Способность просить – испытание веры

Авторы:

, и


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , .

Зачем нужно молиться Богу и просить у Него что-то для себя? Ведь Господь лучше нас знает, что нам нужно для жизни и спасения! Разве Он не предупреждал: «Не будьте многословны!»?

Тамара

 

Священник Михаил ЗАЙЦЕВ

zaitsevТамара совершенно права. У Бога, по большому счёту, не следует ничего просить, «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6, 8). Вот только молиться – это отнюдь не означает что-то «клянчить». Как правило, «выпрашивание» чего-то и молитву путают люди, ещё не пережившие глубоких искренних сыновних чувств к Богу.

Православная молитва – прежде всего общение с Тем, Кого любишь (или пытаешься научиться любить), Кому доверяешь, без Кого очень тяжело. Близость Бога заполняет твои нравственные и духовные пустоты, окутывает тем сиянием лёгкой радости, на которую весь мир со всеми своими благами не способен… Это и есть молитва.

 

 

Иеромонах ЕФРЕМ (Пашков)

efremСогласно учению Православной Церкви, Бог обладает полнотой всеведения, Он знает, что произойдёт с каждым человеком, как тот проживёт свою жизнь, как поступит в любой ситуации. И здесь мы сталкиваемся с тайной: да, есть всеведение Творца, но есть и свобода Его творения, свобода выбора между добром и злом, между Богом и Его противником. Господь сотворил человека, не спрашивая на то его желания, но спасти Своё создание без его согласия Бог не может, потому что для этого понадобилось бы лишить его свободы, ЗАСТАВИТЬ поступать хорошо и правильно.

Святые отцы, следуя за апостолом Павлом, такое сотрудничество Бога и человека называют синергией, соработничеством. Господь хочет, чтобы каждый живущий достиг Царства Небесного, Он предлагает Свою помощь, но человек должен ответить на призыв Божий.

Человек не робот, не механическое существо, которое строго запрограммировано на определённые действия, человек – свободная личность, подобная Богу. И Господь, зная прекрасно нужды каждого живого существа, ждёт от нас того, что мы обратимся к Нему и попросим помощи. Прося у Бога что-то нужное для нас, мы этим показываем, что у нас есть свобода, есть выбор, и ещё мы так выражаем свою любовь к Творцу и Создателю. Нет ничего унизительного в том, что сын просит помощи у своего отца, обращается к нему за советом, подсказкой.

Бог любит нас, несмотря на наши грехи и недостатки. И Он готов помочь каждому, готов протянуть руку помощи тому, кто нуждается в поддержке. Но нам нужно показать, что мы по своей воле идём к Нему. Святые отцы Православной Церкви говорят, что нам стоит только попросить, Бог всё сделает Сам.

И когда человек молится, просит Господа о чём-то, он этим свидетельствует о готовности жить с Богом, показывает свою любовь к Создателю, открывает Ему своё сердце.

 

 

Ирина ДМИТРИЕВА, главный редактор

dmitrievaЯ бы тоже сказала, что Тамара права. Если бы предположила, что вопрос задаёт человек, достигший высочайших духовных высот, непостижимого – почти Божьего – смирения. Так отдаваться в руки Господа! Так принимать от Него всё, что бы Он ни послал – без ропота, с благодушием, с радостью – даже самые страшные несчастья!

Но есть ли оно – это смирение, которому Христос призывает нас у Себя научиться? Ведь вряд ли, дорогая Тамара, правда? Наверняка Вы, как и большинство из нас, христиан, в трудные минуты жизни (особенно в трудные!) обращаете свой внутренний взор к Тому, от Кого зависит наша жизнь и… что? Я с трудом (потому что далека от святости) могу себе представить живое общение с Отцом без претензий к Нему: «За что?!»; без просьб: «Помоги!»; даже если затем следует смиренное: «Пусть будет воля Твоя!»

Да, Богу не нужны наши слова. «Сыне, даждь Ми твое сердце», – просит Господь. Но что в нём, в нашем сердце? Разве мы признаём: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!»? Причём всегда и неизменно? А если в нашем сердце боль, если страдание? Неужели же мы это сможем от Господа скрыть?

А может, в сердце нашем просто надежды нет на Бога, на Его милосердие, на Его любовь, долготерпение, щедрость, милость? Может, за этим вопросом, Тамара, кроется не близость Ваша к Богу, не доверие к Нему, а наоборот, такая отдалённость и чуждость, что Вы Его не чувствуете как своего Отца, как лучшего Друга, Любящего, готового прийти на помощь, только позови! Но зачем звать? Если Он всегда с нами?

Вот смотрите, мы уже говорили, что одна из высших добродетелей человека, делающая его подобным Христу в Его любви, в Его доверии к Отцу Небесному, – это смирение. Господь, желая нашего спасения, посылает Своим чадам ситуации, в которых мы можем смирению научиться, проявить его. Он посылает болезнь или смерть близкого, какой-нибудь дефолт, увольнение с работы или человека, с которым тяжело и неприятно общаться и жить рядом (а приходится!), да что там – хамовитую продавщицу, равнодушного врача, требующего взятку чиновника или преподавателя (такое тоже, увы, бывает). И что же? Что в нашем сердце? Негодование, гнев, уныние, осуждение и прочее, прочее. Но уж никак не то, чего ждёт от нас Бог. Понимаете? В нас нет ни мира, ни прощения, ни любви… И из себя мы дары Святого Духа достать не можем. Только попросить у Того, у кого – в избытке. Если хватит ума, веры, смирения хотя бы на это.

27_2011_10_3

И вот если мы найдём в себе силы из ада внутренней боли посмотреть в сторону Любящего, Живого Бога, неужели у нас не вырвется вопль о помощи? Пусть бессловесный. И тогда уже, почувствовав тепло Божие, Его отклик, мы можем с Ним поговорить. Или, ощутив свою беспомощность и немоту, взять в руки молитвы святых и, повторяя за ними те слова, которые они обращали к Богу, вдруг понять, о чём же на самом деле надо молиться.

Профессор Алексей Ильич Осипов, ссылаясь на святых отцов Церкви, говорит, что христианин не должен просить ни о чём, кроме духовных даров – любви, покаяния, видения своих грехов, прощения, милосердия и так далее.

А вот митрополит Антоний Сурожский считал иначе: «Многие из наших молитв – молитвы просительные, и люди склонны думать, что прошение – это низшая степень молитвы; затем следует благодарение, затем славословие. На самом же деле как раз благодарность и хвала – выражение менее глубоких взаимоотношений. На нашем уровне полуверы легче возносить славословия или благодарить Бога, чем доверять Ему настолько, чтобы просить Его о чём-то с верой. Даже люди полуверующие могут обратиться к Богу с благодарностью, когда случится что-то для них приятное; и бывают такие минуты приподнятости, когда каждый способен петь Богу. Но гораздо труднее иметь такую нераздельную веру, чтобы просить Бога всем сердцем и всем помышлением с полным доверием. Не надо смотреть пренебрежительно на просительные молитвы, потому что способность приносить их – это испытание реальности нашей веры».

Сам Господь повелел: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7, 7-8). И, может быть, даже не важно, чего мы просим у Бога. Важно то, что мы обращаемся к Нему, что мы осознаём невозможность нашей жизни, нашего спасения без Него. Богу важно, что мы зовём Его в свою жизнь. Ведь только тогда Он приходит и спасает нас… от самих себя.

27_2011_10_2

Но есть ещё один важный момент. Такое соработничество с Богом, такое творческое отношение к своей жизни, когда человек не просто плывёт по течению, не отдавая отчёта в происходящем, и не пытается перевернуть себя или мир самостоятельно, дескать, чего ещё Бога по всяким мелочам утруждать, «сам с усам», но вместе с Господом, с Его помощью старается приблизиться к единственно важной для христианина цели – стать способным разделить с Ним вечность, – такое совместное делание предполагает ответственность человека.

Я не могу уже в этом случае всё валить на Всевышнего. Потому что ощущаю себя полноправным соучастником дела собственного спасения. И отвечаю за ошибки, в том числе молитвенные, которые допускаю. Я прошу у Бога чего-то неполезного для себя? Господь может мне это дать, чтобы я вкусила горькие плоды своей самости. Для того, чтобы я поняла своё заблуждение, различила страсти, приведшие к столь плачевному результату.

Но Господь делает это без злобы, Он учит с любовью. Иногда через обстоятельства, а порой просто вкладывает в наши мозги нужные мысли, а в сердца – нужные чувства. Если мы этого просим.

4 комментария

  1. Советую всем думающим и ищущим себя, прочитать статью Ирины Дмитриевой. Тонко и проникновенно. О насущном говорит доступно и честно. Читайте Логос и вопросов и проблем в вашей жизни будет меньше.

    • Спасибо, Татьяна, за добрые слова! Надеюсь, кто-то услышит Ваш совет)

Комментарии не допускаются.