Долг платежом не красен

21_2008_112_m
Авторы:


Откровение, Самое главное
Темы: , , .

42 Эйигиттэн көрдөһөөччүгэ биэр, иэс көрдөөччүттэн киэр хайыһыма.

Матфейтан сибэтиэй Евангелие, 5-с түһ.

 

В «дохристианский» период своей жизни я редко отказывала, когда просили дать денег взаймы, и никогда не потребовала бы долг вернуть, никогда о нём не напомнила бы, но при этом где-то в подсознании занозой сидела мысль: «N должен мне столько-то». Помню, в Москве в студенческую пору (я приехала туда на зимние каникулы) подружка одолжила у меня 10 руб. на гамбургер (по нынешним ценам – рублей 40). И я отчётливо помню мысль: «Регина должна мне 10 рублей». А когда она где-то через полгода на каникулах в Якутске вернула их мне, мой внутренний счётчик зафиксировал: «Теперь Регина мне не должна».

Однажды из Санкт-Петербурга в Москву к нам приехала ещё одна подруга (тоже бывшая одноклассница). Мы проболтали до вечера и поехали из Мытищ провожать Катю на Ленинградский вокзал. Но… когда мы туда добрались, нам осталось лишь помахать вслед уже отошедшему поезду. Бедная Катя изрекла: «Оказывается, такое и вправду бывает». Денег у неё больше не было. Зато имелись у меня, и я дала ей взаймы. Билет взяли на следующее утро. Мой мозг опять отметил: «Катя должна мне столько-то». И когда по возвращении в Якутск мне позвонила её мама с просьбой зайти за долгом, в голове зафиксировалось: «Катя больше не должна». А получив эти деньги, я почувствовала глубокое удовлетворение. Повторю, что сама о долге напоминать бы не стала.

Позднее, когда я начала читать Евангелие, меня зацепили слова: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5, 42). То есть не проси денег назад: если вернут – хорошо, не вернут – и не надо. Вроде бы и раньше я поступала именно так. Но только по внешним признакам. Моё же внутреннее отношение к деньгам было далеко не евангельское. К тому же одолевал вопрос: всем людям надо подавать или нет и когда это «нет» оправдано. Ведь сказано: «просящему дай» без комментариев типа «достойному просящему» или «нуждающемуся». Так ведь нет, именно – тому, кто просит.

Но, с другой стороны, «на водку подавать грех», а молодой должен зарабатывать сам. Однажды в районе 4-го магазина мне попалась на глаза гневная листовка, пестрящая цитатами из Священного Писания, прочитав которую, я прямо перепугалась. Листовка утверждала: подашь не тому, кому надо, он потратится не на то, что нужно, и будешь ты гореть в аду синим пламенем заодно с этим человеком целую вечность.

Как разобраться неофиту: то ли подавать всем без разбору, то ли лишний раз этого не делать, а то ещё в ад попадёшь?

В конце концов, ответ я получила. К этому времени мой внутренний счётчик перестал работать.

Однажды знакомый попросил у меня взаймы 500 рублей. По всем признакам нужно было ему отказать. Во-первых, он в расцвете сил и здоровья. Во-вторых, я сижу с маленьким ребёнком и немного подрабатываю. В-третьих, знаю точно, что не вернёт. Не развращу ли я его своим согласием? Думаю: «Надо проверить. Дам деньги. Если сделала неправильно, почувствую». Дала, ничего плохого не ощутила. А в этот же день родственник принёс мне две тысячи. И я решила: «Наверное, я сделала правильно».

Спустя два месяца опять обращается ко мне этот человек: «Одолжи 500 рублей». Они у меня были, но последние! Я подумала и отказала, объяснив ситуацию. «А, ладно. Извини», – ответил он. В этот же день мой родственник снова принёс пару тысяч. Я была потрясена: «Вот маловерная! Господь же не оставил бы! Надо было дать».

Ещё через пару месяцев накануне Пасхи опять звонит тот же человек и просит взаймы: «Сегодня к сыну иду, подарок не на что купить». Уже не сомневаясь, я дала ему полтысячи и совсем не удивилась, когда через несколько часов мой родственник принёс мне две.

Больше этот знакомый денег у меня не занимал. Добрый родственник вышел на пенсию, я – на работу.

Чуть позже мне попались изречения святого Амвросия Оптинского: «Просящему дай, даже если он подъехал к тебе на коне» (по-нашему – на «Мерседесе»). Ещё он говорил, что, подавая человеку деньги, ты не несёшь ответственности за то, как он ими распорядится.

И вообще поступок считается плохим или хорошим в зависимости от мотива, по которому ты его совершил. Можно ведь и один рубль подать с сердечным участием, а можно – сто с презрением.

Каждый конкретный случай уникален, и всегда нужно прислушиваться к сердцу. А если вдруг ты почувствовал, что поступил неправильно, для этого существуют покаяние и исповедь.

 

Екатерина СОФРОНЕЕВА