Почему болеют святые

23_2009_10_m
Авторы:


Наедине со всеми, Самое главное
Темы: , , , , , .

 

Ирина, ладно мы с вами, но почему болеют святые? За что их-то наказывает Бог?

Юра

 

Ирина ДМИТРИЕВА, редактор:

Юра, в православии вопрос «за что?» не актуален. Разумнее искать ответ на вопрос «для чего?» По поводу «наказания» тоже не всё так просто. То, что грешный человек воспринимает как кару Господню, для святого – милость Божия, проявление Его любви к нему.

Болезнь и немощь – удел не только больших грешников. «Более того, – писал учёный-химик и богослов Н.Е. Пестов, – слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого Духа». Но я не дерзну отвечать на Ваш вопрос, а попробую переадресовать самим святым. Что они-то говорят по этому поводу?

Святитель Тихон Задонский учил: «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу,.. [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от неё усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы,.. так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Преподобный Варсонофий Великий советовал: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки?» О себе святой пишет так: «Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть – не знаю».

Святитель Григорий Богослов говорил: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше».

А ещё очень важно свидетельство врача и пастыря, который не причислен к лику святых (жил совсем недавно – 1914-2003 гг.), но многие современники не сомневаются в его святости. Митрополит Антоний Сурожский, автор книги «Жизнь. Болезнь. Смерть», знал об этих предметах не понаслышке. Он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны, служил хирургом во французской армии, а в период немецкой оккупации – врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству. На его руках умирали во Франции русские эмигранты первой волны, в Англии он проводил в последний путь среди множества православного народа родную мать. Подвижник, аскет, сам тяжко болел в последние годы жизни. В своей проповеди «О болезнях» владыка Антоний так ответил на этот вопрос:

«Но почему болеют святые? Почему они, как бы вкраплённые в Божию благодать, могут болеть?.. Тут другой момент, тот же самый момент, который является перед нами в страшные минуты распятия Христа и Его смерти. Святой несёт на себе крест всей земли, святой – это человек, который вместе со Христом несёт на себе последствия человеческого греха. Я вспоминаю сейчас одного валаамца. Он был послушником в течение пятидесяти лет, на работах потерял ногу, был уже стариком, когда его встретил отец Афанасий, посетивший тогда Валаам в поисках духовной жизни. Он спросил этого старика: “Скажи, почему ты, после пятидесяти лет, не принимаешь пострига, остаёшься послушником?” И тот ответил: “Я не готов. Я не научился сострадать и плакать плачем всея земли”. Вот почему и святой может болеть, может страдать: потому что умеет сострадать, разделять страдание и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всей земли».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *