Спасский монастырь: возвращение

30_2012_13_m
Авторы:


Самое главное, Якутия христианская
Темы: , , , , , .

Зачем восстанавливать некогда утерянное или разрушенное? Зачем собирать народные сказания и песни, реставрировать старинные картины и здания, воссоздавать национальные костюмы и быт? Зачем создавать музеи? Наверное, чтобы чувствовать себя тем, кто мы есть – людьми, живущими в Якутии, любящими свою землю, свою историю, свою культуру.

А зачем восстанавливать церковь или, скажем, монастырь? Чтобы реанимировать в себе что-то высшее – человеческое. Как странно, что есть якутяне, которым надо это объяснять. Но поскольку они есть, мы решили поговорить с иеромонахом Никоном (Бачмановым), который по благословению правящего архиерея Якутской и Ленской епархии епископа Романа занимается восстановлением Спасского мужского монастыря.

 

— Уточните, пожалуйста, отец Никон, речь идёт о строительстве или восстановлении монастыря в г. Якутске?

— В 2013 году мы будем отмечать 350-летие Спасского монастыря. И это очень важная для всей республики дата. Ведь более трёхсот лет он являлся украшением – не только архитектурным – и столицы, и всей Якутии. Это был центр духовного просвещения, из которого во все уголки нашей обширной епархии отправлялись монахи-миссионеры с проповедью о Боге; в котором создавались первые переводы Священного Писания на якутский язык, да и во многом сама письменность народа саха; который был хранителем и насадителем высокой нравственности среди якутян.

Сейчас на его исторической территории в здании архиерейских покоев – единственном уцелевшем комплексе – находится Государственный музей истории культуры и народов Севера. А прежде тут красовались храмы – произведения деревянного и каменного зодчества. Площадь перед музеем скрывает под собой братское кладбище, где покоится много монахов-якутов, послуживших своей верой и учёностью родному народу. Но восстановить монастырь в прежних формах сегодня невозможно. Да и не представляется пока что необходимым.

Мы уже начали строительство храма в честь Нерукотворного образа Спасителя. Спасский храм был и прежде в комплексе монастыря. Планируется восстановление здания консистории, ранее пришедшее в ветхость и сгоревшее, в нём будет располагаться духовно-просветительский центр с выставочным залом для музейных экспозиций, посвящённых православию на Дальнем Востоке, библиотека, воскресная школа.

— По закону всё имущество, принадлежавшее Русской Православной Церкви, должно быть ей возвращено. Не предполагается ли передача в ведение монастыря здания, которое сейчас занимает музей, носящий, кстати, имя безбожника и богоборца?

— Мы даже не поднимаем этот вопрос. На встречах владыки Романа с директором музея Е.С. Шишигиным обсуждается исключительно тесное сотрудничество и взаимная помощь. И епархия участвует в жизни музея, в организуемых им выставках, и музейные работники принимают участие в церковных мероприятиях. Яркое свидетельство тому – последние Рождественские чтения.

Мы следуем указанию Святейшего Патриарха Кирилла о тесном соработничестве с музеями, которые в своё время сыграли очень важную роль в жизни Русской Православной Церкви, сохранив её святыни, храмы, иконы и другое наследие.

— Если невозможно воссоздать в прежнем виде стены, можно ли надеяться на восстановление традиций? В частности, просветительской? Наверное, не все теперь знают, что первая в Якутии школа для детей была создана при монастыре ещё в 1736 году.

— В нашей республике прекрасные общеобразовательные школы. Причём не только в столице, но и в улусах, наслегах, в которых мне довелось побывать. Остаётся только радоваться тому, как поставлено дело образования в Якутии.

Патриарх, когда владыка Роман докладывал ему о своём намерении воссоздания древней Спасской обители, благословил возрождать прежде всего традицию, которая была и остаётся духовным наследием нашей республики.

Поэтому сегодня принцип наших отношений – не искание территорий или борьба за материальное наследство, а взаимное сотрудничество на благо жителей республики, которое владыка Роман начал буквально с первого дня пребывания на Якутской кафедре.

30_2012_13_vnutrennii-vid-dvora-iak-spasskogo-monasty-ria

— Вы говорили, что восстановление монастыря – это не только возведение стен, но главное – воссоздание того духа, который царил в нём на протяжении всей его истории. О каком духе идёт речь?

— Дух любви и участия в жизни ближнего – самая главная цель и идея вообще христианской жизни, а монашества тем более. Предпочтение духовной стороне жизни – принцип иноческого делания. Православие являет целый сонм святых, подвизавшихся в монашеском подвиге, таковые освящали и нашу благословенную Якутию. Важным фактором приобретения христианских добродетелей является пребывание в лоне Православной Церкви, приобщение через богослужебную жизнь к Духу святости.

Сегодня на месте монастыря уже возобновляется церковная жизнь. Но, к сожалению, сейчас это всё ещё место запустения.

Когда епископ Роман прибыл в республику, он почти сразу посетил территорию Спасского монастыря. Мы были потрясены, увидев сгоревшее здание бывшей духовной консистории, которое находилось в аварийном состоянии, угрожая жизни людей. Ведь рядом с ним расположен не только музей, но и 2-я национальная политехническая школа, в которой учится около двух тыс. человек, и множество многоэтажных жилых домов, где живут ребятишки, в том числе дошкольного возраста. И эти руины, к которым имел доступ каждый, представляли серьёзную опасность, особенно для детей, причём не только сами стены – они стали местом сборища людей без определённого места жительства, явно незаконопослушных.

Целью возрождения жизни и церковной, и монастырской является одухотворение жизни человеческой, приведение её в тот порядок, которым славились наши достойные подражания предки.

— О каком порядке Вы говорите?

— Это порядок душевный, духовный. Люди в суровых условиях Крайнего Севера не имеют возможности вести спокойную, вольготную жизнь, но душа живущих в Якутии народов – и чистая, и светлая, и простая, и добрая. Она, безусловно, несёт влияние той благодатной православной культуры, которая здесь прививалась и принималась. Плодами этой культуры являются, в том числе, многочисленные храмы.

Мне выпадает радость бывать в приходах, сёлах, наслегах, где уже больше полувека нет священника, но эти деревни украшают древние великолепные храмы, освящённые в честь Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы или особо почитаемых святых. Для меня это свидетельство, что люди сохранили духовные, нравственные ориентиры, проповедуемые православием, которые некогда избрали их благочестивые предки.

Цель всех, кто сейчас строит монастырь, кто будет в нём трудиться, – помогать возрождать то, что когда-то жители Якутии выбрали для себя в качестве своих духовных принципов, то, что выразилось в создании храмов, являющихся прекрасными образцами деревянного зодчества не только республики, но, думаю, всей России.

— Храмы – это понятно, отец Никон, но монастырь зачем?

— Всякая обитель – не просто место уединения, куда человек уходит от мира. Он поступает так для того, чтобы посвятить себя Богу и… быть нужным этому самому миру. Монах уходит не из мира, а для мира. Это легче всего понять на примерах. Монастыри дали тысячи, десятки тысяч святых, которые явились для нашей страны в разные исторические эпохи оплотом и защитой, а монахи – добрыми советчиками, молитвенниками наших государей и правителей.

И о якутском Спасском монастыре надо судить по плодам многих миссионеров, известных культурных деятелей, прекрасных людей, созидателей не только душ человеческих, но и той красоты, благолепия, наследниками которых мы сегодня являемся.

— Кто из монахов, живших в Якутии, может быть примером сегодня и для кого?

— Не только для молодых людей, желающих монашеской жизни, но и для всех якутян есть ярчайший ориентир, уникальная личность – митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), просветитель народов Сибири и Америки. В период жизни в Якутске (он тогда управлял Камчатской епархией, в которую входила Якутская область) святитель являлся настоятелем Спасского монастыря. Под его руководством были переведены книги Священного Писания на якутский и тунгусский языки, построено множество храмов, открыты и благоустроены приходы, сиротские дома, церковно-приходские школы, началось богослужение на языке саха, создана самостоятельная Якутская епархия.

Хочется вспомнить также имя епископа Иакова (Домского), который похоронен на братском кладбище Спасского монастыря (его мощи находятся сегодня в Никольском храме). Владыка отдал Якутии лучшие, самые деятельные свои годы, служил ей до смерти. Этот христианский подвижник столько сделал и для духовенства, и для мирян, что перечислять можно долго: первая общественная библиотека, первая газета, школы, училища, храмы… Почитание Преосвященного Иакова является свидетельством не только благодарной памяти о нём, о его подвигах, но и его молитвенного заступничества, которое продолжается по сей день.

Архимандрит Самуил, которого отпевал святитель Иннокентий, был до него настоятелем Спасского монастыря – известный зодчий этой обители.

Монастырские здания – это не просто красота архитектурных форм. В них запечатлевается внутренняя красота – красота мысли, красота Слова Божьего, просиявшая в переводах Священного Писания и богослужебных текстов на языки народов Якутии, красота духовных школ, миссионерской деятельности, социального служения, благотворительности нуждающимся в поддержке людям.

Сегодня многие обители России выполняют эту функцию, занимаясь исцелением и реабилитацией людей, страдающих наркоманией, алкоголизмом, воспитанием трудных подростков, помощью заблудшим людям, впавшим в разные недуги душевные из-за сложных обстоятельств жизни.

Монастыри всегда были островами духовной жизни, где спасались не только люди, принимавшие постриг. До сих пор сохранилась традиция паломничества, пребывания в монастыре кратковременный период как возможность окунуться в спокойную духовную атмосферу, привести в порядок свои чувства, душевное и духовное состояние, приобщиться к тому великому, богатому двухтысячелетнему миру православия, который хранят святые обители.

30_2012_13_pohoronnaia-protcessiia-u-vorot-spasskogo-monasty-ria

— Были ли среди насельников монастыря представители местных народов?

— Мы с владыкой Романом во время наших миссионерских путешествий бываем в местных музеях, создатели и служащие которых с радостью хранят память о своих односельчанах. В Усть-Алданском районе мы узнали о схимонахе Петре Андросове, который побывал на Афоне, прославился своей подвижнической жизнью. Благодаря Владимиру Фёдорову, написавшему пьесу «Одиссея инока Якутского», и Андрею Борисову, поставившему её, многие узнали о незаурядной личности иеромонаха Алексея Оконешникова, награждённого золотым Георгиевским крестом за героизм во время русско-японской войны на крейсере «Рюрик». Безусловно, местные жители принимали монашество раньше, и сегодня есть якуты, которые ищут иночества или хотят испытать себя на этой стезе.

— Отец Никон, священноначалие, братия и верующие миряне ждут от Вас подвига возрождения Спасского монастыря. А чего ждёте от якутян Вы? Какого бы отношения Вы хотели?

— За три с лишним века существования этой обители она дала республике много людей, которым можно подражать, которых можно ставить в пример, особенно молодёжи, и очень хочется, чтобы на этот факт обратили внимание деятели науки, культуры, искусства. Ведь без памяти о прошлом нельзя построить светлое, прочное, благополучное будущее.

Если же говорить об отношении людей к нам, то оно уже сейчас радует и утешает. В прошлом году на территории Спасского монастыря состоялась первая архиерейская служба с участием работников музея. 14 августа возле часовни, построенной при епископе Зосиме на месте братского кладбища, прямо под открытым небом Преосвященный епископ Роман совершил, впервые за много десятков лет после разрушения обители, Божественную литургию. На это богослужение собралось множество людей – и старцев, убелённых сединами, и молодых, и детей.

Много народа собралось и 19 августа, когда епископ Амвросий Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ, совершил закладку деревянного храма во имя Нерукотворного Спаса и мужского монастыря. На освящении и закладке капсулы присутствовали также архиепископ Курский и Рыльский Герман, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

И сегодня каждый день к нам во временный вагончик, переоборудованный под храм, приходят люди из ближайших домов, дети, которые учатся неподалёку, интересуются тем, почему здесь совершается богослужение, почему заложен храм, принимают участие в общей молитве. Мы не слышим ничего, кроме слов благодарности, радости о том, что историческая правда восторжествовала. Благодатное присутствие монастыря рядом с жилыми домами, со школой, с музеем, который хранит историю православия, воспринимается жителями как свидетельство торжества справедливости и того доброго, что сегодня происходит в республике.

— Расскажите о храме-вагончике, пожалуйста!

— Первая служба на территории возрождающегося монастыря была совершена в Рождественскую ночь. Подаренный нашему приходу вагончик мы переоборудовали во временный храм, он был украшен иконами, подсвечниками… На Рождество Христово всегда случаются чудеса, которые людям помогают, укрепляют их в вере. Господь и в эту святую ночь послал нам чудо. Мы рассчитывали на небольшое количество прихожан, пригласили немногих, потому что помещение маленькое. Но в эту Рождественскую ночь вагончик вместил 40 человек. Он был наполнен людьми самыми разными – разного возраста, разных национальностей. И всеобщее радостное настроение, царившее тогда, и общая молитва до сих пор поддерживают и помогают всем, кто строит храм, кто о нём молится, кто надеется на возрождение монастыря.

— Молитва монахов – особая, говорят, она покрывает собой территорию на много километров вокруг монастыря. Это правда?

— Есть одно свойство у духовной жизни: она влияет не только на духовное состояние окружающих, но и на физическое. Наши предки говорили: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Эта поговорка основана на Священном Писании. В Псалтири у царя Давида есть такие слова: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 25-26). И от того, где мы живём, с кем соседствуем, что видим ежедневно, что слышим, зависит не просто настроение наше, эмоции, но часто – вся жизнь.

Наличие храмов может принести только пользу даже неверующим. Самим своим видом церковь напоминает о том, что над всяким человеком есть Бог, что каждый человек призван творить добро. Лицезрение красоты всегда благотворно. Пребывание в храме даже вне богослужения приносит утешение душе, спокойствие, радость.

Мы видим, как люди тянутся к Богу. Не проходит дня, чтобы наш временный храм не посетил какой-нибудь человек, чтобы посмотреть, помолиться, приложиться к иконе, поставить свечу, задать вопрос, узнать, когда богослужение. Ежедневно мы радуемся нашим прихожанам, ежедневно мы Бога благодарим за счастье быть полезными людям даже в этой простоте!

— Благодарю Вас, отец Никон, и надеюсь, что якутяне поддержат возрождение Спасского монастыря и своими молитвами, и своими трудами.

 

Марина ГОРИНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *