Миссия не окончена

Якутские святители

Авторы:


Небесное отечество, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , , .

Встреча

На Светлой седмице 2007 года в Якутске произошло изумительное духовное событие: в столицу Республики Саха почти одновременно, с интервалом в пару часов, прибыли два её архипастыря, два святителя Иннокентия – Иркутский и Московский. Хотя об этом их свидании никто не договаривался. Епископ Якутский и Ленский Зосима подметил: «Два наших святителя встретились».

Тот, кто хоть немного знает историю Якутского края, удивится – ведь святитель Иннокентий, епископ Иркутский, возглавлял свою епархию, включавшую тогда и Якутский округ с 1727 по 1731 год. А святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополи­т Московский и Коломенский, просветитель народов Аляски, Якутии и Дальнего Востока, духовно окормлял якутян с 1852 года, когда Якутская область была присоединена к Камчатской епархии.

XVIII век, XIX, XXI… В Церкви Божией, православной, нет границ ни во времени, ни в пространстве. Мы молитвенно общаемся и с теми, кто уже перешёл в Вечность, и с теми, кто находится за тысячи километров. Но не только молитвенно. Мощи – нетленные останки святых – не перестают излучать благодать и силу Божию, которые угодники Христовы несли при жизни. Ведь тело не менее свято, чем душа и дух. А поскольку сила Божия неделима, она одинаково присуща всем, даже самым маленьким частицам мощей. По нашей молитве эта благодать может нам содействовать и помогать. Точно так же происходит с почитанием икон: мы поклоняемся изображённому на них святому, а он, как и при жизни, доносит до Бога нашу молитву и наше целование.

Так вот, 4 апреля в г. Якутск была привезена икона с частицей мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (ок. 1680 – 1731) и ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополи­та Московского и Коломенского (1797 – 1879). Святыни торжественно встретили в Преображенском соборе духовенство и прихожане. А после молебна все получили возможность приложиться к образу и ковчежцу с мощами и ощутить на себе действие Божией благодати.

 

Святитель Иннокентий Иркутский

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

Соборное послание святого апостола Иакова. Гл. 1

2-3 Бырааттарыам, итэҕэлгитин тургутуу тулууру үөскэтэрин билэн туран, эһигини холоон көрөр араас ыарахаттар күһэйдэхтэринэ, ону барытын улуу үөрүүнэн көрсөр буолуҥ. 4 Эһиги бары өттүнэн ситэн-хотон, туох да итэҕэһэ суох буоларгыт туһугар, тулууургутун тиһэҕэр тиийэ мүччүрүтүө суохтааххыт.

Сибэтиэй Иаков апостол илдьит суруга. 1-ы түһ.

 

Всё началось с того, что православная община посёлка Батагай, которая носит имя святителя Иннокентия Иркутского, вместе со священником Никольского храма г. Якутска Михаилом Павловым, окормляющим её с 1998 года, написали прошение епископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму о том, чтобы он благословил передать батагайцам частицу мощей их небесного покровителя. Ещё до революции святитель Иннокентий хранил своими молитвами Верхоянье. Недалеко от Верхоянска, в посёлке Дулгалах, находился храм в честь этого святого.

19_2007_9_4_shemetov

Епископ Якутский Зосима передал это прошение владыке Вадиму, который возглавляет действующее в Иркутске братство во имя свт. Иннокентия Иркутского, куда входят прихожане и духовенство. Братчики откликнулись на просьбу якутян всем сердцем. Их силами специально для батагайцев бесплатно была написана икона сибирского святителя. В неё вложили частицу его святых мощей.

За неделю до Пасхи отец Михаил полетел в Иркутск за подарком. В Великий понедельник страстной седмицы в Знаменском кафедральном соборе у мощей святителя Иннокентия был отслужен молебен, образ освятили, и секретарь Иркутской епархии иеромонах Максимилиан официально передал его нашему священнику для батагайской общины.

Так святитель Иннокентий, первый правящий архиерей Восточной Сибири, впервые отправился на встречу к своей северной пастве. Ведь когда пришло высочайшее повеление «быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским», именно усилиями владыки Иннокентия в новую епархию был включён Якутский округ. Он проповедовал Слово Божие бурятам, монголам и тунгусам, обращая к святой Церкви язычников не только семьями – целыми стойбищами. И хотя до краёв наших епископ Иннокентий никогда не доезжал, якуты были частью его паствы. Святитель не только молился за своих духовных чад, он просвещал тех, кто приезжал в Иркутск на ярмарки.

Это был необыкновенный человек. По преданию, родился он в Малороссии, в Черниговской губернии, в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода, окончил училище в Киевском Братском монастыре, затем духовную академию и принял монашеский постриг. Примерно в 1706 – 1708 годах благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург на должность обер-иеромонаха во флоте.

Государь Пётр I пожелал образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию. В 1721 году иеромонах Иннокентий был рукоположен во епископа и поставлен во главе Китайской Миссии. Однако император Китая отказался принять его в Пекине. В продолжение нескольких лет, пока велись переговоры, епископ Иннокентий жил в Иркутске и Селенгинске. Жалованье ему выплачивать прекратили, и он со своими сотрудниками страшно бедствовал. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях. Но апостольского служения не оставил: проповедовал разноплеменным народам Сибири, да и русские нуждались в укреплении веры.

И хотя при Екатерине I он стал епископом Иркутским, по странному недосмотру Сената не получал жалования и терпел крайнюю нужду до самой смерти. Жил святитель в Вознесенском монастыре, строго подчиняясь уставу и требуя того же от братии. Днём исполнял святительский долг, помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам читал творения святых отцов, писал проповеди, пастырские послания, молился и шил для учеников обувь (чарки). Несмотря на болезненность, владыка Иннокентий носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой. Ещё он имел обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырёх сторон.

19_2007_9_3_shemetov

Архипастырь добрый ни на мгновение не оставлял главного дела – проповеди Слова Божия. Физические немощи, лишения и обиды, которые епископ терпел от людей, не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. В его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. Святитель открыл славяно-русскую школу для всех сословий.

В трудах и лишениях Преосвященный Иннокентий обрёл духовную твёрдость, смирение, прозорливость. Суровый климат и непосильный труд подорвали его здоровье, и  в 1731 году он скончался.

В 1764-ом тело его обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, на могиле епископа Иннокентия, но и в отдалённых местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к его прославлению.

В Сибири святителя Иннокентия Иркутского почитали наравне с Николаем Чудотворцем. И в Якутии его всегда любили.

5 декабря 1892 года епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Якимов), освящая выселок прокажённых в Вилюйске, после того как больные исповедались и причастились, для поднятия их упадшего в скорбях и печалях духа сказал: «Благословляю вас иконою святителя Иннокентия Иркутскаго Чудотворца, нашего теплого молитвенника и ходатая пред Богом. Он телом своим почивает в Иркутской Вознесенской обители и от раки мощей своих источает обильныя исцеления притекающих к нему с верою. Молитесь и вы Угоднику Божию Иннокентию, покровителю Сибирских стран, и он подаст вам утешение в страданиях ваших и исцеление от недугов душевных и телесных…»

И в XXI веке якутяне, как будто расслышав эти слова, шли в Никольский храм г. Якутска, где икона святителя Иннокентия пребывала после встречи в Преображенском соборе, чтобы приложиться с молитвой к частице его мощей, попросить помощи у Чудотворца.

16 апреля отец Михаил вылетел со святым образом в Батагай. Люди встречали его возле самолёта. «Конечно, там прихожан не так много, как в Якутске, – рассказывает батюшка, – но всё же это было событие не только для прихода, но и для всего посёлка. Мы отслужили молебен с Акафистом, все прикладывались к иконе с благоговением».

Теперь она будет пребывать в батагайском храме, точнее, молитвенном доме, потому что настоящего храма в Батагае нет. Оказывается, есть церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского в Крыму, на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре в его честь освящён предел, а у нас, в Якутии, его храма нет. Но будем надеяться, что молитвами святителя появится.

19_2007_9_5_shemetov

«Мощи святых – проводник благодати Божией, они ограждают храм, град, край, – говорит отец Михаил. – Господь через святых благословляет место, где они пребывают. Так что батагайцы обрели верного защитника, попечителя, ходатая перед Господом. Причём по своим молитвам. Больше года, каждый день, молились они святителю Иннокентию, по очереди читали ему Акафист. И молитва их была услышана. Это милость Божия – такой подарок. Надеюсь, и впредь Божия милость будет изливаться на Верхоянье молитвами святителя Иннокентия Иркутского».

 

Иннокентьевские церкви Якутской епархии

По данным якутского архивиста, кандидата исторических наук Инны Игоревны Юргановой («Церкви Якутии. Краткая история». 2004 г.) в республике к 1919 году было 18 церквей, освящённых в честь святителя Иннокентия Иркутского:

г. Якутск

Иннокентьевская при Якутском реальном училище – домовая

Якутский округ:

Бясь-Кельская Иннокентьевская
Холгуминская Иннокентьевская

Верхоянский округ:

Дулгалахская Иннокентьевская

Вилюйский округ:

Даллырская Иннокентьевская
Кобяйская Иннокентьевская
Таркайская Иннокентьевская
Тойбохойская Иннокентьевская
Мегежекская Иннокентьевская
Чукарская Иннокентьевская церковь

Колымский округ:

Енженская Иннокентьевская
Сень-Кельский Иннокентьевский миссионерский стан Чукотской миссии

Олекминский округ:

Берденская Иннокентьевская
Иннокентьевская приисковая
Воронцово-Иннокентьевская приисковая – приписная
Иннокентьевская приисковая (на Полезном прииске) – приписная
Николо-Иннокентьевская приисковая – приписная

Охотский уезд:

Инская Николо-Иннокентьевская

Сейчас в республике не осталось ни одного храма в честь святителя Иннокентия Иркутского.

 

Святитель Иннокентий Московский

 

20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. 21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

Первое соборное послание святого апостола Петра. Гл. 2

20 Оҥорбут буруйгут иһин кырбанаргытын тулуйар буоллаххытына, эһиэхэ туох хайҕала кэлиэхтээҕий? Оттон үтүөнү оҥоро сылдьан эрэйдэнэргитин тулуйар буоллаххытына,Таҥара алгыһын ылыаххыт. 21 Таҥара эһигини тулуурдаах буоларга ыҥырбыта,

тоҕо диэтэххэ, Христос эмиэ, Кини суолунан барарбыт туһугар биһиэхэ холобур

көрдөрөн,биһиги туспутугар эрэйдэммитэ.

Сибэтиэй Петр апостол бастакы илдьит суруга. 2-с түһ.

 

Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) всегда очень почитал своего предшественника, святителя Иннокентия Иркутского, тем более, что родом был из села Ангинского Иркутской епархии. И учился Ваня Попов-Вениаминов (будущий митрополит Иннокентий) в Иркутской семинарии, преобразованной из школы, созданной некогда епископом Иннокентием, и начинал священническое служение отец Иоанн в Иркутске, и в монашестве был наречён в честь него – святителя Иннокентия Иркутского. С той минуты монах Иннокентий (Вениаминов) имел своим новым Ангелом именно того святого, кому молился многие годы, прося помощи в своих миссионерских трудах.

19_2007_9_2

Молодым священником святитель Иннокентий покинул родину и отправился совершать служение в отдалённых краях Российской Империи. Суровость природы и неустроенность быта, малопонятные нравы чужого народа – вот что ждало его на новом месте. Однако все эти трудности не пугали его. Он был путешественником, штурманом, историком, переводчиком, первопроходцем новых земель, основателем городов и строителем храмов. Расстояния, которые он преодолевал по морю и по суше, измерялись тысячами вёрст. Но цель этих путешествий была не в том, чтобы посмотреть мир, а в том, чтобы указать людям путь к Богу.

Апостол Америки и Сибири своё благовестие пронёс «даже до края земли»: на Алеутские острова (с 1823 г.) на шести наречиях местных племён (в 1833 году святитель Иннокентий написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное»); на о. Ситху (с 1834 г.), коренным обитателям острова – колошам (тлинкитам); в отдалённейшие селения обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); корякам, чукчам, тунгусам, якутам, юкагирам в Якутском крае (с 1853 г.); в Северной Америке (с 1857 г.); в Амурском и Уссурийском крае (с 1860 г.).

В 1852-ом Якутская область была отчислена к Камчатской епархии, и г. Якутск стал резиденцией святителя Иннокентия. Он жил в Якутске недолго, до 1860 года, но сделал для народов Якутии столько, что приходится удивляться способностям человеческим. Жизнь его – яркий пример того, что самая незаурядная личность, даже такая, какой был святой Иннокентий, имевший феноменальные способности к языкам и наукам, а главное, большое, полное любви сердце, способна на подвиги, превосходящие любую человеческую фантазию, если творит дела с верой в Бога и в соответствии с волей Господа.

Святитель Иннокентий предпринял поистине ти­танические усилия, чтобы Слово Христа было услышано в Якутии: он переводил книги Священного Писания на якутский и тунгусский языки, созидал храмы, открывал и благо­устраивал приходы, цер­ковно-приходские школы, занимался призрением сирот. К 1865 году в епархии насчитывалось уже 65 церквей (не считая монастырских) и 80 часовен. В 1857 – 1859 годах были изданы 8 книг, в том числе «Священное Евангелие на якутском языке», «Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиреем Д.Хитровым» и другие. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком Собо­ре впервые состоялась торжественная литургия на якутском языке.

Он не жалел ни ног своих, ни своего сердца в деле христианского просвещения народов Аляски, Якутии и Дальнего Востока, и люди чувствовали это. Вот что пишет святитель митрополиту Филарету в 1854 году: «С 9 января по 26 февраля я путешествовал по Якутской области, для обозрения церквей. Усердием якутов ко мне и, можно сказать, пламенным желанием видеть меня, для того чтобы принять благословение через меня, я чрезвычайно утешался. Доказательством первому служит то, что они более чем на 300 вёрст расчистили дорогу для проезда моего, а последнему – то, что они задолго и с неблизких мест собирались на те станции, где я должен был останавливаться для перемены лошадей, и именно для того, чтобы принять мое благословение, и приняв оное, крестились и благодарили Бога за то».

Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 1868 по 1879 гг.). Но и будучи митрополитом Московским и Коломенским, он не забывал свою северную паству. Благодаря его усилиям в 1870 году была учреждена самостоятельная Якутская епархия.

19_2007_9_6_shemetovСвятитель Иннокентий имел дух святой любви и к своему делу и к тем людям, которым он нёс проповедь о Христе. В своём «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру» он писал: «Христианство есть потребность, удовлетворение и утешение преимущественно сердца, а не одного ума; и потому в преподавании учения веры надобно стараться действовать более на сердце, нежели на ум. Любопытство ума ненасытимо. Но кто сердцем восчувствует потребность веры, вкусит и утешения ея: тот примет её скоро и удобно, и она в нём будет не бесплодна. Но чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца».

Он говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих». Своей избыточествующей верой и любовью святитель делился со своими чадами не только при жизни.

6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви (в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке) митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых.

Естественно было желание верующих якутян иметь частицу святых мощей человека, так много сделавшего для их родного города и края. И вот епископ Якутский и Ленский Зосима в год 210-летия со дня рождения святителя обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с этой просьбой. Святейший благословил, и в Троице-Сергиевой Лавре частица десницы была уложена в специальный ковчег. 2 апреля в Даниловом монастыре мощевик передали иеродиакону Ефрему (Пашкову), заведующему канцелярией Якутского епархиального управления. И 4 апреля частица правой руки, благословлявшей некогда якутян, была торжественно встречена в Преображенском соборе.

А потом, как водится, святитель Иннокентий отправился вместе с владыкой Зосимой в очередное путешествие по западным приходам Якутии. К его святым мощам смогли приложиться прихожане Ленска, Мирного, Удачного, Айхала.

В 2007 году прошло множество мероприятий, посвящённых юбилею святителя. Осмысливая те, что проводились за десять лет перед тем, Валерий Качаев писал: «Когда в 1870 г. в Москву прибыла делегация алеутов, их старый знакомый отец Иоанн был уже митрополитом Московским Иннокентием, первоиерархом Русской Православной Церкви. Они прибыли “единственно затем, чтобы полюбоваться на своего просветителя и принести поклон и признательность от своих собратьев”… Мне довелось встречать потомков тех алеутов в Якутском Никольском кафедральном соборе в сентябре 1997 г. Это были самые набожные участники проходившей в Якутске Международной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия. В отличие от других, они старательно посещали все богослужения, прежде всего, всенощные, с радостью приняли участие в Крестном ходе по г. Якутску. Конечно, мы видели уже не тех алеутов, которых учил святитель Иннокентий. Перед нами были современные американцы, может быть, в чём-то даже более цивилизованные, чем мы, но такие же православные… Они сохранили храмы, построенные Иннокентием, а у нас они оказались разрушенными. Рассказывали, что во время второй мировой войны они согласились переехать с островов на материк из-за опасности высадки японского десанта при условии, что на материк также перевезут их церкви. Желание было исполнено. Затем состоялся обратный переезд людей и их храмов. Слушаешь такое, как сказку».

Дай Бог и нам сохранить до конца своих дней веру в Бога и память о двух святителях, двух миссионерах. Их миссия на нашей Якутской земле не окончена.

 

Ирина ДМИТРИЕВА