Өлбүттэр тустарыгар үҥүү. Молитва за усопших

Авторы:


Самое главное, Сахалыы
Темы: , , , , , , .
38 Таҥара өлбүттэр Таҥаралара буолбатах, тыыннаахтар Таҥаралара.
Лукаттан сибэтиэй Евангелие,  20-с түһ.

Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим!

За каждым богослужением православной Церкви звучит это странное, на первый взгляд, прошение: люди молятся о своей смерти! Как это возможно? Но ведь мы все знаем совершенно точно, что миг расставания души и тела наступит неизбежно. Разве нам не всё равно, в каких обстоятельствах это произойдёт? Как нам будет там, за порогом смерти? С чем предстанем мы перед Богом? Смерть – не конец, это лишь переход из жизни временной, земной, в Вечность.

Христиане верят в это, вот почему на Радоницу, во вторник второй седмицы после Пасхи, следуя примеру Господа, сошедшего во ад, они идут на могилы родных и близких, чтобы возвестить им пасхальную радость. Только, к сожалению, часто, вместо молитвенной поддержки усопших, память их оскверняется водкой. Борис Чичибабин (Господи, помяни раба Твоего Бориса!) без­жалостно описал смерть, как она предстаёт неверующим:

Как мало в жизни светлых дней,
Как чёрных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да смерть – и та! – нейдёт им впрок,
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрёк
Алчбе и сраму.

Диакон Андрей Кураев говорит, что никакие отговорки не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем до­рогу к родительским могилам. Пушкин (Упокой, Господи, душу раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл «любовь к отеческим гробам». И молитва об ушедших – это не требование церковной дисциплины, это потреб­ность сердца: помолись!!!

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и не­вольная, и даруй им Царствие Небесное.

Уоскут, Айыы Тойон, өлбүт кулуттарыҥ дууһаларын: төрөппүттэрбин, бииргэ төрөөбүттэрбин, миэхэ үтүөнү оҥорбут дьону (барыларын ааттара) уонна бары православнай христианнар дууһаларын, кинилэр билэ-билэ дуу, билбэккэ дуу оҥорбут аньыыларын барытын бырастын гын, итиэннэ кинилэргэ Халлааннааҕы Саарыстыбаны бэлэхтээ[1].

 Протестанты призывают молиться только за живых. Что ж, и православная Церковь зовёт к тому же! «Мы не молимся ни о мёртвых душах (таковых нет), ни о мёртвых телах (это бесполезно). Мы молимся за живых, ибо для Бога нет умерших. У Него все живы (Лк. 20, 38), и потому живём ли или умираем – всегда Господни (Рим. 4, 8). Мы твёрдо веруем, что умирает и разлагается в человеке только тело. Душа же (грешная или праведная) продолжает своё сознательное существование», – пишет священник Вячеслав Рубский.

Господь говорит: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11, 26). Усопшие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми её чадами. Отпуще­ние грехов возможно и в загробной жизни. Это видно из слов Спасителя: «Всякий грех и хула простятся человекам; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12, 31-32). В Апокалипсисе говорится, что Господь Иисус Христос имеет ключи ада и смерти (Апок.1, 17-18), следовательно, Он может отверзать за­поры адовы и освобождать оттуда грешников.

Молитва, кладбище

Господь милосерден, Он никогда не оставит без ответа искреннюю молитву, ведь она выражает нашу любовь, к которой Христос нас призвал. По нашим молитвам усопшие могут получить облегчение, прощение и спасение в вечной жизни. Но и они в Царствии Небесном молятся за нас, помогая нам в земной жизни.

Поминать усопших можно дома, читая молитву за упокой родных и близких, и, конечно, в церкви, поставив свечу в особом месте, называемом кануном.

И в храме, и на кладбище служатся панихиды – в дни общего поминовения усопших и частным порядком (особенно на 9-й и 40-й день). В состав панихиды входит краткое заупокойное богослужение – лития, которая может служиться самостоятельно. Хорошо заказать Сорокоуст – церковное поминовение умершего в течение сорока дней после кончины.

Особенно же, как учат святые отцы, полезно для усопших поминовение их за Литургией. Но важно не просто подать в храме записку с именем умершего, а вместе со всеми священнослужителями и прихожанами помолиться самому. «В контексте Божественной литургии наши усопшие живы не только объективно, потому что мы знаем, что Бог – не Бог мёртвых, а Бог живых (Лк. 13, 38); в Литургии мы сами переходим в ту вечность, где они находятся, если только мы сливаемся с тайной того, что совершается в ней. И это так дивно: что уже на земле, не ожидая какого-то будущего, благодаря тому, что в Боге все живы, в тот момент, когда мы погружаемся в Бога, мы находимся и в вечной жизни вместе с теми, которых мы любим на земле и продолжаем любить в разлуке», – говорил митрополит Антоний Сурожский (Царство ему Небесное!).

Часто спрашивают, можно ли молиться за некрещёных? Мы должны молиться за нецерковных близких людей дома – келейно. Но на молитве в храме, на молитве родительских суббот, на поминовении усопших Церковь их не поминает. Записки об упокоении некрещёных не подают ни на Литургию, ни на панихиду. Не должно бескровную жертву приносить за человека, который сам себя отверг от Христа. Впрочем, на литии священник может помолиться даже за некрещёных. И личная молитва в храме не возбраняется.

Кстати, в нашей Церкви есть замечательный святой – мученик Уар, которому Богом дано дерзновение молиться за тех, кто умер некрещёным. Канон святому Уару можно читать дома.

«Об усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился», – учил св. Иоанн Кронштадтский. Молитесь и верьте. Ибо сказал Господь: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22).

Марина ГОРИНОВА

На заставке фото Николая Дьяконова

[1] Перевод Елены Ильиничны Сидоровой.