Когда факт не есть факт
«Считаете ли Вы религию совместимой с наукой?» Большая часть респондентов ничего общего между ними не нашла. Причём не только атеисты. Называющие себя верующими так размышляют о религии: «она основана на чувствах, эмоциях, вере, это что-то сверхъестественное», «это область несамостоятельная, необъективная», «религия не требует никаких доказательств», «это своего рода эстетика для верующих», «её удел – душа». Неверующие студенты: «религия выдумана, чтобы подчинять людей», «базируется на человеческих слабостях», «она косна, предвзята, нетерпима к другим мнениям», «это выдумка безумных фанатиков». Зато наука, по мнению опрошенных, «предельно точна, объективна, разумна и может объяснить абсолютно всё».
А между тем нобелевский лауреат академик И.П. Павлов на точно такой же вопрос ответил: «Да, считаю». Когда ученики подступили к нему с вопросом: «Почему?», он объяснил: «Целый ряд выдающихся учёных были верующими, значит – это совместимо. Факт есть факт, и с ним нельзя не считаться».
Среди наших студентов утвердительно на поставленный вопрос ответили только четверть опрошенных. Зато некоторые из них аргументировали свой ответ почти как Павлов: «Многие учёные, совершившие великие открытия, верили в Бога, и это им не мешало». Уже небезнадежно. Согласитесь?
Скажи мне, кто твой друг
Вопрос «Назовите, пожалуйста, выдающихся учёных в изучаемой вами научной области и укажите, если знаете, кто из них был верующим» был воспринят неоднозначно. Шквала ответов, вопреки ожиданиям (кому, как не студентам, знать учёных в лицо?) не последовало. Те же, что были получены, говорили сами за себя. И за своих хозяев.
Филологи из числа прилежных – надо отдать должное проработкам – в один голос назвали Виноградова, Потебню, Белошапкову, над конспектами трудов которых уже, видимо, успели покорпеть. Перечислили также Ломоносова, Аракина, Маслоу, при этом ни слова не упомянули о их вере.
Широкомыслящие указали верующих учёных, не ограничиваясь изучаемой научной областью: так, теми же филологами неоднократно были упомянуты Ньютон и Бердяев.
Абстрактномыслящие вспомнили людей верующих, но к науке имеющих такое же отношение, как коза к баяну: Достоевский и даже Охлобыстин.
С лёгкой руки «особо одарённых» студентов верующими учёными стали Толстой и Чернышевский… Хорошо, не Ленин.
Хитромудрые даже польстили своим преподавателям, провозгласив их выдающимися учёными, большей частью православными.
И сестрам – по серьгам, и братьям – в ухо
Простой вопрос о вероисповедании себя, любимых, «спровоцировал» далеко не простые ответы. Атеистами назвали себя только 13 человек. Остальные во что только не верят! Больше половины – язычники. Далее по убывающей: православные; христиане, принадлежащие к харизматической церкви нового времени; буддисты; мусульмане; протестанты.
«Нетрадиционной ориентации» в вопросах вероисповедания придерживается едва ли не четвёртая часть опрошенных. Это и потенциально объяснимые «атеисты, верующие в буддизм», «язычники, временами атеисты», «верующие в абстрактного Бога и не принадлежащие ни к одной из религиозных групп», «исповедующие тенгрианство», и «гремучая смесь» в виде «агностиков и язычников» в одном флаконе-лице или, что уж совсем и вашим, и нашим, – «православные язычники»! Нонсенс? Факт! «Кормят» же у нас крещёные люди огонь сплошь и рядом. Дань предкам…
Зато за трактовку религии ТАКИМИ верующими (в первом вопросе анкеты) не обидно.
Светлое будущее нам не светит?
На вопросы «Что помогает Вам поверить в Бога?» и «Что мешает Вам поверить в Бога?» был предложен целый хит-парад из 12-ти вариантов ответов. В итоге получилось, что ведут к Богу студентов и не дают верить порой одни и те же вещи. Так, помогают верить чаще всего «желание найти истину», «семейные традиции» и «зло в мире». Тогда как мешают: «зло в мире», «скепсис», «предрассудки, стереотипы» и всё те же «семейные традиции».
Некоторые ответили от себя: «желание верить в Бога заложено в нас самим же создателем»; «потому что хочется надеяться на светлое будущее»; «собственный жизненный опыт, ряд случаев и ощущение присутствия чего-то свыше говорят о том, что Бог есть». Или противоположное: «в современном мире Бог ушёл на второй план», «верить не позволяет здравомыслие», «научно доказано, что Бога нет», «поверю в Бога только тогда, когда увижу его своими глазами».
Святой Лука Войно-Ясенецкий, епископ, выдающийся врач и учёный, удостоенный сталинской премии (и это в эпоху гонений на Церковь!), на вопрос «Как это Вы верите в Бога, поп и профессор? Разве Вы его видели?» ответил: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Кстати, рекомендуем для чтения не только биографию священномученика Луки («Повесть о настоящем человеке» отдыхает, поверьте), не только его научные труды (это по части медиков), но и книгу «Наука и религия». Для тех, кто не соберётся её прочесть, приведём такое высказывание владыки:
«Одна из причин распространения безбожия и отказа от религии в наших образованных и полуобразованных кругах состоит в том, что скудомыслие и духовное убожество свойственно всякой толпе – всё равно, образованной или тёмной; пожалуй, даже в гораздо большей степени полуобразованной толпе, чем простым, неучёным людям, среди которых немало людей ясного ума… Широкая образованность и глубокое приобщение к науке не только не уводят от Бога, а, напротив, приводят к Нему всех тех учёных, которым свойственны глубокие запросы духа».
Елена БОНДАРЬ,
Светлана ПАВЛОВА