Каша в голове пищей для ума не является

Авторы:

и


Церковь и поколение next
Темы: , , .
В традиционном опросе «Логоса» на этот раз участвовали около двухсот  студентов Якутского государственного университета.

 

Когда факт не есть факт

 «Считаете ли Вы религию совместимой с наукой?» Большая часть респондентов ничего общего между ними не нашла. Причём не только атеисты. Называющие себя верующими так размышляют о религии: «она основана на чувствах, эмоциях, вере, это что-то сверхъестественное», «это область несамостоятельная, необъективная», «религия не требует никаких доказательств», «это своего рода эстетика  для верующих», «её удел – душа». Неверующие студенты: «религия выдумана, чтобы подчинять людей», «базируется на человеческих слабостях», «она косна, предвзята, нетерпима к другим мнениям», «это выдумка безумных фанатиков». Зато  наука, по мнению опрошенных, «предельно точна, объективна, разумна и может объяснить абсолютно всё».

А между тем нобелевский лауреат академик И.П. Павлов на точно такой же вопрос ответил: «Да, считаю». Когда ученики подступили к нему с вопросом: «Почему?», он объяснил: «Целый ряд выдающихся учёных были верующими, значит – это совместимо. Факт есть факт, и с ним нельзя не считаться».

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Среди наших студентов утвердительно на поставленный вопрос ответили только четверть опрошенных. Зато некоторые из них аргументировали свой ответ почти как Павлов: «Многие учёные, совершившие великие открытия, верили в Бога, и это им не мешало». Уже небезнадежно. Согласитесь?

 

Скажи мне, кто твой друг

Вопрос «Назовите, пожалуйста, выдающихся учёных в изучаемой вами научной области и укажите, если знаете, кто из них был верующим» был воспринят неоднозначно. Шквала ответов, вопреки ожиданиям (кому, как не студентам, знать учёных в лицо?) не последовало. Те же, что были получены, говорили сами за себя. И за своих хозяев.

Филологи из числа прилежных – надо отдать должное проработкам – в один голос назвали Виноградова, Потебню, Белошапкову, над конспектами трудов которых уже, видимо, успели  покорпеть. Перечислили также Ломоносова, Аракина, Маслоу, при этом ни слова не упомянули о их вере.

Широкомыслящие указали верующих учёных, не ограничиваясь изучаемой научной областью: так, теми же филологами неоднократно были упомянуты Ньютон и Бердяев.

Абстрактномыслящие вспомнили людей верующих, но к науке имеющих такое же отношение, как коза к баяну: Достоевский и даже Охлобыстин.

С лёгкой руки «особо одарённых» студентов верующими учёными стали Толстой и Чернышевский… Хорошо, не Ленин.

Хитромудрые даже польстили своим преподавателям, провозгласив их выдающимися учёными, большей частью православными.

 

И сестрам – по серьгам, и братьям – в ухо

Простой вопрос о вероисповедании себя, любимых, «спровоцировал» далеко не простые ответы. Атеистами назвали себя только 13 человек. Остальные во что только не верят! Больше половины – язычники. Далее по убывающей: православные; христиане, принадлежащие к харизматической церкви нового времени; буддисты; мусульмане; протестанты.

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Фото протоиерея Сергия Клинцова

«Нетрадиционной ориентации» в вопросах вероисповедания придерживается едва ли не четвёртая часть опрошенных. Это и потенциально объяснимые «атеисты, верующие в буддизм», «язычники, временами атеисты», «верующие в абстрактного Бога и не принадлежащие ни к одной из религиозных групп», «исповедующие тенгрианство», и «гремучая смесь» в виде «агностиков и язычников» в одном флаконе-лице или, что уж совсем и вашим, и нашим, – «православные язычники»! Нонсенс? Факт! «Кормят» же  у нас крещёные люди огонь сплошь и рядом. Дань предкам…

Зато за трактовку религии ТАКИМИ верующими (в первом вопросе анкеты) не обидно.

 

Светлое будущее нам не светит?

На вопросы «Что помогает Вам поверить в Бога?» и «Что мешает Вам поверить в Бога?» был предложен целый хит-парад из 12-ти вариантов ответов. В итоге получилось, что ведут к Богу студентов и не дают верить порой одни и те же вещи. Так, помогают верить чаще всего «желание найти истину», «семейные традиции» и  «зло в мире». Тогда как мешают: «зло в мире», «скепсис», «предрассудки, стереотипы» и всё те же «семейные традиции».

Некоторые ответили от себя: «желание верить в Бога заложено в нас самим же создателем»; «потому что хочется надеяться на светлое будущее»; «собственный жизненный опыт, ряд случаев и ощущение присутствия чего-то свыше говорят о том, что Бог есть». Или противоположное: «в современном мире Бог ушёл на второй план», «верить не позволяет здравомыслие», «научно доказано, что Бога нет», «поверю в Бога только тогда, когда увижу его своими глазами».

Святой Лука Войно-Ясенецкий, епископ, выдающийся врач и учёный, удостоенный сталинской премии (и это в эпоху гонений на Церковь!), на вопрос «Как это Вы верите в Бога, поп и профессор? Раз­ве Вы его видели?» ответил: «Я много оперировал на мозге и, откры­вая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Кстати, рекомендуем для чтения не только биографию священномученика Луки («Повесть о настоящем человеке» отдыхает, поверьте), не только его научные труды (это по части медиков), но и книгу «Наука и религия». Для тех, кто не соберётся её прочесть, приведём такое высказывание владыки:

«Одна из причин распространения безбожия и отказа от религии в наших образованных и полуобразованных кругах состоит в том, что скудомыслие и духовное убожество свойственно всякой толпе – всё равно, образованной или тёмной; пожалуй, даже в гораздо большей степени полуобразованной толпе, чем простым, неучёным людям, среди которых немало людей ясного ума… Широкая образованность и глубокое приобщение к науке не только не уводят от Бога, а, напротив, приводят к Нему всех тех учёных, которым свойственны глубокие запросы духа».

 

Елена БОНДАРЬ,
Светлана ПАВЛОВА