Когда горит свеча…

Свечи в храме у иконы
Авторы:


Самое главное, Справочник неофита
Темы: , , , .
Вновь, дорогой друг, я вижу тебя в храме, что-то привело тебя сюда. Может быть, тебя уже коснулась Божественная благодать, которая умиротворяюще и согревающе действует на всякого присутствующего в Доме Божием? А может, ты зашёл просто, как это принято, поставить свечу? Для чего? Знаешь ли ты, в чём смысл этого поступка? Понимаешь ли, как тонкая восковая палочка способна повлиять на твою жизнь и почему? Сегодня я расскажу тебе об этом.

Никакого язычества

Церковь всегда, в особенности за богослужением, наполнена свечением множества огоньков, это горят восковые свечи и масляные светильники – лампады. Свечи стоят на особых металлических подставках – подсвечниках; лампады подвешены перед иконами. Лично мне очень нравятся богослужения будних зимних вечеров, когда отсутствие электрической иллюминации позволяет тёплому пламени погрузить пространство храма в таинственный полумрак.

Малыш с церковной свечкой

Фото инокини Ларисы (Зайцевой)

В некоторых протестантских общинах учат, что употребление свечей и лампад – это чуть ли не остатки языческого обряда огнепоклонничества. Поверь, мой друг, они заблуждаются. На заре христианства, когда ещё не было храмов, верующие собирались на молитву либо в домах, либо на кладбищах, либо в заброшенных каменоломнях – катакомбах. Свои собрания они были вынуждены проводить по ночам, так как преследовались за свою веру. Источником света, естественно, служили масляные светильники, свечи или факелы. С тех самых пор и сохраняется традиция возжигать на молитве «живой» огонь.

Кроме того, мягкий свет свечей и лампад, освещая лики на иконах, помогает верующему сосредотачиваться на молитве и не рассеивать внимания на посторонние предметы и на людей, которые его окружают. Это практическая сторона применения свечей и лампад, но есть ещё и ритуальная.

В Библии, в книге Исход, описывается, как Бог повелевает Моисею устроить первый на земле Храм Живому Богу и среди прочих принадлежностей храма сделать масляный семисвечник из чистого золота. Масло для горения огня должны были жертвовать израильтяне. Поэтому можно сказать, что употребление свечей и лампад установлено по повелению Самого Бога.

Покупая свечи в церковной лавке, мы жертвуем Богу и Церкви. Жертва акцентирует наше внимание на том, что является главным в жизни человека. Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Так вот, тратя деньги так, на первый взгляд, неразумно (замечу, что именно на эти лепты прихожан не только поддерживается жизнь в самом храме, но и оказывается помощь неимущим), мы как бы подтверждаем: «Да, Господи, я верю, что не должен искать земные сокровища, а к духовным – мне приложится всё необходимое для жизни».

Мама с сыном ставят свечку в храме

Фото инокини Ларисы (Зайцевой)

Жертвенность – одно из лучших качеств человека, она проявляется в случаях искреннего, трепетного, благоговейного и, главное, личного отношения к кому бы то ни было, именно такими призваны стать отношения между тобой и Богом.

А ещё свеча – символ, зримый образ нашей молитвы. Если тебе уже приходилось искренне, от сердца и со всем вниманием молиться, то, наверное, ты согласишься с тем, что молящаяся душа подобна горящей свече. Огонёк молитвы то трепещет в ней под бурей тревог и сомнений, то начинает ярко, умиротворённо светить.

Как и куда ставить свечу

Часто спрашивают, где нужно ставить свечи за упокой, а где за здравие? По большому счёту, разницы большой нет – ведь Бог не есть Бог мёртвых, у Него живы все. Но существуют традиции. Заупокойная служба совершается возле кануна – прямоугольного столика в левой части храма, (рядом с ним складывают милостыню), и поэтому принято ставить свечи за упокой туда.

Но это вовсе не означает, что нельзя поставить свечу на подсвечники, которые традиционно считаются «заздравными» и помолиться о своём усопшем близком возле них. Если Вы приходите и видите, что все ячейки на кануне заняты, спокойно ставьте свечу в любом другом месте с молитвой. Надо думать не о том, куда ставить свечи, а о том, Кому мы их ставим. Богу важна сама наша молитва, её жар и её искренность.

куда ставить свечи?

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Теперь вопрос – как ставить свечу? Представьте, идёт служба, люди, оставив свои повседневные дела, пытаются сосредоточиться на общей молитве к Богу, и в это время какой-то человек решает, что ему надо поставить свечку к иконе и, не обращая внимания на окружающих, начинает пробираться к подсвечникам. Он думает только о себе и отделяет себя от наших совместных молитвенных усилий, которые только и делают нас общиной, Церковью. Такой прихожанин лишает себя очень важного и мешает молиться другим.

Поэтому покупать свечи в «свечной лавке» и ставить их желательно до начала богослужения. Подойдя к иконе, трижды поклонись, осеняя себя крестным знамением, зажги фитилёк от другой свечи и аккуратно поставь в ячейку. Вовсе не грех зажигать свечу от лампады, как суеверно считают некоторые, просто расплавившийся воск может потушить фитиль или запачкать лампаду. Не стоит капать воском в ячейку, удобнее подогреть свечу снизу. Ничего страшного, если ты поставишь свечку как-то иначе. Страшно другое – поддаться суевериям, которых, увы, сколько угодно.

Не будем засорять этим мозг

Суеверие – это суетная, то есть ложная вера, оскорбляющая Бога и Святую Церковь. «Даже мозг засорять памятью об этом не хочется»,– говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин. Но поскольку они всё-таки существуют, я хочу, дорогой друг, тебя от них предостеречь, чтобы услышав о чём-то подобном, ты точно знал, что это – дурь и чушь.

Толкуют, что нельзя ставить или передавать свечу левой рукой; что сначала надо непременно ставить свечи за здравие, и только потом за упокой и т.д. и т.п. Хуже того, дерзают гадать и ищут предзнаменований во время церковных Таинств или богослужения. Уверяют, например, что если свеча тухнет или плохо устанавливается на подсвечнике – это значит, твоя жертва неугодна Богу (мысль об обычном для церкви сквозняке в такие набитые оккультной чепухой головы просто не приходит); говорят, что нельзя передавать свечу (когда в храме много народа и нет возможности подойти к подсвечникам самому).

При изготовлении свечи один из её концов специально оплавляют, чтобы освободить фитиль, но если ты зажег её с другого конца, ничего кроме неудобства тебе это не принесёт. И уж, конечно, при зажжении свечи от чьей-то другой, на твою не перейдёт никакой беды или зла. Допустить такую мысль – просто кощунство. Свечой нельзя освятить (почистить) квартиру, расхаживая с ней по периметру комнат – жилище освящается священником во время особого молебна.

При горении свеча потрескивает не к морозу, или оттого, что на тебе «порча», а просто потому, что в фитиле содержится влага. Покупать церковные свечи для гадания, «снятия порчи, сглаза», лечения у бабок, экстрасенсов и колдунов является тяжким грехом, а занимающиеся такой практикой по правилам Церкви приравниваются к убийцам.

Тяжкий грех ставить свечу «за упокой» живого человека, такой «молитвенник» не достигнет своей цели, ибо Бог выше нашего зла, Он не слушает и, тем более, не исполняет безрассудных и зложелательных просьб по Своей Благости и Любви к людям.

Свет – это знак жизни

Но даже если ты, дорогой друг, научился правильно исполнять все обряды, не думай, что достаточно поставить пред иконой свечку, чтобы все твои проблемы решились. Все наши хождения в храм, все наши жертвы, все наши свечки будут напрасны, если мы не научимся жить по Евангелию, прощать обиды, быть милосердными, отзывчивыми на чужую боль, любить хотя бы чуточку так, как любит нас Господь. Всё остальное – только средство, а цель – Христос, Бог, Любовь, спасение души. Вот зачем мы в церковь ходим.

Как прав священник Сергий Ганьковский, настоятель храма сщмч. Владимира в г. Королеве: «Если бы мы в самом деле приходили в Церковь Христову к нашему Спасителю, а не в место, где, как в магазине, можно купить свечку и без всякого благоговения, без всякого стыда, распихивая молящихся, ходить по храму во время, когда звучат молитвы, когда, как поётся в церковном песнопении «молчит всяка плоть человеча», разве бы трепет и благоговение не заставляли бы нас умолкать и забывать обо всём на свете… Нет, нам не до Христа! Одной нужно свечку поставить, потому что кто-то ей сказал, что в этом смысл и содержание православия, другой во что бы то ни стало именно сейчас, посреди службы, посреди великого Таинства, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя, нужно выяснить, где и когда будут выдавать святую воду, а третья и вовсе в простоте душевной увидела знакомую, да и решила с ней парой слов перекинуться»…

И всё же, друзья, будем зажигать свечи и будем учиться у них пламенеть сердцем, устремляясь к Богу. Ведь наши свечи говорят ещё и о другом. Свет – это знак жизни, это знак победы над тьмой и мраком. И, как учил митрополит Антоний Сурожский, «нам, верующим, нам, которые встретили Бога и Христа, надлежит сиять таким светом, излучать такой свет, – не обязательно слепящий, может быть, свет малой свечки, который заставил бы встречающих нас сказать: «В этом человеке есть нечто, чего никогда раньше ни в ком я не встречал!»

Попробуем жить так, чтобы все мы – все, кто собирается в многочисленных храмах России и во всех местах, где веруют во Христа, жили, как свечи горящие; тогда вокруг нас станет теплей, светлей, радостней жить, и другие проснутся к вечной радости.

Священник Вячеслав ВИДИНЕЕВ

На заставке фото  Леонида Шеметова