшей мере наказания. 12 апреля 1930 года его расстреляли. Вместе с ним было осуждено ещё шестнадцать священнослужителей. Многие из них также погибли.

Заключением прокуратуры ЯАССР от 24.07.1989 г. архимандрит Серафим (Винокуров) реабилитирован по указу Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г.

 

Когда я решилась писать статьи о репрессированных церковнослужителях, мне казалось, что сейчас раскрою тайну, о которой никто не хочет говорить. Но теперь судьбы этих замечательных людей кажутся мне ещё загадочней.

Представьте себе, человек жил, трудился, думал, страдал, радовался… А мы ничего не можем о нём узнать – нет ни фотографий, ни документов (архивные сведения очень скудны, а воспоминаний практически не осталось)… Тем не менее, помнить и чтить память тех, кто погиб за веру, – наш святой долг. Мы должны знать тех людей, которые молятся о нас Богу в Царствии Небесном, и благодарить их за это.

В следующих номерах «Логоса» мы расскажем о тех, кто пострадал за Христа вместе с отцом Серафимом (Винокуровым). Если у вас есть старые фотографии, письма, документы, касающиеся жизни репрессированных священнослужителей, если живы ваши родственники, которые могут что-то вспомнить, пишите на е-mail: popovichleha@mail.ru.

 

Марина ПОПОВИЧ

 

[1] Возглавлял Якутскую кафедру с 1898 по 1905 гг.

[2] Епископ Якутский и Вилюйский с 1905 по 1909 гг.

[3] Правящий архиерей Якутской и Вилюйской епархии с 1909 по 1912 гг. Был репрессирован и в 1937 г. расстрелян.