Так начиналась наука в Якутии

24_2009_17_m
Авторы:


Реанимация памяти, Самое главное
Темы: , , , , , .

На службе Богу и науке

yurganovaСейчас как-то не принято вспоминать, что Русская Православная Церковь в Якутском крае была проводником культуры и науки. Между тем, деятельность духовенства имела решающее значение в создании системы народного образования. Причём упор делался на обучение местного населения. С просветительской ролью Церкви неразрывно связано и участие её пастырей в развитии российской науки, их содействие в научном изучении региона. Священники были самыми образованными людьми в улусах, и некоторые из них стали по существу первыми учёными. Они занимались лингвистикой, этнографией, вели естественнонаучные наблюдения, участвовали в научных экспедициях.

Так, во время работы Второй Камчатской экспедиции (1733 – 1743) по специальному указу Иркутского епископа Иннокентия (Неруновича) монастырям и церквям предписывалось передавать её участникам все интересующие их материалы. С середины XIX века духовенство края, по заданию Российского географического общества, было обязано заполнять специальные анкеты, содержащие сведения о характере почв и земледелия, растительности, животных, птицах и насекомых, погоде, а также о местных обычаях и поверьях. Была внедрена практика составления специальных журналов метеорологических наблюдений.

Среди священнослужителей, внёсших значительный личный вклад в исследования Сибири и Якутии и проявивших себя на научном поприще, хочется назвать, прежде всего, святителя Иннокентия (Вениаминова) (1797 – 1879). Учёный (лингвист и этнолог), почётный член Императорского Русского Географического общества и Московского императорского университета сыграл решающую роль в создании якутской письменности. Именно по его благословению и непосредственной помощи другой известный исследователь этнографии и лингвистики народов Севера протоиерей Дмитрий Хитров (первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий) (1818 – 1896) составил грамматику якутского языка. При них в области была развёрнута широкая сеть церковно-приходских школ.

Второй епископ Якутской епархии Иаков (Домский) (1823 – 1889) добился возобновления работы в Якутске новой семинарии, открытия женского епархиального училища. Он продолжил деятельность по переводу и изданию литературы на якутском языке. В начале 1886 года трудами епископа Иакова в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня.

24_2009_17_4

Огромная роль в создании якутской письменности принадлежит протоиерею Димитриану Попову. Мало кто знает, что в основе знаменитого словаря якутского языка Э.К. Пекарского лежит многолетний труд этого священника. Он не только сам составлял проповеди на якутском языке, но и переводил и редактировал Священное Писание и духовную литературу. Всю свою долгую жизнь отец Димитриан записывал якутские слова, пословицы, сказки, а на склоне лет безвозмездно передал их ссыльному студенту Эдуарду Пекарскому и до конца жизни оказывал ему бескорыстную помощь.

Благодаря созданию и распространению якутской письменности был сохранён древний якутский эпос Олонхо, фольклорные, исторические, этнографические сведения.

В 1894 году епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Якимов) призвал местное отделение Братства Христа Спасителя заняться сбором христианских древностей, старинных предметов, в том числе для Церкви не значимых, «но имеющих историческое значение, в особенности, уясняющих историю Якутского края, верования и быта народов» и организовать в Якутском Спасском монастыре церковное древлехранилище. Он предлагал срисовывать или фотографировать памятники церковной архитектуры, местночтимые святыни, заказывать портреты священнослужителей и беречь образцы церковной живописи.

Выпускник Якутской духовной семинарии Григорий Андреевич Попов (1887 – 1942) стал одним из первых профессиональных историков Якутии, заведующим сектором истории Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР.

Каждый рядовой священнослужитель Якутии был, по сути, и просветителем, и распространителем знаний, знакомя своих прихожан с достижениями научной мысли. Сегодня, в начале XXI века, нас порой удивляет повседневная жизнь земляков – без интернета, телевидения и прочих благ цивилизации. Но только представьте, каким кладезем знаний и навыков был тогда, двести и сто лет назад, образованный человек, попавший в отдалённые местности! Переоценить значение и подвижничество якутских священнослужителей в распространении знаний и научном освоении Якутского края просто невозможно.

 

Чукотский миссионер Андрей Аргентов

Об Андрее Ивановиче Аргентове не написано научных работ, хотя сведения о нём имеются, например, в словаре С.А. Венгерова и в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона. А в Национальном архиве РС (Я), в фондах духовных органов и учреждений Якутии отложились интересные документы, связанные с деятельностью этого незаурядного священника, миссионера, самородка-исследователя, автора значительного количества историко-этнографических, географических, статистических, метеорологических и картографических работ.

Родился он в 1816 году в Нижегородской губернии. Отец служил дьячком местной церкви, и Аргентовы, как и другие семьи низшего звена приходского духовенства Российской империи, едва сводили концы с концами. Именно в родительском доме получил будущий миссионер первые основы знаний. Затем Андрей закончил в Нижнем Новгороде уездное духовное училище и в 1841 году духовную семинарию. Выпускник выразил желание отправиться на служение в Иркутскую епархию, включавшую тогда и Якутский край.

24_2009_17_5

Весной он уже прибыл в Иркутск и в мае был возведён в сан диакона, а в сентябре того же года стал священником. Среди вакантных мест обширной епархии в начале XIX века одно было в Нижнеколымской Спасской церкви Якутской области. Молодой иерей изъявил желание поехать туда служить. «Не имею дать ясного отчёта, – писал он впоследствии, – почему мне именно понравился Нижнеколымск, из-за чего я предпочёл его другим местам, пожелав туда на службу. Может быть, меня интересовало… солнце глубокого севера, то незаходящее, то невосходимое, величественное сияние арктических небес,.. а может быть, рассказы бывалых людей меня завлекали».

В январе 1843 года отец Андрей Аргентов с супругой Евдокией Ивановной и маленьким ребёнком отправился в путь. В начале февраля он прибыл в г. Якутск, где встретился со священниками Дмитрием Хитровым и Никитой Запольским. Из бесед с ними отец Андрей узнал о напутствиях, которые высказывались епископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) в отношении миссионерской деятельности священнослужителей и его призыве переводить Слово Божие на языки местного населения.

В конце февраля – начале марта семья Аргентовых покинула Якутск и отправилась на север. Вспоминая об этой поездке, отец Андрей писал: «К вашим услугам гостиницы – поварни, где есть библиотека своя. К услугам вашим стены и множество записей. Уголь, карандаш и резец здесь трудились. Вот на выдержку образчиков несколько: «Казак Бессонов с казною»,.. «Труп графа Головкина везём с Колымы»[i],.. «Здесь на берегу реки… Назимов и Пушкин[ii] ночевали».

1 июля путешественники достигли Нижнеколымска, находящегося на левом берегу реки Колыма, где стояли 43 дома, церковь, казённый и частный магазины, соляная стойка, пороховой погреб. Государственную власть там представлял «частный командир», осуществлявший исполнительную и судебную функции. Население было небольшим, но в дни ярмарок (апрель-март) его численность достигала нескольких сотен человек.

Нижнеколымский приход был одним из самых крупных в Иркутской епархии. Границы его простирались до 700 вёрст. Численность прихожан доходила до трёх тысяч человек, в том числе 650 русских казаков, мещан и крестьян, а также юкагиры, якуты, чукчи, тунгусы, ламуты и коряки.

В первый же год своего служения отец Андрей Аргентов совершил несколько поездок на собачьих упряжках, общая продолжительность которых составила несколько месяцев. Он крестил, венчал, отпевал умерших, исповедовал, служил молебны и литургии на походных антиминсах. Результатом этих путешествий стало письмо миссионера архиепископу Нилу о необходимости образования отдельного причта или постройки храма среди чукотских кочевьев.

В начале 1844 года отец Андрей отправился в Анюйскую крепость на ярмарку, куда приезжало большое количество чукчей для меновой торговли. Крепость тогда представляла собой небольшое селение, в котором располагались несколько изб, юрт и амбаров, а также небольшая часовня, построенная в 1811 году отцом Григорием Слепцовым. Именно в Анюе миссионеру удалось установить доброжелательные отношения с чукотскими эремами[iii] Ятыргиным и Амраургиным, заложившими основы дальнейшей христианизации чукчей.

24_2009_17_3

В июле 1844 года отец Андрей совершил дальнюю поездку по стойбищам. В одном из них, во время миссионерской проповеди, присутствовал уважаемый среди чукчей шаман Тнъпо, который в ответ на слова священника сказал: «Вы люди русские, Бог дал вам веру русскую,.. а сам Бог на небе. Мы люди чукчи, Бог дал нам веру чукотскую… И так вы русские веруйте по-русски,.. а мы чукчи будем веровать по-чукотски». Но молодой священник сумел не только переубедить шамана, он объяснил ему основы православной веры так, что тот объявил о своём желании креститься в этот же день. Особенно упорное сопротивление в принятии христианства оказывали старики. Вероятно, отец Андрей Аргентов обладал красноречием и даром убеждения, так как сохранились письменные свидетельства о том, как ему удавалось крестить даже шаманов и шаманок, которые после беседы с ним сами просили о принятии их в христианство.

Через два года пребывания в Колымском округе миссионер мог объясняться с чукчами без переводчика, что, несомненно, облегчало его общение с местным населением.

В 1852 году ему было объявлено благословение Синода, а в 1853-м он был награждён наперсным крестом. Прослужив на Колыме около 15 лет, священник подал прошение о переводе его в другой приход в связи с болезнью жены и тем обстоятельством, что дети достигли школьного возраста. Летом 1858-го переехал с семьёй в Иркутск. Узнав о прибытии известного миссионера Аргентова, сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьёв-Амурский выразил желание встретиться с ним.

Умер он 9 мая 1896 года в возрасте 80-ти лет в Верхнеудинске. На его могиле была сделана надпись: «Блажен чистый сердцем, яко ты Бога узряти».

Служение священника Андрея Аргентова на севере Якутии оказало большую пользу развивающейся сибирской науке. С 1849 года по просьбе архиепископа Нила он вёл наблюдения метеорологических условий Чаунской губы. В начале 1850 года, ещё до организации в Иркутске первого за Уралом научного учреждения – Сибирского отдела Императорского Русского географического Общества (СОРГО), всем священнослужителям Иркутской епархии были разосланы приглашения к участию в его работе. С 1853 года миссионерская и священническая деятельность отца Андрея была тесно связана с научно-исследовательской работой.

Длительные занятия по изучению края привели миссионера в СОРГО – он посещал заседания, публиковал научные статьи и популярные очерки, выступал с докладами, вёл переписку с его членами. После того, как отец Андрей зачитал сибирским учёным «Выписки из путевого журнала миссионера священника Аргентова, ведённого им в 1853 году во время поездки по Чукотской земле», его избрали членом-сотрудником Общества.

В 1854 году на одном из заседаний слушался доклад отца Андрея «Описание Николаевского Чаунского прихода, находящегося на берегах Ледовитого моря». Одноимённую статью миссионер передал в Совет СОРГО в Санкт-Петербург, и в феврале 1856-го на общем заседании было «прочитано в подлиннике изъявление признательности Сибирскому Отделу от Совета Императорского Русского Географического Общества за доставление в оное рукописи священника Аргентова».

24_2009_17_2

Он передал в дар музею Общества рог ископаемого носорога, а 25 октября 1854 года ему вручили диплом на звание члена-сотрудника. В 1857-м вице-председатель СОРГО М.Н. Муравьёв зачитал на заседании благодарность Отделу за доставленные рукописи, в том числе и сообщения миссионера Аргентова. В 1858 году в «Записках» СОРГО были помещены его ранние работы «Статистические сведения о прихожанах Спасской церкви в Нижнеколымске, относящиеся к 1855 г. и составленные до народной переписи» и «Статистические сведения о Нижнеколымске 5 – 20 января 1850 г.»

Одна из значительных работ отца Андрея – словарь-разговорник чукотского языка с приложением описания его фонетических особенностей – была в 1879 году удостоена серебряной медали Общества.

В это же время священник успешно сотрудничает с другими научными учреждениями. В 1860 году он был избран действительным членом Комиссии по акклиматизации животных и растений Московского Императорского общества сельского хозяйства, а в 1861-м награждён бронзовой медалью СОРГО.

Во время служения в Верхнеудинске отец Андрей Аргентов занимался вопросами русско-монгольских отношений и составлял летопись города. В Нижнем Новгороде в 1886 году вышла его книга «Путевые записки. Восточная Сибирь».

Изучение жизнедеятельности священника А.И. Аргентова даёт возможность составить впечатление о человеке, посвятившем свою жизнь служению Богу и людям как на пастырском и миссионерском, так и на научном поприщах. Благодаря таким личностям далёкий Якутский край был вовлечён в христианскую культуру и просвещение.

 

Инна ЮРГАНОВА,
кандидат исторических наук

 

[i] Вице-канцлер М.Г. Головкин был сослан в 1742 г. в Среднеколымск императрицей Елизаветой Петровной. Вместе с ним ссылку отбывала его жена Екатерина Ивановна, урождённая Ромодановская. 10 ноября 1755 г. граф Головкин умер, и супруга перевезла его останки в Москву.

[ii] Декабристы, сосланные в 1826 г. на поселение в Среднеколымск.

[iii] Эрем – знатный человек у чукчей.