Реклама – это… религиозная традиция?

11_2005_14_m
Авторы:


Чистая вода
Темы: , .

В ноябре прошлого года на улицах Москвы появились рекламные щиты, на которых красовались уже привычные глазу рекламные слоганы с краткими указаниями на первоисточник, оказавшийся для большинства полной неожиданностью.

Миссионерский проект «Иконичность», получивший благословение митрополита Климента, был реализован при поддержке правительства столицы. Это был аналитический взгляд верующих людей на современную рекламу. Смысл, на первый взгляд, странного мероприятия объяснил один из его инициаторов Сергей Чапнин, редактор «Московского церковного вестника», исполнительный директор фестиваля «Вера и слово»: «Мы говорим о том, что современная культура активно использует высокий, нередко даже богословский язык священного – для рекламы самых обычных товаров и услуг. Если мы глазами христианина внимательно посмотрим на слоганы, которые используются в телевизионных роликах и на рекламных щитах, то это не может не вызвать по крайней мере недоумения. Вот слоган фирмы, которая производит сковородки: «Ты всегда думаешь о нас». Да, это известная фирма «Тефаль». Но не сковородки же о нас думают! Есть лишь Один Тот, Кто всегда думает о нас».

Действительно, не «Тефаль» думает о нас, и не «Мегафон» утверждает об ответственности личности: «Будущее зависит от тебя». Это Господь Вседержитель через Святое Писание открывает человеку глубокий смысл жизни. Неужели свобода дана нам Богом для того, чтобы правильно выбрать пиво? «Свобода выбирать пиво «Сокол» для себя гораздо важнее просто его, просто меня или просто тебя» – зомбирует реклама. Но если пиво для нас важнее другого человека, важнее себя самого, тогда грош цена нашей жизни. Стоит ли беречь ТАКУЮ жизнь – и свою, и чужую?

«Подобных примеров множество… У нас похищают наши религиозные образы и символы, используют их в коммерческих целях, мы чувствуем это, мы переживаем, но молчим», – негодует Сергей Чапнин.

Как ни парадоксально, но реклама в современном обществе претендует на то, чтобы быть религиозной традицией. Когда образы и прямые цитаты из Священного Писания, традиции церковного Предания явно или скрыто употребляют в определённом меркантильном контексте, заведомо их искажают, происходит явная подмена ценностей, «погружение в святое без Бога», деформация сознания.

«Если говорить о последствиях такой деструктивной рекламы, очевидно, что она на глубинном уровне подменяет язык, понятия, стирая границы между ложью и правдой, добром и злом, – говорит С. Чапнин. – Представленный проект наглядно иллюстрирует имитацию духовной традиции, технологию процесса подмены ценностей, происходящие на наших глазах. Очевидно, что это ещё одна информационная война, следовательно, ещё один медиа-фронт». Может быть. Во всяком случае, порой действительно становится страшно. С телеэкрана звучит:

«ОВИП ЛОКОС – это наше вечное знамя,
ОВИП ЛОКОС – всегда будет с нами».

Кто не понял – это про пиво «Сокол». Неужели оно – наше вечное знамя? Какой ужас!

Сергей СОКОЛОВ

На заставке фото с сайта a42.ru