Могут ли холерики жить без этого?

Азартные игры и темперамент, ответ священника
Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , , , .
На вопросы студентов педагогического колледжа №2 г. Якутска отвечает священник Михаил ЗАЙЦЕВ.
Священник Михаил Зайцев

Священник Михаил Зайцев

– Как Церковь относится к людям с природными хитросплетениями: когда мужчина рождается с женской конституцией тела и женскими манерами, а женщина – с грубыми чертами?

– Рождение с какими-то чертами и с какими-то отклонениями – вещи разные. Я больше скажу: все люди рождаются с какими-то отклонениями – физическими, духовными, интеллектуальными. В том-то и заключается смысл спасения, чтобы мы боролись с этими отклонениями, с повреждённой своей природой.

Что стоит за этим вопросом? Ложное рассуждение: раз есть некая предрасположенность, пусть так и живут – пол меняют, например. Простите, кто-то от природы хочет убивать других, потому что они ему мешают. Тогда, если исходить из этой логики, – нельзя винить такого человека. Ну хочет он ударить молотком по голове, когда ему под горячую руку кто-то попадёт – он от природы такой – наследственность… Абсурд. Все эти вопросы мы задаём потому, что себя не знаем. Слишком много у нас отклонений, и если мы будем им потакать, они вырастут до чего-то ужасного.

Но нет той страсти, которую человек в себе не мог бы победить с помощью Бога. Например, преподобная Сара двадцать пять лет жила в келье и всё это время её мучил бес блуда. Можно было бы сказать, что женщина просто от природы склонна к этим вещам – физиология у неё такая. Но она победила страсть и стала святой. Причём ни разу не попросила Бога, чтобы Он отнял у неё этот грех, она говорила: «Дай мне силы преодолеть себя».

Вопрос в том, хотим ли мы со своими грехами бороться? Кому-то хочется напиться – он борется, а другой говорит: «Ну, что делать, жизнь такая, у меня склонность!» Это эгоизм, гордыня, трусость.

– Допускает ли Бог современные достижения для комфортности и удобства жизни? Ведь Он требовал раньше аскетизма?

– Во-первых, я не знаю, где Бог требовал аскетизма. А во-вторых, с чего взято, что Бог что-то даёт или допускает? Нигде не сказано, что человек должен купаться в роскоши, и нигде не сказано, что человек обязан пребывать в каком-то лишении. Не аскетизма требовал Бог. Господь вообще не требует. Он нам советует, как надо правильно жить. Должна быть норма, которая определяется внутренним духовным состоянием каждого.

Если вы внимательно почитаете Святое Писание, то там всё время очень тонко мы направляемся по золотому пути – но для каждого он разный. Где-то говорится, что надо воздерживаться от вина, где-то, – что надо его пить, кому-то говорится, что надо заботиться о семье, кому-то, – что надо семью оставить. Вопрос не в том, кто что кому даёт, а как нам к данности относиться.

Я знаю людей состоятельных, которые близки к Богу, и знаю людей, живущих в нищете, которые озлоблены. И наоборот. Иоанн Златоуст говорил: «Ты можешь обладать всем миром. Мир не должен тобой обладать». Но мы все прекрасно знаем, что излишества никогда не созидают. Поэтому определите свою меру, а Богу нужна только наша искренность в желании стать лучше.

– Как Бог делит людей: Он же не допускает азартных игр, авантюризма, а ведь холерики не могут жить без этого, в то время как меланхолики пребывают в тоске, хотя Бог её не допускает. Как находят решение в таких случаях?

– Бог вообще здесь не при чём. Я проиграл всё имущество моей семьи, потому что я холерик, – это абсурд. Нам всем в голову приходят нездоровые идеи, порой хочется сделать гадость близкому, потому что он досадил, но кто-то делает, а кто-то нет. Предрасположенность есть, но человек всегда может уйти от этого с помощью Божией. У нас есть замечательные примеры святых, которые уходили от большего, чем игра в карты (как это было с Достоевским).

Мария Магдалина, женщина, одержимая семью бесами (Лк. 16, 9), – кем стала? Ей первой Воскресший Христос явился. А Мария Египетская? Как её блудный бес мучил – она просто болела этим, и какой великой святости достигла! Возьмите апостола Матфея – корыстный был человек, мытарь, налоги собирал, имение себе нажил, а кем стал? Он первым написал Евангелие!

За всем этим что кроется? Мы ленивы, трусливы, хотим, чтобы кто-то за нас какие-то проблемки решал. И ещё мы хотим в любой ситуации выглядеть красиво. Сделаешь гадость – и убеждаешь себя, что это оправдано чем-то. Придёте вы ко мне, а я в гневе вас табуреткой – по голове: «Ну, простите, конституция такая». Так, что ли? На самом деле всё просто. Надо по совести жить.

– Говорят, Бог определяет всю нашу судьбу за нас. Почему?

– Нет. Это фатализм. Он чужд христианству. Бог участвует в нашей жизни – активно! – но всегда оставляет за нами последний выбор.

Ну, допустим, человек остался на острове, который топит. Господь ему присылает лодку, говорит: «Садись», но если тот начнёт прыгать в бурлящую речку, Бог его держать не станет, если человек захочет остаться на острове и утонуть, Он его силой в лодку не потащит.

Господь всю судьбу не определяет – Бог в нас без нас ничего не делает. Он спасает нас не без нашего участия.

– Я не крещена, но верю в Бога, могу ли я попасть в рай?

– Для начала, надо разобраться – в какого Бога ты веришь, какого рая ищешь? Если ты говоришь о христианском Боге, то в этом состоянии – нет. Есть чёткие слова Спасителя в последней главе Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет». Это христианская позиция. Есть другие мнения, но к христианству они отношения не имеют.

Подготовила Марина ГОРИНОВА

На заставке фото Валерия Баева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *