Мы не оригинальны в своих опросах. Последнее анкетирование в православном журнале Московского университета «Татьянин День» проводилось с целью выяснить, что читают студенты МГУ, чем руководствуются при выборе литературы, какое влияние оказывают на них прочитанные книги.
Анализ показал, что в студенческом рейтинге самых читаемых книг – Библия, Новый Завет, Евангелие находятся на третьем месте.
Читая результаты опроса студентов ЯГУ, понимаешь, что у них «Книга книг» наверняка оказалась бы в конце списка. Это, в первую очередь, признак серьёзной зависимости, несвободы. Ведь выбирать можно только между тем, что читал, что изучил, что познал в опыте. А если человек просто машет рукой и говорит «не хочу этим голову забивать», он сам себя ограничивает, свою жизнь обедняет. Судя по анкетам, большинство молодых людей ищет совсем других сокровищ. Но ищет. И это обнадёживает.
О своём отношении к Евангелию мы опросили 86 студентов ЯГУ. Ни один из вопросов нашей анкеты не предлагал готовых вариантов ответа. Средний возраст респондентов 19 лет.
О чём мечтаем?
Прежде чем переходить к вопросу о Благой вести, нам было интересно узнать, а какая новость вообще могла бы обрадовать студента больше всего? Результаты вы можете видеть на графике.
Интересно, что мечтающие исключительно о материальном достатке почти стопроцентно не читали Библию.
Радует, что тех, кто задумался прежде всего о счастье ближних, не так уж и мало. Их почти вполовину больше тех, кто ждёт хороших новостей исключительно в отношении себя, любимого. Некоторые не просто задумываются о вечной жизни и втором пришествии Спасителя, но и ждут этого. Хочется надеяться, не только на словах.
Печально, но факт: в тройке лидеров – мечты о материальных благах («высокая стипендия», «бесплатное обучение», «выигрыш в лотерею» и даже «получение в наследство баснословного состояния») и неопределённость («не задумывался», «трудно сказать», «любая»). Впрочем, если учесть, что психологи ненормальным считают как раз отсутствие подобных желаний в этом возрасте, не всё так плохо. Но всё же хочется предостеречь цитатой из великих: «Бойтесь! Мечты сбываются!»
Было бы смешно, когда бы ни было так грустно. «ГРУГЛЫЙ год лета» и «МЕСТО зимы лето» возжелали не будущие работники сельского хозяйства – может, и было бы извинительно, но будущие специалисты того самого «великого и могучего» – филологи!
Что думаем?
На второй вопрос анкеты – Знаете ли вы, в чём суть Евангельского Благовестия? – были получены следующие ответы.
57 человек – 67% – затруднились ответить. При этом шестеро из них Евангелие читали, а некоторые признались, что крещёные.
Остальные опрошенные – 33% – суть Благовестия определили как:
– исторический факт: существование Человека по имени Иисус из Назарета, сына Иосифа (по идее, Христом, т.е. Спасителем, его должны называть только верующие). Ответы этого плана были следующие: «Рождение Христа, его жизнь, смерть, воскрешение», «Весть, что скоро родится Иисус» и даже «Когда Мария получила весть о том, что её сын будет от Бога»;
– просто вера в Бога, в том числе и «напутствие, совет соблюдать заповеди»;
– абстрактное «добро», «надежда», «счастье», «смирение» и т.д.
О воскресении Христа и обетовании вечной жизни не упомянул ни один студент. А между тем, самое простое и самое краткое апостольское благовестие, перевернувшее мир, – «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2 Кор. 4. 14).
Как читаем?
На последний вопрос: «Читали ли вы Евангелие, и если «да», что на вас произвело самое большое впечатление и почему?»
31 человек из 86-ти дали утвердительный ответ, но 11 из них этим и ограничились, так и не добавив чего-либо конкретного.
Впечатления остальных 20-ти читавших Евангелие (это каждый четвёртый из анкетируемых) потрясают своим разнообразием. Диапазон ответов от безразличного («к чему забивать свой мозг ненужной информацией?» и «никаких впечатлений») до враждебного «Библия – очень жестокая книга»); от восторженного («потрясла любовь Бога к людям, у меня такой нет» и «чудеса исцеления») до философского («зачем мы живем?» и «есть жизнь после смерти»), от эксцентричного («сам факт распятия Христа» и «предательство Иуды») до дотошного («язык и стиль»).
В своё время Иосиф Бродский писал: «И среди преступлений этих (против литературы) наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предания книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей».
Потому, читая ответы студентов, мы радовались любому прочтению Евангелия. Например, в реплике «Библия, на мой взгляд, – очень жестокая книга. Бог наказывает множество невиновных людей из-за ошибок единиц. И вообще зачем Бог создал людей такими грешными…» заключены вопросы такой глубины, на которые философы и богословы отвечали столетиями. Это и тема зла в мире, и проблема свободной воли человека, и вопросы о том, как изменился человек после грехопадения, о том, почему мы грешим, почему мы несовершенны. Уверены, что человек, поставивший такие вопросы, сможет найти на них ответы. И мы от всей души всем этого желаем!
Ответы пытались осмыслить Светлана ПАВЛОВА
и Андрей ЗАЯКИН.