«Бойтесь! Мечты сбываются!»

или Слышали, знаем

Авторы:

и


Церковь и поколение next
Темы: , , .

Мы не оригинальны в своих опросах. Последнее анкетирование в православном журнале Московского университета «Татьянин День»  проводилось с целью выяснить, что читают студенты МГУ, чем руководствуются при выборе литературы, какое влияние оказывают на них прочитанные книги.

Анализ показал, что в студенческом рейтинге самых читаемых книг – Библия, Новый Завет, Евангелие находятся на третьем месте.

Читая результаты опроса студентов ЯГУ, понимаешь, что у них «Книга книг» наверняка оказалась бы в конце списка. Это, в первую очередь, признак серьёзной зависимости, несвободы. Ведь выбирать можно только между тем, что читал, что изучил, что познал в опыте. А если человек просто машет рукой и говорит «не хочу этим голову забивать», он сам себя ограничивает, свою жизнь обедняет. Судя по анкетам, большинство молодых людей ищет совсем других сокровищ. Но ищет. И это обнадёживает.

О своём отношении к Евангелию мы опросили 86 студентов ЯГУ. Ни один из вопросов нашей анкеты не предлагал готовых вариантов ответа. Средний возраст респондентов 19 лет.

О чём мечтаем?

Прежде чем переходить к вопросу о Благой вести, нам было интересно узнать, а какая новость вообще могла бы обрадовать студента больше всего? Результаты вы можете видеть на графике.

Какая новость могла обрадовать Вас больше всего?

Какая новость могла обрадовать Вас больше всего?

Интересно, что мечтающие исключительно о материальном достатке почти стопроцентно не читали Библию.

Радует, что тех, кто задумался прежде всего о счастье ближних, не так уж и мало. Их почти вполовину больше тех, кто ждёт хороших новостей исключительно в отношении себя, любимого. Некоторые не просто задумываются о вечной жизни и втором пришествии Спасителя, но и ждут этого. Хочется надеяться, не только на словах.

Печально, но факт: в тройке лидеров – мечты о материальных благах («высокая стипендия», «бесплатное обучение», «выигрыш в лотерею» и даже «получение в наследство баснословного состояния») и неопределённость («не задумывался», «трудно сказать», «любая»). Впрочем, если учесть, что психологи ненормальным считают как раз отсутствие подобных желаний в этом возрасте, не всё так плохо. Но всё же хочется предостеречь цитатой из великих: «Бойтесь! Мечты сбываются!»

Было бы смешно, когда бы ни было так грустно. «ГРУГЛЫЙ год лета» и «МЕСТО зимы лето» возжелали не будущие работники сельского хозяйства – может, и было бы извинительно, но будущие специалисты того самого «великого и могучего» – филологи!

 

Что думаем?

На второй вопрос анкеты – Знаете ли вы, в чём суть Евангельского Благовестия? – были получены следующие ответы.   

 

57 человек – 67% – затруднились ответить. При этом шестеро из них Евангелие читали, а некоторые признались, что крещёные.

Остальные опрошенные – 33% – суть Благовестия  определили как:

исторический факт: существование Человека по имени Иисус из Назарета, сына Иосифа (по идее, Христом, т.е. Спасителем, его должны называть только верующие). Ответы этого плана были следующие: «Рождение Христа, его жизнь, смерть, воскрешение», «Весть, что скоро родится Иисус» и даже «Когда Мария получила весть о том, что её сын будет от Бога»;

просто вера в Бога, в том числе и «напутствие, совет соблюдать заповеди»;

абстрактное «добро», «надежда», «счастье», «смирение» и т.д.

О воскресении Христа и обетовании вечной жизни не упомянул ни один студент. А между тем, самое простое и самое краткое апостольское благовестие, перевернувшее мир, – «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2 Кор. 4. 14).

 

Как читаем?

На последний вопрос: «Читали ли вы Евангелие, и если «да», что на вас произвело самое большое впечатление и почему?»

31 человек из 86-ти дали утвердительный ответ, но 11 из них этим и ограничились, так и не добавив чего-либо конкретного.

Впечатления остальных 20-ти читавших Евангелие (это каждый четвёртый из анкетируемых) потрясают своим разнообразием. Диапазон ответов от безразличного («к чему забивать свой мозг ненужной информацией?» и «никаких впечатлений») до враждебного «Библия  – очень жестокая книга»); от восторженного («потрясла любовь Бога к людям, у меня такой нет» и «чудеса исцеления») до философского («зачем мы живем?» и «есть жизнь после смерти»), от эксцентричного («сам факт распятия Христа» и «предательство Иуды») до дотошного («язык и стиль»).

В своё время Иосиф Бродский писал: «И среди преступлений этих (против литературы) наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предания книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей».

Потому, читая ответы студентов, мы радовались любому прочтению Евангелия. Например, в реплике «Библия, на мой взгляд, – очень жестокая книга. Бог наказывает множество невиновных людей из-за ошибок единиц. И вообще зачем Бог создал людей такими грешными…» заключены вопросы такой глубины, на которые философы и богословы отвечали столетиями. Это и тема зла в мире, и проблема свободной воли человека, и вопросы о том, как изменился человек после грехопадения, о том, почему мы грешим, почему мы несовершенны. Уверены, что человек, поставивший такие вопросы, сможет найти на них ответы. И мы от всей души всем этого желаем!

Ответы пытались осмыслить Светлана ПАВЛОВА
и Андрей ЗАЯКИН.