Богословие «мурзилок»

Авторы:

и


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , .

Здравствуйте, «Логос»! Недавно в одном из журналов прочитала странный, на мой взгляд, отрывок, касающийся темы греха. Привожу его полностью, чтобы ничего не переврать:

«Бывает грех безусловный. Скажем, ты пошёл и убил кого-нибудь. Что бы ты ни думал и что бы ты при этом ни чувствовал – это безусловный грех, и, как за любой грех, за него придётся отвечать. Но таких грехов на самом деле не так уж много. Есть и другое – когда важно не физическое действие, а то, что ты при этом чувствуешь, то, для чего ты это делаешь. Вот существует так называемое Евангелие от Магдалины. Ну, помнишь, из канонического текста? Иисус был на площади, и появились люди, которые собрались закидать камнями женщину, согрешившую с женатым мужчиной? И сказал им Иисус: «Пусть тот, кто сам без греха, первым бросит в неё камень». И люди ушли. Помнишь?

Так вот, Евангелие от Магдалины, в частности, пересказывает разговор с Иисусом, произошедший после того, как люди ушли. Блудница поинтересовалась у Иисуса, грех ли её связь с женатым мужчиной. А он спросил в ответ, горит ли её сердце, когда любит она. «Горит, Господи», – ответила Магдалина. «Тогда иди и не греши больше, думая, что грешишь, любя», – так он сказал ей».

Растолкуйте, пожалуйста, неужели это правда? Разве существует Евангелие от Магдалины, и разве мог Господь сказать такое? Это же идёт вразрез с заповедями, которые Он дал народу! Ведь приведённый отрывок из Евангелия от Иоанна на самом деле заканчивается иначе: «Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 11, 8). Так Он сказал ей: «Не греши больше».

С уважением, Елена

 

Уважаемая Елена, прежде чем предоставить слово священнику для ответа на вопрос о грехе, я хочу высказать своё удивление и даже крайнее недоумение вот по какому поводу. Скажите, если у человека появляется интерес к истории, разве он изучает её по историческим романам? Если его заинтересовала физика Вселенной, разве он начинает читать научную фантастику? Если он увлёкся астрономией, разве он идёт послушать соседа, вчерашнего троечника, любящего за пивком поразглагольствовать о законах мироздания? Почему же вы, желая познать законы духовного мира, открываете так сказать «Мурзилку», а не Евангелие, не творения святых отцов Церкви, не книжки наших современников, являющихся безусловными духовными авторитетами для образованных и здравомыслящих людей – митрополита Сурожского Антония (Блума), профессора Алексея Ильича Осипова и т.д.?

Ну мало ли в наши дни авантюрного склада «писателей», обременённых бурным или даже болезненным воображением? Так они существовали всегда… Не будем же мы дискутировать с теми, кто упражнялся в сочинительстве в прежние времена или сегодня изливает со страниц журнальчиков и газетёнок (или с экранов наших гаджетов) свои бредовые идеи. Что с этим делать? Не спорить же?! – Не читать!

Нелепо, глупо, бесполезно людям, для которых поиск Истины стал смыслом жизни, вести дискуссии с теми, кто «работает» в другом жанре – оккультизма, фантастики и развлечений. Впрочем, учёные, не оставляя своих научных споров, вынуждены объединяться против лженауки, наступающей на них со страниц таких вот массовых изданий. Но парадокс в том, что настоящих-то учёных в «мурзилки» не пускают. И настоящих богословов – тоже.

Ирина ДМИТРИЕВА

 

Отвечает иеромонах СЕРАФИМ (Рошка), кандидат богословия, г. Мирный:

Дорогая Елена, «евангелия» от Магдалины не существует, это апокриф, то есть текст, подлинность которого Церковью не признаётся. Апокриф – это подделка, ложь, подлог.

Апокрифические книги можно разделить на две группы. Первая – некое фольклорное творчество – повествования, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. Вторая – «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп оправдать свои воззрения с помощью христианства.

В истории древней Церкви был момент, когда в неё стали вступать языческие философы, образованная интеллигенция того времени. Многие из них до принятия христианства увлекались различными идолопоклонническими культами и мистериями и, даже придя в Церковь, не отказывались до конца от прежних верований. Многие создавали свои учения, смешивая с христианством языческие воззрения, и пытались распространять их в околохристианской среде.

14_2005_8a_2

Но перед такими писателями всегда вставала проблема: если автор напишет своё имя под этим сочинением, его особо читать никто не будет. Поэтому они и брали исторические имена тех людей, которые находились рядом со Спасителем, и выдавали свои «творения» за рассказы ближайших учеников Иисуса Христа.

Таких апокрифов очень много. В каждой эпохе ереси или секты пытались дать своё видение Спасителя и, смешивая ложь с правдой (крупицы её должны быть обязательно, иначе никто не проглотит ложь), «запудрить» мозги, оправдать своё безобразие. А узнаются такие «писания» по плодам, по тому, к чему они призывают, какие мысли и чувства пробуждают.

Человек, который писал «евангелие от Магдалины», очевидно, имел серьёзные проблемы с разгулом собственных плотских страстей. И вместо того, чтобы выполнять заповедь Господа, бороться с грехом блуда, он придумал для себя и себе подобных такое вот оправдание. Ничего общего с христианством это не имеет.

Архимандрит Кирилл (Павлов), напоминая о том, что грех блудодейства страшно наказывается Богом, говорил: «Некоторые могут подумать, что Господь снисходительно относится к блудникам, а следовательно и ко греху блудному. Но на это недоразумение необходимо сказать следующее: Господь действительно относился снисходительно к блудникам и блудницам, когда видел их приносящими публичное покаяние и слезами своими омывающими Его ноги. Однако ко греху Он относился очень строго».

Практически во всех четырёх канонических Евангелиях говорится об этом грехе. Например, апостол Марк свидетельствует: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мр. 10, 11-12).

Но жёстче всех передаёт отношение Христа к этой страсти евангелист Матфей: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5. 27-30). Это можно трактовать как-то иначе?