Однажды мой родственник, человек лет тридцати, сказал, что нашёл новую работу, так как старая его не устраивала. На мой вопрос, нравится ли она ему, он ответил: «Ну разве может работа нравиться? Отмотал время с восьми до пяти, и тогда уж занимайся тем, что душе угодно». А вот что же угодно той самой душе?
Само понятие призвания предполагает, что есть два субъекта: призываемый и призывающий. Люди нередко говорят: моё призвание быть… дальше варианты – кем. Но кто определяет это самое «кем»? Детям свойственно задумываться о своей будущей профессии. Наверняка все помнят свой детсадовский период пожарников, медсестёр, учительниц и путешественников. Как правило, взрослея, человек выбирает всё же что-то другое, но с теплотой вспоминает детские мечты. Только сам ли он выбирает, или же повинуется иному, невидимому зову; или, наоборот, противится ему всю свою жизнь, разрушая и себя, и ближних своих.
Американские учёные проанализировали наиболее популярные детские телепрограммы и сделали вывод: ребятишки завороженно смотрят именно те шоу, в которых люди становятся популярными, не прилагая к этому никаких усилий. Всего за двадцать лет «слава» с пятнадцатого места в списке основных ценностей перебралась на первое. Дети хотят быть знаменитыми и богатыми (второе место) и не готовы трудиться для этого. Сама по себе сомнительная цель подкрепляется не менее сомнительной мотивацией: стань индивидуальностью, не таким, как все, выделись, будь известным и завоюй мир. Кстати, вечных ценностей, таких, как сострадание, сопереживание, помощь ближнему, в списке не оказалось вовсе.
Кто же в таком случае формирует мотив следования американской мечте – сам ли растущий человечек или взрослые, серьёзные дяди и тёти, отслеживающие телевизионные рейтинги и анализирующие финансовые потоки? Ведь смешно говорить: «Моё призвание – быть известным и богатым», но именно это и вкладывается в головы нынешних школьников.
Вспомни, читатель, собственное детство золотое, когда всю радость доставляли еда, сон и ещё пара физиологических и очень важных отправлений. У многих этот период задержался лет до сорока. Поверь, я знаю, о чём говорю, – мне самому сорок два. Но в жизни есть и другая радость. Это радость иной природы, недоступная престарелым младенцам. И здесь я так же знаю, о чём говорю.
Несчастлив человек, не нашедший себя в этой жизни. Не нашедший себя здесь, не найдёт себя и в Царстве будущего века, – там уже не будет пресловутых «с восьми до пяти, а потом что угодно». Там – празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих лица Божия красоту неизреченную. Найти себя – значит найти своё предназначение в этом мире, реализовать то, что дано тебе даром, вложено Творцом как семя, как потенциал, как вектор развития. Неважно, какова будет его внешняя составляющая. Можно быть счастливым ассенизатором и несчастным миллионером.
Никто не сможет преподнести нам на блюдечке наше призвание. Ни в каком магазине мы не купим коробку с надписью: «Смысл жизни. Готово к употреблению». Обретение этого смысла, осознание зова сердца – процесс, длящийся порой очень долго. Но нужно взрослеть, и бывает так, что настало время, и тут уж кричи-не кричи – пора выбирать.
Хочешь оставаться ребёнком всю жизнь – позволяй выбирать за себя. Пассивно разрешай вкладывать себе в мозг чужие смыслы, чужие выгоды и чужие цели. Работай на телевизионный мэйнстрим, бездумно плыви по течению, хотя ты наверняка знаешь, что обычно там плавает. Никто не хочет быть спившимся бомжом, умирающим от цирроза в подвале, но откуда же тогда берутся эти несчастные?
Мой родственник ненадолго задержался на той работе. Потом сменил ещё несколько. Счастлив ли он – не знаю. Наверняка в его жизни есть радости, но каждую следующую работу он ругает с завидным постоянством. Видимо, не нашёл своего призвания в том, чем занимается большую часть своей жизни, хотя говорят, что в своём деле он хороший специалист.
Но я расскажу под конец другую историю. Недалеко от Иерусалима, к северо-востоку жил один парнишка. Лет ему было около пятнадцати или немногим больше (трудно сказать, ведь с тех пор прошло 2600 лет). Он происходил из семьи священников и, по тогдашним законам, его призвание определялось ещё до рождения: помогать при службе в храме. Так должна была пройти вся его жизнь. Это высокое служение – быть при храме, но Иеремию, так его звали, ждала иная судьба и иное служение. Он подвергался гонениям от соплеменников и властей, его сажали в тюрьму. В итоге он был уведён в плен и там скончался. Всю эту историю я рассказываю ради нескольких строчек из Библии:
4 И было ко мне слово Господне:
5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.
7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.Книга Пророка Иеремии. Гл. 1, 4-7
И пошёл Иеремия, и начал говорить, и гнали его, и били за слово Божие, и умер он счастливым, так как жил в мире с Богом. А ведь в его воле было отказаться от невзгод такого призвания и выбрать спокойную, серую, несчастную жизнь. Но призвание человека – от Бога. От Господа утверждаются стопы его, и Бог благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадёт, ибо Господь поддерживает его за руку.
Итак, не говори: «Я молод!» Стань взрослым, стань, наконец, самим собой! Прислушайся к тому голосу, который тихонечко зовёт тебя быть, прежде всего, Человеком. Этот голос звучит постоянно, но в иные времена слышится громче. Доверься тому, кто сотворил и небо, и землю, и тебя. Люди нередко говорят: моё призвание быть… дальше варианты – кем, но мало кто ставит вопрос иначе: мое призвание быть… каким? Задай себе этот вопрос прямо сейчас.
Игумен АГАФАНГЕЛ (Белых)