Мы не играем в нашу веру

Владыка Зосима
Авторы:


Званый гость, Самое главное
Темы: , , , , .

Разговор с новым епископом

Как тесен мир! Особенно православный… Начав записывать интервью с новым правящим архиереем Якутской и Ленской епархии, я меньше всего ожидала узнать, что мы с ним закончили одно Московское художественное училище (только я – несколькими годами раньше).

Помню, о том отделении, на котором учился наш будущий епископ Зосима, ходили легенды. Говорили, что туда принимают только тех, у кого золотые руки, что лучшие выпускники работают в Кремле. Наше училище местами больше напоминало музей: инкрустированные столики, резная мебель, картины, выполненные в технике маркетри, необыкновенной красоты керамика – всё было сделано руками наших ребят. Некоторые из них стали великолепными краснодеревщиками, другие – художниками, третьи – архитекторами… И вот – епископ.

Неисповедимы пути Господни! А с чего он начался – путь нового епископа Якутского и Ленского? Преосвященнейший Владыка Зосима любезно согласился ответить на наши вопросы.

– Владыко, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

– Я родился в Сибири, в городе Красноярске, в 1963 году. Через пять лет переехал с родителями в Москву. Там окончил среднюю школу, художественное училище. Потом какое-то время работал в проектном институте мебели и прислуживал в одном из московских храмов – был пономарём, алтарником.

Владыка Зосима

В это время в Москве открылся Свято-Данилов монастырь. Я пришёл в него в качестве рабочего, чтобы принять участие в его восстановлении. Там у меня появилось желание остаться в монастыре. Потом по благословению духовника я поступил в Московскую духовную семинарию.

На третьем курсе стал послушником Троице-Сергиевой Лавры. Принял монашество, начал служить иеродиаконом и параллельно заочно учился в духовной академии. В 1992 году меня перевели в Москву в Данилов монастырь, где я продолжал своё церковное послушание: был заведующим офисом монастыря, затем главным редактором издательства «Даниловский благовестник». Тогда же стал священником, иеромонахом.

В 1998 году по благословению Патриарха я был переведён в Русскую Духовную миссию в Иерусалим, где в течение двух лет духовно окормлял паломников и прихожан. Потом исполнял послушание в канцелярии Русской Духовной миссии. В 2000-ом стал настоятелем монастыря в городе Иерихон. В конце того же года, после проведения праздников, посвящённых двухтысячелетию христианства, я вернулся в Данилов монастырь, где продолжил послушание сначала в качестве заведующего художественными мастерскими (там есть своя «ювелирка», «столярка», «слесарка», иконописцы, резчики по дереву), занимался художественными работами. Затем, став ризничим, отвечал за внутреннее убранство монастырских зданий.

Владыка Зосима с Вячеславом Штыровым и Егором Борисовым

Владыка Зосима с Вячеславом Штыровым и Егором Борисовым

Будучи игуменом, на должности ризничего монастыря я и был призван на совершенно новое послушание в звании епископа Якутской и Ленской епархии.

– Страшно было ехать сюда?

– Не очень, потому что я бывал в Якутии. Дважды приезжал сюда в молодости. В 1982 году, когда ещё существовали студенческие отряды, мы с друзьями трудились здесь, немножко поездили по республике, долго жили в Тикси, в Хатанге, в Нерюнгри. И второй раз я приезжал в Якутск к родителям, которые здесь некоторое время работали. Сестра с братом учились в школе № 9. Интересно, что у сестры в старом паспорте (до обмена) в графе национальность значилось «нуучча». Помню, меня приятно поразила доброта и открытость местных жителей. Поэтому, отправляясь в Якутию, я рассчитывал, что меня примут так же, как и тогда, – с добром и сердечно.

Епископ Зосима

– Думаю, Владыко, что многие так и примут – по-доброму. Но в то же время (Вам, наверное, приходилось сталкиваться с этим раньше и в Москве, и в Израиле), когда на человека или явление смотрят недобрыми глазами, то обязательно происходит искажение. Чего только не увидишь через призму (скажем мягко) недоверия! Возможно, с такого рода недоброжелательностью Вы и здесь встретитесь тоже. Готовы?

– Это один из крестов любого пастыря. На него всегда смотрят с неким прищуром. А уж от епископа всегда ждут чего-то большего. Ну, как говорят у нас в Церкви: «Богу содействующе!» Надеюсь, Господь не оставит.

27 сентября 2004 года, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Москве в храме Христа Спасителя был рукоположен новый епископ Якутский и Ленский. Им стал архимандрит Зосима (Давыдов) из московского Свято-Данилова монастыря. Торжественное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, которому сослужил сонм архиереев нашей Церкви, в том числе и архиепископ Курский и Рыльский Герман, находившийся до этого на якутской кафедре. В своём напутственном слове святейший Патриарх предупредил новорукоположенного епископа Зосиму, что служение его в далёкой Якутской епархии, всё ещё требующей немалых усилий по просвещению и воцерковлению людей, будет тяжёлым.

Зосима

– Однажды архиепископ Герман выступал на радио в прямом эфире, и ему задали смешной вопрос: «Почему епископа нам присылают из Москвы, неужели здесь, в Якутии не могут найти какого-нибудь… артиста?» Для многих сейчас на самом деле религия – это игра. Люди просто заигрываются в язычество, кришнаизм, католицизм и т.д., и т.п. Я думаю, что и в православие некоторые играют… Разве нет?

– Да, для многих наших современников Церковь настолько внове, настолько необычна, что многие воспринимают богослужение как некий обряд или зрелищную постановку. Мне одна женщина сказала: «В этом храме служба совершается как хорошая пьеса – быстро и без натяжек». Но это мнение меньшинства.

Для человека важна встреча с Богом, и в храме она реально происходит. Храмы предназначены, прежде всего, для молитвы, а молитва – это общение с Богом. Приходя в храм и видя службу, человек искренний не может не ощущать Божию благодать.

Владыка Зосима и Вячеслав Штыров

В Священном Писании сказано: «Сердце чисто Бога узрит». Церковь говорит нам о чистоте сердечной, о покаянии, об очищении души от тех страстей, наносов жизненных, греховных, которые есть у каждого человека. И вот чем лучше мы эту работу по очистке сердца проведём, чем больше уберём торосов греховных, которые в нём наросли, тем ближе ощутим Бога, Его присутствие. Тогда мы сможем понять, что Церковь Христова – это всерьёз и надолго. Это явление не только сегодняшнего дня, не мода очередная, но, поистине, – врата Вечности.

– Чем игра отличается от веры?

– Я думаю, всякий, кто заигрывает с Церковью, очень скоро устанет от этого и уйдёт. У нас, особенно в монастырях, служба совершается очень долго, если человек только играет и не чувствует благодати, которая даёт молящемуся силы, он не сможет стоять долго неподвижно или творить бесчисленные поклоны, как это бывает во время Великого поста. Такие люди очень быстро начинают зевать, уставать и уходят.

Но если говорить о Церкви как об открытых окнах, через которые мы видим ТОТ мир, не видимый для глаз, но очень близкий, то, если человек смотрит в них чистым взором, он начинает видеть Бога.

Епископ Зосима и будущие священники

– А что бы вы пожелали тем, кто в Церкви, и тем (а таких много в Якутии), кто только приглядывается?

– Мне бы хотелось сказать тем, кто вошёл в Церковь, что они должны быть более открытыми, близкими и терпимыми к людям, которые ищут Бога, но ещё не обрели Его. Им легче – встреча с Господом у них состоялась, они молятся и чувствуют Божию благодать. Это долг православных христиан – больше общаться с теми, кто ещё не нашёл Бога, кто находится на пути к Нему, ведь по-настоящему человек не сможет уверовать, если не увидит отблеск настоящей веры в глазах другого.

Если мы, православные, станем более искренними, правдивыми по отношению к себе и к другим, то есть будем исполнять две главные заповеди, которые Христос оставил о любви к Богу и о любви к ближнему, тогда люди, которые с нами общаются, почувствуют необходимость встречи с Господом, необходимость Церкви.

А вообще, если наши родные, друзья, коллеги начинают обращаться к Богу – это один из признаков того, что мы на верном пути. Значит, мы своей жизнью по-настоящему являем им образец веры.

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *