Лабиринт

Мужчина в храме
Авторы:


Откровение, Самое главное
Темы: , , , , , , .
Этот странный текст родился несколько лет назад из непреодолимого желания объяснить другу то, что только-только начинало мне самой открываться. Поскольку он оказался «в тему», я решила его опубликовать. Тем более, что и в других материалах к каждому читателю «Логоса» я обращаюсь как к другу. Даже тогда, когда нет надежд на взаимность. Если вы готовы поделиться своим откровением, пишите нам.

Перед стеной

Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался перед необходимостью признать одну странную, на первый взгляд, вещь. Мы добиваемся видимого блага для себя – любви или дружбы какого-то человека, приобретения необходимой (как нам кажется) вещи, ещё важнее – квартиры, укрепления здоровья, повышения по службе, поступления в институт и т.д., из кожи вон лезем, изводимся сами и изводим других, а потом оказывается, что то, к чему мы так упорно и страстно стремились, нам совсем не нужно. Нет нам в приобретённом не только никакой пользы, но часто наоборот – один вред.

Человек, без которого мы не могли жить, оказывается подлецом. Вещь, ради покупки которой было подорвано здоровье, крадут, или она ломается и требует новых усилий для починки, или просто не приносит желаемой радости. В новой квартире вместе с нами поселяется беда. Болезнь не очень сильная, с которой мы всеми средствами боролись, как выясняется, уберегала нас от какой-либо поездки, в которой мы могли погибнуть, или от опрометчивого шага, который мог стоить нам гораздо больших страданий. Долгожданная работа приводит, например, к разрушению семьи. А после окончания института оказывается, что ты неверно выбрал профессию.
В общем, всем нам приходилось убеждаться: порой то, к чему стремимся мы всей душой, всеми помыслами своими, чего добиваемся изо всех сил, в результате оказывается бесполезным и даже губительным.

Женщина с девочкой в церкви

Фото Николая Дьяконова

Жизнь человеческая представляется похожей на запутанный лабиринт, из которого есть только один выход – к Богу. Пока человек этого не понимает и рвётся в ошибочном направлении, ставит ложные цели, он натыкается на непробиваемые стены, из одного глухого тупика попадает в другой, запутывается и пропадает. Он негодует, чувствует себя несчастным, бьётся об углы неприятностей, скорбей и страданий, разбивая и размазывая по ним своё сознание, сердце, свои надежды. Он пытается разрушить невидимые стены предательства, лжи, измен, нелюбви, унижения, физических страданий, неосуществлённых желаний (таких естественных и нормальных, как желание носить под сердцем ребёнка, любить, видеть мир, например). И из века в век над лабиринтом этим эхом разносит один и тот же надрывный стон: «За что?» Но на ошибочно сформулированный вопрос невозможно получить правильный и исчерпывающий ответ. А вы попробуйте спросить: «Для чего?», ведь боль – всего лишь знак, что ты идёшь не туда.

Это блуждание по лабиринту продолжается часто до самой смерти, которая тоже ведь совсем необязательно выход к Богу, а может быть, совсем не к Нему. Продолжается до тех пор, пока человек не поймёт одну очень простую истину. Все эти преграды и барьеры, все эти препятствия видимые и невидимые воздвигает для нас Сам Господь, когда видит наше неверное, губительное душевное и духовное движение.

У каждого своя дорога к спасению. Бог каждого старается по ней направить, но пока мы этого не осознаём, мы бунтуем, мы грозим кулаком в небо, тратим все свои силы, чтобы отвоевать у жизни то, что требует для себя тело, изломанная душа, а часто просто общественные стереотипы, чтобы, в конце концов, в одном из жизненных тупиков глазами, полными разочарования, увидеть приближающуюся неотвратимо свою смерть.

Земной путь в Вечность

Иными словами, жизнь человека идёт в потоке Промысла Божия. «Учит Господь, назидая нас и словом Своим Евангельским, и жизнью избранников своих, и решительным вторжением в жизнь человеческую Божией благодати силою чуда, – пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Но признаемся, редко кто из нас понимает эти спасительные уроки. – Вот мы теперь живём суетно, у нас нет внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия, у нас нет разумения понять, чего же хочет от нас Господь в данной нам обстановке жизни. А всё это потому, что мы забываем о единственной цели земного бытия, о том, что она – только путь в вечность…»

Молебен о восстановлении Богородицкого храма в Якутске

Фото протоиерея Сергия Клинцова. Богородицкая церковь, г. Якутск. Молебен о восстановлении храма

Мы по глупости своей, по мелкости душевной, по слепоте Его проклинаем, а Он, Господь, Небесный Отец наш, любящий нас, сострадающий нам, возводит на нашем неверном пути эти стеночки тогда, когда мы не умеем услышать Его Слово, когда не замечаем с милостью протянутую к нам руку, когда мы не хотим менять себя, свой путь «по-хорошему». Так же бунтуем мы против земных родителей, пытающихся нас воспитывать в меру своего понимания, запрещающих нам что-то, наказывающих строго или не очень, в зависимости от своего и нашего характера.

Бог не наказывает. Он спасает нас, разворачивая к Себе – единственно возможному выходу из тупика рабства и несвободы, от злобы и греха к Любви и Совершенству, к Радости и Свету, от смерти к Вечной Жизни, как бы приговаривая: «Не туда, милый, не туда. Не того хочешь, не к тому стремишься, неправильно думаешь, нехорошо поступаешь. Остановись, опомнись, осмотрись. Не понимаешь ты, что не Я, что ты сам, своим грехом наносишь своей душе рану? – прими горькую таблеточку разочарования. Не помогла пилюля? – получи укол предательства или болезни. Я не хочу, чтобы тебе было больно, но эту боль ты сам себе причиняешь, и Я, для твоего же блага, не буду препятствовать тому, чтобы ты её ощутил (так не мешают родители, чтобы упрямый ребёнок сунул руку в пламя)».

А всё ради чего? – ради того, чтобы нас, оторванных от Бога, навсегда с Ним соединить, чтобы нас, измученных житейскими невзгодами, к вечному, а не к сиюминутному и скоропреходящему Блаженству привести, к окончательному выздоровлению, говоря человеческим языком, к счастью абсолютному, полному и неизменному, ведь предупреждал же Он, что «неправедные Царства Божия не наследуют» (1. Кор. 6, 9).

Опыт приобщения

Единственно, чего не хочет сделать для нас Господь, так это привести к Себе человека путём насилия – то есть запретить зло в принципе. Нам ужасно трудно понять, почему Бог допускает боль, несправедливость, смерть в нашу жизнь, почему Он Сам, вопреки нашей природе, не хочет сделать нас безгрешными, беззлобными, почему требует от нас каких-то усилий, борьбы с грехом внутри себя, почему не хочет лишить нас свободы выбора между добром и злом, почему ежечасно, ежеминутно заставляет нас совершать духовный выбор?

Предки наши вкусили от древа познания добра и зла, и теперь никуда не денешься – мы все с вами понимаем, что и то, и другое существует. Запретить нам это знание означает сделать нас умалишёнными. Нет, не этого ждёт от нас Создатель. Он требует от человека свободного выбора в пользу добра, добровольного отказа от зла в себе самом. Ведь что бы такое был человек, не имея возможности этого выбора? Кукла, марионетка, зомби, просто живое существо – животное, не чувствующее боли своих ран и своей расколотости и потому не имеющее возможности молиться об исцелении? Зачем он был бы тогда вообще, зачем бы существовал? Да и было бы разве возможно достижение того Блаженства, которое дарует нам Господь тогда, когда мы, отрекаясь от греха, к Нему всей своей душой припадаем осознанно, по собственному горячему желанию?

Господь призывает нас к любви, но вот какая штука – любить способно только свободное существо, потому что любовь подразумевает жертвенность и самоотречение ради любимого. Однако насильно пожертвовать собой нельзя, насильно можно только принести в жертву другого.

Это очень нелегко бывает признать и ещё труднее увидеть, пока человек не имеет определённого духовного опыта. Наверное, самое трудное в жизни – поделиться своим переживанием, особенно опытом блаженства. Невозможно рассказать человеку о том, чего он не знает. Может быть, поэтому мы легче разделяем человеческую боль, чем радость. Чужое счастье часто вызывает если не зависть, то сожаление о том, что оно – не с нами. И всё же душа интуитивно стремится туда, где этот опыт, опыт приобщения к благодати, можно получить, – в Церковь.

«Поставил свечку…»

Часто приходится слышать от людей, особенно от тех, кто находится в беде: «Я был в храме, поставил свечку». И вот человек, совершив подобное действие, начинает ждать от Бога, что теперь его положение должно измениться, потому что он, как ему представляется, сделал то, чего от него ждёт Бог.

Но того ли ждёт от нас Господь? Кто такой наш Бог, к Которому мы обращаем свои просьбы, свои молитвы? Что мы знаем о Нём? Верим ли мы в Него и верны ли мы Ему? И что Он ждёт от нас, чего требует, к чему призывает, от чего предостерегает, какими хочет нас видеть? И, наконец, «что есть человек и что польза его? что благо его и что зло его?» (Кн. Иисуса, сына Сирахова 18, 7), кто мы сами перед Его лицом, зачем пришли в этот мир, куда идём, к чему стремимся, чего хотим и чего достойны, в чём действительно благо наше и в чём на самом деле наша польза? Эти вопросы остаются, как правило, без ответа.

Но войти в здание церкви – ещё не значит войти в тело Церкви, стать частью того богочеловеческого организма, в котором силой Святого Духа совершается чудо и тайна преображения человека и его жизни. От свечи, поставленной за здравие, от денежки, пожертвованной ради собственного благополучия, до понимания того, что «жертва Богу дух сокрушенный», до радостной готовности пожертвовать ради Бога и человека здоровьем, благополучием, даже самой жизнью – путь долгий и трудный.

Каждого из нас ведёт по этому пути Святая Церковь. Только Церковь знает путь к Богу, и только она даёт возможность его пройти.

Господи, помоги нам найти выход из лабиринта!

Ирина ДМИТРИЕВА

На заставке фото протоиерея Сергия Клинцова