Разговор с новым епископом
Как тесен мир! Особенно православный… Начав записывать интервью с новым правящим архиереем Якутской и Ленской епархии, я меньше всего ожидала узнать, что мы с ним закончили одно Московское художественное училище (только я – несколькими годами раньше).
Помню, о том отделении, на котором учился наш будущий епископ Зосима, ходили легенды. Говорили, что туда принимают только тех, у кого золотые руки, что лучшие выпускники работают в Кремле. Наше училище местами больше напоминало музей: инкрустированные столики, резная мебель, картины, выполненные в технике маркетри, необыкновенной красоты керамика – всё было сделано руками наших ребят. Некоторые из них стали великолепными краснодеревщиками, другие – художниками, третьи – архитекторами… И вот – епископ.
Неисповедимы пути Господни! А с чего он начался – путь нового епископа Якутского и Ленского? Преосвященнейший Владыка Зосима любезно согласился ответить на наши вопросы.
– Владыко, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Я родился в Сибири, в городе Красноярске, в 1963 году. Через пять лет переехал с родителями в Москву. Там окончил среднюю школу, художественное училище. Потом какое-то время работал в проектном институте мебели и прислуживал в одном из московских храмов – был пономарём, алтарником.
В это время в Москве открылся Свято-Данилов монастырь. Я пришёл в него в качестве рабочего, чтобы принять участие в его восстановлении. Там у меня появилось желание остаться в монастыре. Потом по благословению духовника я поступил в Московскую духовную семинарию.
На третьем курсе стал послушником Троице-Сергиевой Лавры. Принял монашество, начал служить иеродиаконом и параллельно заочно учился в духовной академии. В 1992 году меня перевели в Москву в Данилов монастырь, где я продолжал своё церковное послушание: был заведующим офисом монастыря, затем главным редактором издательства «Даниловский благовестник». Тогда же стал священником, иеромонахом.
В 1998 году по благословению Патриарха я был переведён в Русскую Духовную миссию в Иерусалим, где в течение двух лет духовно окормлял паломников и прихожан. Потом исполнял послушание в канцелярии Русской Духовной миссии. В 2000-ом стал настоятелем монастыря в городе Иерихон. В конце того же года, после проведения праздников, посвящённых двухтысячелетию христианства, я вернулся в Данилов монастырь, где продолжил послушание сначала в качестве заведующего художественными мастерскими (там есть своя «ювелирка», «столярка», «слесарка», иконописцы, резчики по дереву), занимался художественными работами. Затем, став ризничим, отвечал за внутреннее убранство монастырских зданий.
Будучи игуменом, на должности ризничего монастыря я и был призван на совершенно новое послушание в звании епископа Якутской и Ленской епархии.
– Страшно было ехать сюда?
– Не очень, потому что я бывал в Якутии. Дважды приезжал сюда в молодости. В 1982 году, когда ещё существовали студенческие отряды, мы с друзьями трудились здесь, немножко поездили по республике, долго жили в Тикси, в Хатанге, в Нерюнгри. И второй раз я приезжал в Якутск к родителям, которые здесь некоторое время работали. Сестра с братом учились в школе № 9. Интересно, что у сестры в старом паспорте (до обмена) в графе национальность значилось «нуучча». Помню, меня приятно поразила доброта и открытость местных жителей. Поэтому, отправляясь в Якутию, я рассчитывал, что меня примут так же, как и тогда, – с добром и сердечно.
– Думаю, Владыко, что многие так и примут – по-доброму. Но в то же время (Вам, наверное, приходилось сталкиваться с этим раньше и в Москве, и в Израиле), когда на человека или явление смотрят недобрыми глазами, то обязательно происходит искажение. Чего только не увидишь через призму (скажем мягко) недоверия! Возможно, с такого рода недоброжелательностью Вы и здесь встретитесь тоже. Готовы?
– Это один из крестов любого пастыря. На него всегда смотрят с неким прищуром. А уж от епископа всегда ждут чего-то большего. Ну, как говорят у нас в Церкви: «Богу содействующе!» Надеюсь, Господь не оставит.
– Однажды архиепископ Герман выступал на радио в прямом эфире, и ему задали смешной вопрос: «Почему епископа нам присылают из Москвы, неужели здесь, в Якутии не могут найти какого-нибудь… артиста?» Для многих сейчас на самом деле религия – это игра. Люди просто заигрываются в язычество, кришнаизм, католицизм и т.д., и т.п. Я думаю, что и в православие некоторые играют… Разве нет?
– Да, для многих наших современников Церковь настолько внове, настолько необычна, что многие воспринимают богослужение как некий обряд или зрелищную постановку. Мне одна женщина сказала: «В этом храме служба совершается как хорошая пьеса – быстро и без натяжек». Но это мнение меньшинства.
Для человека важна встреча с Богом, и в храме она реально происходит. Храмы предназначены, прежде всего, для молитвы, а молитва – это общение с Богом. Приходя в храм и видя службу, человек искренний не может не ощущать Божию благодать.
В Священном Писании сказано: «Сердце чисто Бога узрит». Церковь говорит нам о чистоте сердечной, о покаянии, об очищении души от тех страстей, наносов жизненных, греховных, которые есть у каждого человека. И вот чем лучше мы эту работу по очистке сердца проведём, чем больше уберём торосов греховных, которые в нём наросли, тем ближе ощутим Бога, Его присутствие. Тогда мы сможем понять, что Церковь Христова – это всерьёз и надолго. Это явление не только сегодняшнего дня, не мода очередная, но, поистине, – врата Вечности.
– Чем игра отличается от веры?
– Я думаю, всякий, кто заигрывает с Церковью, очень скоро устанет от этого и уйдёт. У нас, особенно в монастырях, служба совершается очень долго, если человек только играет и не чувствует благодати, которая даёт молящемуся силы, он не сможет стоять долго неподвижно или творить бесчисленные поклоны, как это бывает во время Великого поста. Такие люди очень быстро начинают зевать, уставать и уходят.
Но если говорить о Церкви как об открытых окнах, через которые мы видим ТОТ мир, не видимый для глаз, но очень близкий, то, если человек смотрит в них чистым взором, он начинает видеть Бога.
– А что бы вы пожелали тем, кто в Церкви, и тем (а таких много в Якутии), кто только приглядывается?
– Мне бы хотелось сказать тем, кто вошёл в Церковь, что они должны быть более открытыми, близкими и терпимыми к людям, которые ищут Бога, но ещё не обрели Его. Им легче – встреча с Господом у них состоялась, они молятся и чувствуют Божию благодать. Это долг православных христиан – больше общаться с теми, кто ещё не нашёл Бога, кто находится на пути к Нему, ведь по-настоящему человек не сможет уверовать, если не увидит отблеск настоящей веры в глазах другого.
Если мы, православные, станем более искренними, правдивыми по отношению к себе и к другим, то есть будем исполнять две главные заповеди, которые Христос оставил о любви к Богу и о любви к ближнему, тогда люди, которые с нами общаются, почувствуют необходимость встречи с Господом, необходимость Церкви.
А вообще, если наши родные, друзья, коллеги начинают обращаться к Богу – это один из признаков того, что мы на верном пути. Значит, мы своей жизнью по-настоящему являем им образец веры.
Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА